Дидактические игры по развитию представлений детей о цвете, форме, величине, времени, пространстве. Для детей с ЗПР 4-5 лет.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Матвеева Галина Сергеевна

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

-речевое развитие,

-познавательное развитие,

-физическое развитие.

Цель: Создание образа овечки из цветных кружков.

Задачи:

·        Учить создавать образ веселой овечки.

·        Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, бережное отношение ко всему живому.

·        Развивать художественное восприятие, мышление. Мелкую моторику рук.

·        Воспитывать аккуратность. Усидчивость, вызвать эмоциональный отклик, вызвать желание создавать образ.

Материал и оборудование:  листы зеленого цвета Ф-А5 с нарисованным большим кругом, салфетки, кисточки, клей,  кружки цветные диаметром 2-2,5 см., ножницы.

Предварительная работа: наблюдение за овцами на прогулке, повторение с детьми темы «Домашние животные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию представлений детей о цвете, форме, величине, времени, пространстве. Для детей с ЗПР 4-5 лет.

При задержке психического развития представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра позволяет ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и увеличить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроля над состоянием сенсорного развития детей.

Только при определенной системе проведения дидактических игр можно достичь сенсорного развития. Участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их понимать, систематизировать, расширять и пользоваться ими на практике.

ЦВЕТ:

Разноцветные ленточки

Цель: учить детей различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

Оборудование: наборы ленточек основных цветов.

Ход игры. Взрослый дает каждому ребенку по ленточке в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет синюю на своем…» Если задание выполнено правильно, то все дети хлопают в ладоши и приговаривают: «Вот какая красота, правильно нашли цвета».

 

Раскрасим радугу

Цель: познакомить детей с цветами радуги, научить получать оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Оборудование: палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги (каждому ребенку).

Ход игры. Взрослый предлагает закончить картину художника «Радуга». Дети рассматривают радугу на картинках, обсуждают, когда она бывает, какие в ней цвета и в какой последовательности они располагаются и затем раскрашивают свою.

Бегите ко мне!

Цель: учить детей сравнивать предметы по цвету.

Оборудование: желтый, синий и красный флажки  по количеству детей.

Ход игры. Взрослый раздает детям по одному флажку. Ведущий держит флажки всех трех цветов за спиной, затем достает один, поднимает его и говорит, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают взрослый предлагает поднять им свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет» (т.е. правильного или другого цвета).

Разноцветные колечки

Цель: учить устанавливать прочную связь между цветами и их названиями.

Оборудование: игрушки типа пирамидок, нос одинаковыми по цвету и по величине, свободно одевающимися колечками.

Ход игры. Дети берут себе по одной пирамидке, каждый называет ее цвет. Ведущий собирает колечки со всех пирамидок в одну общую коробку (колечки ушли погулять). Дети зовут: «Колечки, домой!» Ведущий достает из коробки колечко и называет его цвет, не показывая само колечко. Дети догадываются, чье это колечко (как в лото).

 

Самолеты

Цель: группировка предметов по цвету.

ОборудованиеБумажные самолеты трех-четырех цветов по количеству детей, цветовые эмблемы для обозначения дорожек аэродрома

Ход игры. На стульях разложены маленькие самолетики разных цветов. Взрослый спрашивает у детей сколько всего самолетиков, какого они цвета, по сколько самолетиков на каждом стуле, затем предлагает детям взять по самолету. По команде: «Полетели красные самолеты, желтые…» – дети поднимают самолеты вверх. В той же последовательности самолеты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолета.

ФОРМА:

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр).

Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами.

Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры.

«Страна геометрических фигур»

Цель. Закрепить знания  детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником  и их названиями.

Дидактический материал: Картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера.

Рекомендации к проведению:

Взрослый приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание: Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.

«Домики для фигур»

Цель: Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Дидактический материал: большие геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами;

у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Рекомендации к проведению:

Ребенок вспоминает названия знакомых фигур. Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигуры. Затем взрослый предлагает поиграть с

маленькими фигурами. Их надо разложить в соответствующие «домики»  т. е. разложить все фигуры на карточки  с контурным изображением так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание: Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

«Разложи по форме»

Цель: закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом.

Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.

Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.

«Рассади пассажиров по вагонам».

Цель: Группировка геометрических фигур по форме, независимо от цвета.

Дидактический материал: «поезд» (склеенные между собой спичечные коробки) на вагонах, которого наклеены геометрические фигуры разного цвета; набор геометрических фигур (с лицами).

Методические приёмы: педагог предлагает детям рассадить волшебные фигуры в соответствующие вагоны и отправиться в путешествие.

ВЕЛИЧИНА:

«Домики для зверей»

Цель: Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Дидактический материал: Картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).

Рекомендации к проведению:  взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик.

Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.

