Конспект занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Конспект  занятия по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детский сад «Сказка» - СП МКДОУ «Улыбка»

Конспект  занятия по речевому развитию

с использованием метода интеллект-карт

«Составление рассказа на тему:

«Моя любимая игрушка»

Toy-Safety-Franklin-TN.jpg

Выполнила:Ударцева Н.В.воспитатель

высшей  квалификационной категории

П.Юргамыш 2023 г.

Интеграция образовательных областей: доминирующая область – речевое развитие интегрирует с образовательными областями – познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное  развитие.

         Цель:  формировать умение составлять описательный рассказ  об игрушке.

           Задачи по образовательным областям.

         Речевое развитие:

 активизировать словарный запас;

          - совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли;

- упражнять детей образовывать существительные с суффиксами;

совершенствовать умение образовывать  однокоренные слова;

- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи между воспитателем и ребенком;

учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,

воспитывать культуру речевого общения;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

Познавательное развитие:

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги – формата  А4, располагать картинки в указанном направлении;

- продолжать учить выполнять задания по словесной инструкции;

- развивать умение детей «оформлять» интеллект - карты в ходе беседы.

Социально – коммуникативное развитие:

- развивать умение работать по образцу, точно выполнять словесную инструкцию;

- воспитывать организованность;

- способствовать бережному отношению к игрушкам;

- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

- поощрять инициативу;

- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Физическое развитие:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Методы и приёмы: игровой (игры «Внимательные ушки», «Большой-маленький», «Что из чего»), наглядный (демонстрационный материал), проблемно-ситуационный (звуковое письмо от Чебурашки),  словесный (беседа, объяснения и вопросы воспитателя, ответы детей), физкультминутка.

Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная, двигательная.

        

Предварительная работа с детьми: Рассматривание игрушек, составление описательных рассказов, чтение стихов об игрушках, рисование на тему «Моя любимая игрушка», разучивание физкультминутки, стихотворения Н. Найдёновой «Наши игрушки», отгадывание загадок об игрушках. Работа по составлению интеллект – карты по различным темам.          

Демонстрационный материал:

- ноутбук;

- презентация;

картинки с изображением материалов, из которых сделаны игрушки;

- картинки с изображением на тему «Как можно играть с игрушками?»;

- игрушки: машина, самолетик, матрешка, корабль, кастрюля, петушок, кролик, кошка;

- мяч;

исты формата А 4 с изображением в центре листа  любимой игрушки;

- цветные фломастеры;

- клей;

- смайлики красного, жёлтого, зелёного цветов.

          Предполагаемые результаты:

У детей обогатился словарный запас,  расширился кругозор; сформированы навыки монологической и диалогичной речи; дети умеют составлять описательный рассказ об игрушке, используют  в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употребляют прилагательные. У детей сформировано умение работать с интеллект – картой.                           

 

Ход занятия

 I Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

          В: Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг (Дети встают в круг и берутся за руки)
          «Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,
Очень любим вместе быть
Добрых слов всем говорить».
Психологический настрой «Подари улыбку»

В: Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение.

          Звучит звук электронного письма. (Дети подходят к ноутбуку и слушают звуковое письмо от Чебурашки.) «Всем привет! Я - Чебурашка. Ребята, мне очень грустно, у меня мало друзей. Помогите, пожалуйста. Я знаю, у вас есть любимые игрушки. Чтобы мне с ними подружиться,  вам надо составить рассказ о своих игрушках»

         В: Дети, поможем Чебурашке? (Ответы детей: Да)

          В:  Давайте мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы. А вы ребята, если слышите название игрушки - хлопаете в ладоши, а если название любого другого предмета, то нет. Машинка, кукла, кубики, берёза, юла, матрёшка, воробей, мячик, телевизор, кораблик, самолётик, огурец.

        В: Молодцы ребята, вы справились с заданием.                                                                                В: Давайте выполним просьбу Чебурашки,  а чтобы рассказы были более полными и интересными, я предлагаю вам составить интеллект- карту об игрушке.                                                                                                         (Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены листы, фломастеры, картинки)

         Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.

          В: У вас на столе приготовлены листы. Что изображено в центре? (Ответы детей:  В центре нарисованы наши любимые игрушки)

         ВЧто мы можем рассказать о игрушке?

 О цвете.

 О форме.

 О размере.

 Из каких частей состоит.

 Из какого материала сделана.

 Как можно с ней играть.

