Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности на тему «Филимоновская игрушка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе знакомство с филимоновской игрушкой как видом народно декоративно-прикладного искусства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 216»

Ленинского  района г. Саратова

ИНН  6453042610

КПП  645301001  

ОГРН  1036405303813        

410064  г.Саратов

ул. Лебедева – Кумача 72 «В».  

Тел:  62 – 43 – 35  

Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности на тему «Филимоновская игрушка»                                                    с использованием технологии развивающего обучения.

                           

                                    Рыжковой Л.Н.

                                                                           Воспитатель I квалификационной                                                  

                                                                            категории

                                                                 Саратов

                                            2019 г.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе знакомство с филимоновской игрушкой как видом народно декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность;

- формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

- содействовать развитию восприятия, внимания, мелкой моторике рук ребенка;

- формирование умение детей лепить из целого куска;

-закрепить усвоенные ранее приёмы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание;

- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки

Формы организации совместной деятельности и оборудование

Виды деятельности

Формы организации

Оборудование

Игровая

Пальчиковая игра

Игра с музыкальным сопровождением

Магнитофон, песня «Паровоз»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций, рассматривание Филимоновских игрушек

Посылка, филимоновские игрушки, письмо

Коммуникативная

Беседа

Взаимодействие с воспитателем, умение слушать и понимать его. Общение со сверстниками в процессе выполнения практических заданий.    

Музыкальная

Исполнение песни «Паровоз» в движении

Магнитофон, запись песни «Паровоз»

Самообслуживание

Самообслуживание: поддерживание порядка на своём рабочем столе.

Дежурство: раскладывание материалов для занятия.

Материалы и пособия: филимоновские игрушки (образец) выполненные воспитателем, шапочка «Паровоз» для воспитателя, «волшебная глина» (солёное тесто), салфетки, дощечки для работы с солёным тестом, диски для готовой игрушки.

Изобразительная

Изготовление продуктов детского творчества

«Волшебная глина» (солёное тесто), салфетки, дощечки для работы с солёным тестом, диски для готовой игрушки.

                     Методы

                  Приёмы

Практический

Демонстрация навыков и умений.

Исполнение

Наглядный

Рассматривание, показ образца

Разъяснение, сопровождаемое показом

Использование ТСО

Словесный

Разговор, беседа, устные инструкции по выполнению работы, ответы на вопросы

Игровой

Игровая мотивация

Обыгрывание ситуации

        Деятельность воспитателя

     Деятельность детей

I Вводная часть

-Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

Здравствуйте!

По просьбе воспитателя дети подходят к воспитателю.

Дети берутся за руки, друг другу улыбаются.

Мотивация общения

- Дети, нам почтальон принес в группу посылку. Интересно кто же нам её прислал? Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Расскажите нам откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

- Дети, вы знаете, откуда к нам пришла посылка, и как называются эти игрушки?

Открывают посылку, достают игрушки, рассматривают.

Ответы детей.

II Основная часть

История филимоновских игрушек:

- С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове не только зверюшек но и барышень, солдат, коней.

- У нас в группе тоже есть глиняная игрушка свистулька, кошечка. Но она не похожа на филимоновские игрушки.

- У филимоновсой игрушки есть своя отличительная особенность от остальных игрушек народного промысла, они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Игрушки сначала раскалят до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми как камень. После обжига игрушки расписывают. Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

Дети рассматривают игрушки и называют отличия.

-Они все вытянутые

Загадки:

-Отворилась тихо дверь.

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

-Бегут по дорожке

Борода да ножки.

-Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет "ку-ка-ре-ку"

- Кошка

-Козлик

- Петух

Игровая задача:

- Дети, а в посылке ещё что-то есть. Да это письмо. Давайте его прочтем.

"Дорогие ребята! Пишут Вам филимоновские мастера. Мы очень надеемся на вашу помощь. Нам везти на ярмарку игрушки. Мы с утра до ночи красим, лепим игрушки для детей. Работы очень много, мы не успеваем. Приезжайте к нам в Филимоново и помогите нам".

-Ребята поможем филимоновским мастерам?

Ответ детей

Физкультминутка "Паровоз"

-Дети! Дорога в деревню Филимонова дальняя. На чем же мы можем до нее доехать?

Дети встают друг за другом "паровозиком", Воспитатель надевает шапочку "Паровоз"

- Паровоз, паровоз

Новенький блестящий

Он выгоны повёз

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки.

Веселые. умелые

Девчонки имальчишки!

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Ту-ту!

Выполнение игровой задачи:

-Вот мы и приехали в филимоновскую мастерскую. Пора и за работу.

Мы с вами будем лепить петушка. Посмотрите, какой он.

Я красавиц петух! Создан для парада!

Перья-пух! Перья-пух!

Гребешок? Что надо!

Глазки-щелки! Очи-зорки!

Голосок-соловушки!

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!

На цветные перышки!

-Вот какой Петя-петушок. Давайте его слепим. Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка "волшебной" глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим, чтобы получилась подставка (обратить внимание, чтобы он стоял).

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть "волшебной" глины формируем хвост.

5. Крылышки процарапаем стекой.

-Какие у вас красивые получились игрушки! Настоящие мастера! Давайте их поставим рядом с филимоновскими игрушками.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

Закрепление по теме:

- Дети, вы молодцы! Расскажите, какие у вас получились игрушки?

- Понравилось вам лепить из "волшебной" глины? Какая она? Когда высохнут ваши игрушки, мы их обязательно распишем яркими красками, чтобы они порадовали всех ребят.

- Ну, а нам пора возвращаться. Вагончики зацепляем и песню запеваем.

Физкультминутка "Паровоз"

 Дети встают друг за другом "паровозиком", Воспитатель надевает шапочку "Паровоз"

Ш Заключительная часть

- Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы побывали? Что интересного узнали? Как вы думаете филимоновским мастерам понравятся наши игрушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми средней группы компенсирующей направленности на тему: «Научим Незнайку смешивать цвета»

Цель: развивать способность логически мыслить, действовать с материалами (самостоятельно смешивать цвета красок для получения необходимых цветов: фиолетовый, розовый оранжевый, зелёный,голубой, серый)...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Как Ежик весну искал»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности  «Как Ежик весну искал»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Осенние разноцветные листья» с применение метода нетрадиционного рисования «Отпечаток листьями».2021 год

Цель: ознакомление детей  с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток листьями». Задачи:Образовательные: - закрепить знания детей о нетрадиционных ви...