Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
презентация на тему
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. | 294.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы организации работы по познавательно-речевому развитию: 1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение. 2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями. 3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел. 4. Работа подгрупповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща. 5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи
Форма образовательной деятельности: Непосредственно образовательная деятельность Формы организации детей: Индивидуальные, подгрупповые, групповые, в парах, фронтальные · Беседа после чтения · Рассматривание · Игровая ситуация · Дидактическая игра · Интегративная деятельность · Чтение · Беседа о прочитанном · Показ настольного театра · Разучивание стихотворений · Интегративная деятельность · Конструирование · Исследовательская деятельность · Рассказ · Беседа · Создание коллекций · Проектная деятельность · Экспериментирование · Проблемные ситуации
Форма образовательной деятельности: Режимные моменты Индивидуальные, подгрупповые, групповые Ситуация общения в процессе режимных моментов · Дидактическая игра · Чтение (в том числе на прогулке) · Словесная игра на прогулке · Наблюдение на прогулке · Труд · Игра на прогулке · Ситуативный разговор · Беседа · Беседа после чтения · Интегративная деятельность · Создание коллекций · Разговор с детьми · Разучивание стихов, потешек · Сочинение загадок · Проектная деятельность · Разновозрастное общение
Форма образовательной деятельности: Самостоятельная деятельность детей Индивидуальные, подгрупповые Сюжетно-ролевая игра · Подвижная игра с текстом · Игровое общение · Все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка · Дидактическая игра
Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
Форма образовательной деятельности: Непосредственно образовательная деятельность Формы организации детей: Индивидуальные, подгрупповые, групповые · Чтение · Обсуждение · Рассказ · Беседа · Игра · Инсценирование · Викторина
Форма образовательной деятельности: Режимные моменты Формы организации детей: Индивидуальные, групповые, подгрупповые · Ситуативный разговор с детьми · Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная) · Продуктивная деятельность · Беседа · Сочинение загадок · Проблемная ситуация · Использование различных видов театра
Форма образовательной деятельности: Самостоятельная деятельность детей Формы организации детей: Индивидуальные, подгрупповые · Игра · Продуктивная деятельность · Рассматривание · Самостоятельная деятельность в книжном уголке и театральном уголке (рассматривание, инсценировка) · Во всех видах детской деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Форма образовательной деятельности: Непосредственно образовательная деятельность Формы организации детей: Индивидуальные, подгрупповые, групповые Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность Конструирование Экспериментирование Развивающие игры Наблюдение Проблемные ситуации Рассказ Беседа
Форма образовательной деятельности: Режимные моменты Формы организации детей: Индивидуальные, групповые, подгрупповые Сюжетно-ролевые игры Развивающие игры Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность Конструирование Экспериментирование Наблюдение Проблемные ситуации Рассказ Беседа
Форма образовательной деятельности: Самостоятельная деятельность детей Формы организации детей: Индивидуальные, подгрупповые, групповые Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры
Средства развития коммуникации: · Общение взрослых и детей; · Культурная языковая среда; · Обучение родной речи на занятиях; · Художественная литература; · Изобразительное искусство, музыка, театр; · Занятия по другим разделам программы.
Методы развития коммуникации · Наглядные: Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдения в природе; экскурсии; Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание картин, игрушек; рассказывание по игрушке, картине.
· Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений; Заучивание наизусть; Пересказ; Обобщающая беседа; Рассказывание без опоры на наглядный материал.
· Практические: Дидактические игры; Игры-драматизации; Инсценировки; Дидактические упражнения; Пластические этюды; Хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить : репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Методические приемы делятся на четыре основные группы: словесные наглядные игровые практические
Словесные приемы речевой образец повторное проговаривание объяснение указания оценка детской речи вопрос рассказ чтение беседы использование художественного слова.
Наглядные приемы показ иллюстративного материала показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. наблюдения рассматривание картин демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
Игровые приемы Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Практические приемы Упражнения Игры эксперименты и опыты моделирование проектная деятельность исследовательно-поисковая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность «Грамматика в природе» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие». (с использованием ИКТ)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...
Непрерывная образовательная деятельность «Пернатые друзья» С детьми старшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект НОД в старшей группе "Пернатые друзья" (Развитие речи,познание).Цель:уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих н...
конспект НОД «Путешествие в осенний лес» с детьми средней группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (с использованием ИКТ)
Непрерывно образовательная деятельность«Путешествие в осенний лес» с детьми средней группыс интеграцией образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Грибная пора" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"/средняя группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления познавательной и речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Тема: «Весна»
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познават...
Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)
ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...