ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Радуга красок»
г. Покачи
2019- – 2020 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Радуга красок» |
2 | Основание для разработки программы | Развитие творческих способностей детей через лепку из соленого теста |
3 | Основные разработчики программы | Таранова Любовь Борисовна, воспитатель |
4 | Основная цель программы | Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через тестопластику |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Приобщение детей к изобразительному творчеству через тестопластику. Занятия проводятся во вторую половину дня. |
7 | Основные направления программы | воспитание детей проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники ДОУ, педагоги, родители |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название - ―Тестопластика‖. Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Возраст от 4 до 6 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности является одной из актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми по данной программе способствуют разностороннему развитию ребѐнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, но в то же время, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с деятельностью по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Почему именно тесто?
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.∙
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно
∙ безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости
∙ необходимо уделять особое внимание. Легко отмывается и не оставляет следов.
∙ Безопасно при попадании в рот.
∙ Не липнет к рукам при лепке.
∙ Можно сушить на воздухе.
∙ Если покрыть лаком – сохранится на века.
∙ С игрушками из солѐного теста можно без боязни играть, они не
∙ потеряют форму.
Основные методические особенности курса
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- Умение использовать изобразительные материалы;
- Умение работать только левой рукой;
- Быстрое выполнение задания;
- Страх плохого результата;
- Уровень развития детей;
Психологические особенности:
- Заинтересованность;
- Неуверенность при выполнении задания;
- Скованность;
- Нетерпение;
- Внимательность;
- Брезгливость и т.п.
Формы организации учебных занятий
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные наблюдения детей);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность
Доступность
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений,
навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Диагностика педагогического процесса
Педагогическая диагностика (измерение и оценка результатов педагогической деятельности) направлена на выявление:
- тактильного восприятия;
- владения познавательными и речевыми умениями;
- цветовосприятия;
- художественного опыта;
- предпосылок к учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Для решения данных задач возможно использование разнообразных методов педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.
Организация учебных занятий
Группы формируются из воспитанников 4-5 лет. Организуя занятия потестопластике, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год - 68 занятия.
Продолжительность одного занятия - 20 минут.
Расписание занятий.
Еженедельно по 2 занятия. Длительность занятий определена в соответствии с нормами СанПин 2.4.1. 3049-13, в группах общеразвивающей направленности с детьми 4-5 лет – 20 мин., в группах общеразвивающей направленности 5-6 лет - 25 мин, в группах общеразвивающей направленности 6-8 лет – 30 мин
Педагогические требования к проведению занятий.
- Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
- Чередование видов деятельности.
- Наличие физкультминуток и динамических пауз.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
Работа с родителями.
- Консультации с родителями по вопросам развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.
Тематический план программы
«Радуга красок»
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | Овощи на тарелочке | Знакомить с тестом. Учить раскатывать колбаски, шарики |
Улитка | Воспитание интереса к поисковой деятельности. Закреплять умения пользоваться стеком. Использовать бусинки для прикрепления глазок. | |
Подсолнух | Учить сплющивать колбаски | |
Морковка и зайчик | Развитие образного восприятия, работа в сотворчестве с воспитателем. Развитие мелкой моторики. Проявление фантазии, воображения, творческой активности. | |
Морковка и зайчик | Раскрашивание | |
Печенье для кукол | Развитие мелкой моторики, проявление фантазии в украшении печенья. Раскатывание между ладонями, расплющивание между ладонями, раскатывание двумя пальчиками, скрепление деталей. | |
Грибочки | Раскатывание между ладонями, расплющивание между ладонями, раскатывание двумя пальчиками, скрепление деталей. | |
Грибочки | Раскрашивание | |
Ноябрь | «ЯГОДА-МАЛИНА» | Раскатывание шариков одинаковой величины. |
«ПЧЕЛКА» | Учить правильно располагать части тела пчелки. Соединять детали с помощью воды. | |
«ПЧЕЛКА» | Раскрашивание | |
«РЫБКА» | Учить делать рельеф на плоскости. | |
«РЫБКА» | Раскрашивание | |
ЧЕРЕПАХА | Закреплять умение раскатывать колбаски. | |
Божья коровка | Учить из шара делать овальное туловище божьей коровки | |
Божья коровка | Раскрашивание | |
Декабрь | Солнышко лучистое | Создание образа солнышка. Вырезание по шаблону солнышка с зубчиками. Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца. |