 

«Умести в ладошке»

Цель: Познакомить с понятием величины.

Дидактический материал: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки разного размера).

Методические приёмы: педагог раздаёт детям маленькие шарики и предлагает их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предлагает спрятать предметы другого размера, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Таким образом ребёнок на практике знакомится с понятиями «большой». «маленький».

«Накорми кукол»

Цель: Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.

Дидактический материал: Картинка с изображением 6—8 кукол, стоящих по росту, 6—8  контурных мисочек, постепенно убывающих по величине.

Методические приёмы: Педагог просит накормить кукол, расставив правильно миски.

«Найди одинаковую по длине»

Цель: закреплять понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине», закреплять умение сравнивать, применяя приём приложения.

Дидактический материал: ленты разной длины

Методические приёмы: На фланелеграфе прикреплена длинная лента. Педагог просит детей подобрать ленты такой же длины. Дети по очереди подбирают ленты, прикладывая их к образцу, сравнивают и делают вывод: «Эта лента не подходит, она короткая» и т. д.

«Длинные, короткие»

Цель: различать и сравнивать длинные и короткие предметы.

Дидактический материал: предметные карточки (на каждой карточке изображены  по два предмета разной длины).

Методические приёмы: Педагог  просит рассмотреть предметы на карточке и  назвать, какой предмет длинный, а какой короткий.

ВРЕМЯ:

Игра «Что ты сейчас делаешь?»


Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? 

Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за, чем?»


Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т.д.


Игра «Когда это бывает»


Цель игры: Закрепить представление о временах суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.


Игра «Назови все части суток»


ЦельУчить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.


Игра «Назови пропущенное слово»


Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………
- Сегодня у нас было рисование, а вчера………
- сегодня у нас математика, а завтра……….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

 

ПРОСТРАНСТВО:

«Вверху, внизу»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, формировать понятия «вверху», «внизу».

Дидактический материал: листы бумаги, контурные изображения (солнца, облако, дерево, гриб,  птица, цветок.

Методические приёмы: Педагог предлагает посмотреть на лист бумаги и определить, где верх, а где низ листа. После говорит, что нужно расставить предложенные предметы на лист бумаги. Затем можно спросить детей, что они поставили сверху, а что снизу.

«В гостях у сказки»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости (по сюжетной картине).

Дидактический материал: сюжетная картина с персонажами из сказки «Колобок».

Методические приёмы: Педагог предлагает рассмотреть картину, вспомнить герои какой сказки изображены на картине. Затем просит детей рассказать, как катился колобок, используя слова: вперёд, прямо, влево, вправо. Также можно задать следующие вопросы: «Кто находится справа от дорожки?» «Кто находится слева?»  

«Геометрический узор»

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге, повторить знания о геометрических фигурах.

Дидактический материал: лист бумаги, набор геометрических фигур.

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает составить узор из геометрических фигур, выполняя следующие инструкции: «Возьмите круг и положите его в левый верхний угол», «Возьмите квадрат и положите его в левый нижний угол», «Возьмите овал и положите его в  правый верхний угол», «Возьмите треугольник и положите его в  правый нижний угол». После можно спросить в каком углу каждая из фигур.

Примечание: Игра проводится, когда дети хорошо овладеют навыками ориентировки на листе бумаги и после усвоения геометрических фигур. С детьми первого года обучения инструкции можно упростить.

«Нарисуй лето»

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,

Дидактический материал: лист бумаги, цветные карандаши

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям отгадать загадки и нарисовать отгадки:

Это красно-жёлтый мячик

Он везде за нами скачет

Он горячий, этот шар,

Раскалённый как пожар!  (Солнце)

Педагог предлагает нарисовать солнце в правом верхнем углу.

Белые барашки по полю гуляют.

Соберутся в стаи – солнце закрывают. (Облака)

 

Педагог предлагает нарисовать два облака слева от солнца.

Высока и зелена

На земле растёт она. (трава)

Педагог предлагает нарисовать внизу листа траву.

Вот синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Педагог предлагает нарисовать колокольчик в левом нижнем углу.

Нектаром питаюсь,

На крыльях летая.

Так вы догадались,

Кто я такая? (бабочка)

Педагог предлагает нарисовать бабочку над цветком.

После можно спросить о пространственном расположении нарисованных предметов, какое время года нарисовали.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предметаЦель:Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соо...

Дидактические игры для развития представлений о величине

математические представления у младших дошкольников...

Конспект занятия по сенсорному развитию в средней группе «Цвет, форма, величина»

Конспект занятия  по сенсорному развитию в средней группе «Цвет, форма, величина»...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста ( величина и форма)

                             Дидактическая игра ( на магнитах) «Три медведя»Цель: формировать у детей пред...

Консультация на тему: «Развитие представлений детей 3-4 лет о времени и пространстве»

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника....