конспект по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

ВАЛЕЕВА АЛИЯ ОМАРОВНА

Конспект занятия по лепке в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lepke.docx285.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в старшей группе

Тема: «Рождественское печенье» (из соленого теста)

Цель: Создание социальной ситуации в процессе продуктивной деятельности лепка из соленого теста

Задачи:

1) расширение и углубление знаний и представлений учащихся о народных культурных традициях;

2) расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья);

3) повторение, закрепление и расширение приемов лепки;

4) воспитание интереса и уважительного отношения к национальным культурным традициям.

Оборудование:

У учителя: образцы фигурного печенья, со святочной символикой, соленое тесто, стеки, дощечка – для демонстрации приемов лепки, картонные шаблоны, плакат с темой.

У учащегося: соленое тесто, дощечка для лепки, стеки и палочка, баночка с водой, тряпочка для рук, «солнышки» для рефлексии, рецепты.

Ход занятий:

1. Организационный момент.

Приветствие детей педагогом.

2. Сообщение темы, постановка учебных задач.

Загадка:

Тройка- тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

(зима)

Педагог напоминает, что приближается череда зимних праздников, среди которых на Руси особенно выделяются святки.

- Они когда празднуются?

- С 7 января, Рождества Христова, по 18 января, до Крещения Господня, которое празднуется 19 января.

- А что значит святки?

- Это святые дни.

- Так вот на Руси к святкам по традиции полагалось печь особое печенье.

- Сегодня мы будем наши уроки посвящать изучению этих их «секретов», познакомимся с особым магическим значением этого печенья, узнаем о том, как оно передается в изделиях.

3. Беседа о значении святок.

- А что вам известно о святках?

- В святочные вечера девушки гадали на суженного, в домах готовилась праздничная еда, которая являлась важной частью любого обряда и готовилась строго по правилам. Во время святок ходили колядовать и пекли колядки, переодеваясь, наряжаясь.

- Еще к началу святок пекли колядки ароматные пряники - «козули».

4. Анализ и рассматривание образов святочного фигурного печенья.

- «Козули»! А как вы думаете, почему такое название?

- Эти пряники изображали козлов, барашков, коров, коней, оленей.

А все это делалось для того, чтобы и в новом году у людей в доме водилась скотина, давала приплод.

Фигурки – не просто выдумка, а это определенные символы. Вот, например, «коровка». Мы помним, что корове часто уподоблялось солнце. В рождественских колядках то и дело упоминается корова:

Дайте коровку-

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

И тогда хозяева одаривали колядующих подавая мальчикам «быков»,а девочкам «коровок».

«Козули» в виде коня тоже встречаются, ведь и конь олицетворяет солнце.

Обрядовый, магический смысл печенья подчеркивают украшающие его знаки солнца – круги, кресты, свастика, которые вылепливают из того же теста или наносят глазурью.

- Обратите внимание, что в формах пряников природные образы уже изменены, переработаны, для того, чтобы получалась художественная вещь, а не буквальная копия с натуры (демонстрация всех образов).

- А теперь давайте мы поучимся у старинных мастеров и сделаем свой собственный образец, фигурный пряник, который может отражать строго определенные образы. Перечислите еще раз, какие именно.

5. Правила техники безопасности.

Практическая часть. Работа по изготовлению печенья (пряника) из соленого теста.

Образцы остаются перед глазами учащихся, поскольку в данном случае ничего не придумывается от себя.

C:\Users\user5\Downloads\

В самом начале работы – фронтальное руководство учителя. Демонстрация того, что прежде всего нужно вылепить общую форму пряника. Для этого учитель на дощечке выкладывает пласт теста толщиной 5-8 мм, затем вырезает стекой задуманную форму. Размер пряника каждый определяет сам. Можно использовать картонный шаблон, который кладут поверх теста и обрезают его по краю шаблона. Из обрезков теста удобно выполнить декоративные детали, на образцах видно, что их немного. Главное место занимают магические знаки солнца. Эти детали являются накладными, они изготавливаются отдельно, а затем приклеиваются на поверхность пряника с помощью воды. Чтобы соединение было прочным, можно проткнуть рельефы (вместе с основным слоем теста) в некоторых местах палочкой. Образуются небольшие углубления, которые придают изделию дополнительный декоративный эффект. Но оно должно быть все продуманным, чтобы не выглядели они случайные «дырки», а придавали красоту и выразительность. В некоторых пряниках такие углубления размещаются посредине глаз «коровки» или «лошадки», словно огромные зрачки, а в других они вплетаются в узор солнечного знака (обратить внимание детей обязательно нужно на образцы).

6. Просмотр и обсуждение изделий.

Рассмотреть изделие своих товарищей, следует отметить их аккуратность, выразительность, умение учиться у народных мастеров.

7. Подведение итогов занятий.

Обобщение знаний по теме.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чему вы научились?

- А теперь на «солнышках» своих нарисуйте, какое настроение у вас, радостное, а может быть грустное, в конце уроков, изобразив губки, ротик на «солнышке» вверх или вниз. Покажите.

- Что такое святки?

- Когда они бывают?

- Почему в эти дни принято было «наряжаться» и «представляться»?

- Какие образы использовались в праздничном печенье?

- Что они означали?

8. Домашнее задание.

Дома вы можете с родителями напечь настоящих «козуль» или «коровок» по старинным образцам, а затем устроить с ними веселый праздник. Вы можете сами объяснить своим родителям смысл таких изделий и правила по которым они изготавливаются и украшаются. Можно воспользоваться таким рецептом пряничного теста:

«Смешать ½ стакана сахарного песка, постепенно добавляя 2 стакана муки, охладить. Затем в холодное тесто разбить 2 яйца и добавить ½ ч. л. разведенной в небольшом количестве воды соды. Все хорошо смешать, добавить ½ ст.л. сливочного масла, ½ ч.л. корицы и толченой гвоздики на кончике ножа. Можно добавить ½ стакана тертых орехов».

9. Уборка рабочих мест.

10. Прощание с детьми (сказать, когда увидимся снова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по лепке"Знакомство с глиной"

познакомить детей с глиной в разных состояниях,обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств.  Выработать ...

Конспект НОД лепка в подготовительной группе по теме: «Русские матрешечки». Соленое тесто.

Данный конспект разработан по НОД лепке для детей подготовительной группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает разнообр...

Конспекты по лепке в технике пластилинографии.

Конспекты занятий лепкой для подготовительной к школе группы детей с нарушениями речи в технике пластилинографии....

Конспект НОД лепка младшая группа "Морковка для зайчика"

Конспект  НОД  художественное творчество (лепка) в младшей группе на тему "Морковка для зайчика"  Тема недели "Овощи"...

Мир искусства и художественное творчество. Лепка План — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)

Мир искусства и художественное творчество. ЛепкаПлан — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)Воспитатели: Малкова Л.П., Ветро...

План-конспект занятия лепке (подготовительная группа) на тему: Лепка "Пограничник с собакой".

Загадываю загадку: Кто, ребята, на границе, Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ? (Пограничник)Ответы детей.Показываю картинку с пограничником и...