Елочные украшения из колбасок | Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скрепления деталей. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического восприятия. | |
Ёлочка | Создание образа ёлочки,. Вырезание по шаблону с помощью стеки. Развитие мелкой моторики. | |
Ёлочка | Раскрашивание. | |
«СНЕЖИНКА» | Учить делать из круга и колбасок правильную симметричную форму снежинки. | |
ГУСЕНИЧКА | Учить раскатывать шарики разного размера, скреплять с помощью воды. | |
Осьминог | Развитие чувства ритма, цвета. Использование приёма раскатывание между ладонями, расплющивание, вытягивание двумя пальчиками. Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей:. Воспитание творческого восприятия окружающего мира | |
Осьминог | Раскрашивание | |
Январь | «Собачка Жучка». | Вызвать желание лепить собачку. Учить выделять стекой шерстку |
«Собачка Жучка». | Раскрашивание | |
Снеговик | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста. | |
Снеговик | Раскрашивание | |
Мышка – норушка | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | |
Мышка – норушка | Раскрашивание | |
Колобок | Ознакомление со свойствами соленого теста. Понимание способов и приемов лепки. Отщипывание небольших комочков теста, раскатывание их между ладонями круговыми движениями. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца. | |
Февраль | Сердечко подвеска | Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Раскатывание, выдавливание с помощью формы для печенья. Развитие мелкой моторики. |
Роза | Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скручивания и закрепления деталей. | |
Летят самолёты | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта | |
Оденем овечку в шубку | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. | |
Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | |
Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Раскрашивание | |
Сказочная птица | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | |
Сказочная птица | Раскрашивание | |
Март | Ромашка | Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. |
Ежик | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. Использовать макароны для оформления иголок. Создание в сотворчестве с воспитателем предметно-развивающей среды в группе. Развитие эстетического и пространственного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. | |
Букет в вазочке | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |
Букет в вазочке | Раскрашивание | |
Бусы и браслеты (в подарок мамам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | |
Чудо-дерево | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо-дереве. Воспитывать инициативность и самостоятельность. | |
Чудо-дерево | Раскрашивание | |
Конфеты | Воспитание желания самим изготавливать игрушки. Развитие творчества, фантазии. Развитие мелкой моторики, координации рук. | |
Апрель | Мышка | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. |
Мышка | Раскрашивание | |
Звезды и кометы | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | |
Пасхальное яичко | Уметь лепить овальные формы. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами. | |
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» | Из колбасок с помощью сплющивания. | |
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» | Раскрашивание | |
Букет подснежников в вазе | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. | |
Букет подснежников в вазе | Раскрашивание | |
Май
| День Победы. Панно «Праздничный салют». | Лепка шариков, звездочек, капелек салюта |
День Победы. Панно «Праздничный салют». | Раскрашивание | |
Аквариум с рыбками. | Лепка рыбок, улиток, морских коньков, звезд и т.д. | |
Аквариум с рыбками. | Раскрашивание готовых изделий |
Литература.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1: Издательство «Скрипторий»,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2: Издательство «Скрипторий »,2013.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Москва.2012.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ: ТЦ Сфера,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517328-1415270615.jpg)
Программа дополнительного образования "Радуга красок"
Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5 лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...
Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе
Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способност...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553494-1418990141.jpg)
Программа по дополнительному образованию "Радуга красок"
Праграмма по дополнительному образованию "Радуга красок" по нетрадиционной техники рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-1034816-1524972401.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные тхники рисования)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные техники рисования"Программа «Радуга красок» рассчитана на 4 года. Для успешного освоения про...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1203616-1578738164.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Радуга красок». Подготовительная группа
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчес...
Программа дополнительного образования « Радуга красок »
Программадополнительного образования« Радуга красок »...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/10/picture-1433968-1668098046.jpg)
Программа дополнительного образования «Радуга красок»
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...