 

       

 II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

          В: Ребята, посмотрите на свои игрушки,  какого они цвета? (Ответы детей)

          В:  Проведите стрелку от картинки  к слову «цвет» и раскрасьте круг в тот цвет, какого цвета у вас игрушка. (Дети рисуют стрелку и раскрашивают круг)

         В: Скажите какую форму имеют ваши игрушки. (Ответы детей)

         В: Проведите стрелку от картинки к слову «форма» и нарисуйте форму вашей игрушки. (Дети рисуют стрелку и форму игрушки)

          В: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем в игру «Большой — маленький»

(Воспитатель предлагает детям встать в круги поиграть с мячом)

Большая – рыба, а маленькая – рыбка

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик.

Большая пирамида – маленькая пирамидка.

Большой медведь – маленький мишка.

          В: Ребята, давайте вернёмся к нашим картам. (Дети садятся за столы)

         В: А какого размера ваша игрушка? (Ответы детей) 

        В: Проведите стрелку от картинки к слову «размер» и нарисуйте круг нужного размера. (Дети рисуют стрелку и круг нужного размера)

          В: Ребята, из каких частей состоят ваши игрушки? (Ответы детей)

          В: Проведите стрелку от картинки к слову «части»  и нарисуйте части вашей игрушки.

         В: Игрушки делают из разных материалов. Предлагаю вам пройти к столу и посмотреть из каких материалов могут быть изготовлены игрушки. (Дети подходят к столу, на котором стоят игрушки)

        

          Игра "Что из чего?"

   Самолетик из бумаги, какой? (бумажный)

Матрёшка из дерева, какая? (деревянная)

   Петушок из плюша, какой? (плюшевый)

Зайчик из меха, какой? (меховой)

Машинка  из пластмассы, какая? (пластмассовая)

Кораблик из резины, какой? (резиновый)

Кошка  из глины, какая? (глиняная)

Кастрюля из металла, какая? (металлическая)

         В: Давайте вернёмся к нашим игрушкам  рассмотрим, из какого материала сделаны они. (Ответы детей: Моя кукла сделана из пластмассы, значит она пластмассовая т.п.)                                                                                                                                                                      

         В: Проведите стрелку от картинки к слову «материал». Найдите на столе подходящую картинку и приклейте её рядом. (Дети рисуют стрелку и приклеивают картинку)                     

          В: А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём. (Дети проходят на ковёр для выполнения физкультминутки)

         

           Физкультминутка

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

 

     В: Пройдите на свои места. (Дети проходят за столы)

          В: Ребята, для чего нужны игрушки? (Ответы детей: чтобы играть, весело проводить время, игрушки нас учат доброму.) 

          В: Как можно играть с вашей игрушкой? (Ответы детей)  

         В:  Проведите стрелку от картинки к слову «играть». Найдите на столе подходящие картинки и приклейте их рядом. (Дети рисуют стрелку и приклеивают картинки)                      

          В: Вот мы с вами и создали интеллект- карты о ваших любимых игрушках. Все карты помогают людям - географическая помогает путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша карта поможет вам рассказать об игрушке.  

 

        III Заключительная часть (рефлексивный этап)

         В: Ребята, давайте подойдем к Чебурашке и расскажем ему об игрушке. (Дети подходят к ноутбуку, вешают свои карты на мольберт). Кто желает рассказать о своей игрушке? (рассказы детей об игрушке)

         В: Посмотрим, с  какими игрушками подружился Чебурашка? Чья эта игрушка? (Ответы детей: Это машинка. Она Лёнина и т.д)                                                                             

          В: Какие вы молодцы, ребята, нарисовали интеллект-карту, рассказали про свои игрушки. Мне и Чебурашке  так понравились ваши рассказы.

         В: Посоветуйте Чебурашке, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и долго радовали ребят. (Ответы детей: Не бросать их на пол, на них могут наступить; не кидаться игрушками; после игры аккуратно положить игрушки на место, не ломать; делиться с друзьями; обращаться бережно)

        В:  Послушайте, что вам скажет Чебурашка. (слушают сообщение Чебурашки) « Спасибо,  ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня много друзей.»                                                                                                                    

        В: Сейчас нам Алиса расскажет стихотворение   «Наши игрушки». (Алиса читает стихотворение)                                                             

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, 
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, - 
Все у нас общее в детском саду.    

          В: Ребята, вам интересно было составлять интеллект-карту об игрушках? (Ответы детей)                                                                                                                                         

          В: Что доброго сделали? (Ответы детей: Помогли Чебурашке подружиться с нашими игрушками)

          Рефлексия          

          В: Дети, предлагаю взять каждому по одному смайлику.

Красный –  Мне было не интересно, я ничего не понял

Жёлтый – Мне было не очень интересно

Зелёный -  Мне было интересно.

          В: Молодцы, ребята, вы сегодня сделали очень хорошее дело: помогли Чебурашке обрести друзей. Давайте попрощаемся с Чебурашкой.

 

 

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...