План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Зайцева Ульяна Владимировна

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 12»  

План по самообразованию

воспитателя старшей группы «Ромашка»

Зайцевой Ульяны Владимировны

ЗАТО г. Североморск

2023 год

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей посредством ручного труда.

Задачи самообразования:

  • Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
  • Из различных материалов в том числе бросового.
  • Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
  • включаться в творческую активность.

Ожидаемый результат:

  • Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
  • решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
  • Совершенствована мелкая моторика руки;
  • Сформированы умения и навыки работы с различными материалами;
  • Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.  
  • приспособлениями и инструментами.

Актуальность.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Методика

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • систематичности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • активности;
  • индивидуального подхода.

ПЛАН   САМООБРАЗОВАНИЯ   ПЕДАГОГА

МБДОУ д/с № 12 г. Североморск

на 2022 – 2023 учебный год

Фамилия, имя, отчество педагога        Зайцева Ульяна Владимировна                                        

Стаж  работы        4 года                        

Квалификационная категория  нет

Учебный год

Проблема

Тема

Этапы работы

Содержание

Литература

Результат

2022 –

2023 г.



старшая,
подгот. гр.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда

.

Практический. Презентация результатов деятельности.

1. Изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Оценить уровень развития творческих способностей детей.

3.  Провести анкетирование родителей по теме: «Ручной труд детей старшего дошкольного возраста»

5. Разработать перспективный план по теме «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

6. Систематически знакомиться и применять в практику опыт других педагогов (посещение, ГМО, интернет - источники).
4. Организовать выставки поделок семейного творчества «Осенние шарфики», «Родина зимой», «Защитники отечества», «Женский день», «Космос» и др.

8.  Подготовить консультации для воспитателей по теме:

-  «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей»

-  «Как играть с пластилином»

10. Подготовить консультации для родителей  по теме:

-«Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»

-  «Развитие познавательных способностей детей в процессе занятий ручным трудом»

-«Поможем детям творить!» и др.

10. Разработать рекомендации, памятки (буклеты) для педагогов и родителей:

- «Как помочь ребенку справиться с поделкой»;

- «Бумажные затеи».

11. Привлечь родителей в работу над изготовлением поделок, тематических уголков и атрибутов к играм.

1. Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад №12  

2. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]:  пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с.

3.Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.

4. Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] /Е. Д. Закржевская, С.

5.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.

6. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.

7.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.  [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.

Использование

ручного труда предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений

У дошкольников углублятся представления об окружающем мире.

Наряду с этим будут развиты оформительские  способности, сформируются нравственно-волевые качества: настойчивость, взаимопомощь, внимательность.

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти

Так же ручной труд благоприятно скажется на развитии речи дошкольников, даст возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины.

Поспособствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Так как ручной труд является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, мы тем самым подготавливаем руку дошкольника к письму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....

План по самообразованию. «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, ноучитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандар...

Презентация по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через ручной труд"

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов...

Проект - Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда

На создание проекта вдохновили слова замечательного отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского: Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их паль...

План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда"

План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда"...