Перспективное планирование кружковой деятельности по пластилинографии для старшей группы
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержание материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.
Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.
Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности.
Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по пластилинографии в старшем возрасте
Цель: Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.
Задачи:
Обучающие: Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).Знакомить с правилами безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами.
Развивающие: развивать пространственные представления и композиционные навыки. Развивать образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных картин использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой. Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.
Учебно-методический комплекс: Г.Н. Давыдова «Пластилинография-2» Издательство «Скрипторий», год 2008
Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский дизайн» Издательство «Скрипторий», год 2011
Средства обучения:
- наглядные (наблюдение, показ, образец)
- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)
- практические (показ способов изображения и способов действия).
- пальчиковые игры
- педагогическая оценка.
Методические материалы:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Время проведения: 1 занятие в неделю во второй половине дня 25 минут
Месяц | Тема | Цели, задачи | Способы, приемы | Художественное слово | Двигательная активность | Материал |
Октябрь | Чудо-плоды | 1. Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям 2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передовая их природные особенности, цвет. | Пластический (скатывание, раскатывание, сплющивание) | Загадки о овощах, стих-е Ю. Тувима «Овощи» | Физ.пауза «Мы стоим на огороде», пальчиковая гимнастика «Мои пальчики», | Силуэт банки из плотного картона, набор пластилина, полоска фольги, салфетка для рук, овощи натуральные или муляжи, маски овощей для игры. |
Консервированные фрукты | 1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. 2. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. | Пластический (скатывание, раскатывание, сплющивание) | Загадки о фруктах | Физ.пауза «Сбор фруктов», пальч. гимнастика «Разатрем ладошки сильно» | Силуэт банки из плотного картона, набор пластилина, полоска фольги, стека, салфетка для рук, набор муляжей фруктов. | |
Червячок в яблочке | 1.Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ; | Пластический (скатывание, раскатывание, сплющивание) | Загадка о яблоке, сказка «Как червячок оказался внутри яблока» | Физ. Пауза «Мы зарядку начинаем», пальч. Гимнастика «Ладошки» | Плотный картон с силуэтом круга, набор пластилина, 3 крупинки, стека, салфетка для рук. | |
Божьи коровки на ромашке | 1. Вызвать интерес к окружающему миру. 2. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. 3. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема пластилинография, формировать обобщенные способы работы посредствам пластилина. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Стих-е А.Усачева «Божья коровка» | Физ.пауза «Жук», пальч. Гимнастика «Ладошки» | Силует ромашки с серединкой из плотного картона, набор пластилина, крупа, стека, салфетка. | |
Ноябрь | Осенние деревья | 1. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки. 2. Продолжать знакомить детей с жанром – пейзаж 3. Обучать приемам работы в технике: лепить отдельные детали 0 придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; учить использовать для работы разнофактурные материалы. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Стих-я об осени, музыкальная композиция П.И. Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь – осенняя песня. | Физ. Пауза «Деревья», пальч. Гимнастика «Ладошки» | Плотный картон с фоном, пластилин, арбузные семечки, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка для рук, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» |
«Ветка рябины» | 1. Познакомить с деревом рябиной в разное время года. С пользой, которую она приносит. Ее строением, плодами, листьями. 2. Закрепить у детей навык деления пластилина на равные части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски. 3. Воспитывать любовь к природе 4 Развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Стихотворение Е. Благинина «Рябина» Скороговорка о рябине «Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят». | Физ.минутка. «Ягоды не сладость» | Пластилин, доска для лепки, нож для пластилина, подставки из картона с нарисованными веточками, салфетки для рук, наглядные материалы (гроздь рябины, изображение кисти рябины, фотографии рябинового дерева в разные времена года) | |
«Пингвины на льдине» | 1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. 2. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. 3. Обучать приемам работы в технике: лепить отдельные детали 0 придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; учить использовать для работы разнофактурные материалы | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Рассказ А. Снегирева «Про пингвинов». | Пальчиковая гимнастика «Три пингвина» Физкультминутка "Пингвины в Антарктиде" | ||
«Букет для мамы» | 1. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. 2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. 3. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Н. Саконская «Разговор о маме» | Физкультминутка “Цветочная зарядка” | Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов | |
Декабрь | Снеговик | 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям происходящим в жизни детей в определенное время года. 2. Осваивать способ создания знакомого образа. 3. Закреплять навыки скатывания, расплющивания; стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Стих-е Е.Трутневой, А. Барто. Муз. Сопровождение. | Физ. пауза «Снега мы возьмем немножко», пальч. гимнастика «Ладошки» | Картон голубого цвета, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка, доска для лепки, игрушка снеговик. |
| Зимний пейзаж | 1. Способствовать расширению знаний в многообразии растительного мира. 2. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего строения разных деревьев, укреплять познавательный интерес к природе, 3. Закрепить знания о жанре - пейзаж. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание) | Аудиозапись «Волшебные голоса природы», беседа | Физ. пауза «Выросли деревья в поле», пальч. гимнастика «Ладошки» | Плотный картон синего цвета, набор пластилина, стека, салфетка, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников |
Новогодний талисман | 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям происходящим в жизни детей в определенное время года (новый год); 2. Осваивать способ создания знакомого образа, закреплять навыки скатывания, расплющивания. 3. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. | конструктивный | Беседа о новогоднем празднике, аудиозапись с новогодними песнями. | Физ. пауза «Снега мы возьмем немножко», пальч. гимнастика «Ладошки» | Плотный картон с изображением талисмана года, яичная скорлупа, набор пластилина, стеки, салфетки, доски. | |
Снегурочка | 1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. 2. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. | конструктивный | Словесная игра (Стихи Е. Благининой) «Есть одна игра для вас…» | Физ. пауза, пальч. гимнастика «Вот студеною зимой…» | Плотный картон с фоном и изображением снегурочки, блестки для украшения, кукла Снегурочка, стека, пластилин, доска, салфетка. | |
Январь | Снегири | 1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. 2. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего с разных птиц, укреплять познавательный интерес к природе. | Конструктивный (скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание, соединение частей, раскатывание пальцами, деление на части с помощью стеки) | Беседа о зимующих птицах, о снегирях. Загадка о снегире. | Пальчиковая гимнастика "Снегирек" Физ. пауза "Мы на лыжах в лес идем" | Силует птицы с из плотного картона, набор пластилина, крупа, стека, салфетка. |
Рыбки в аквариуме | 1 Уточнить и расширить знания детей о подводном мере, многообразии его обитателей; | Конструктивный | Стих-е В. Шульжика «На дне морском» | Физ.пауза «Мы плывем по теплой речке», пальчик. Гимнастика «Замок» | Картон синего или голубого цвета; набор пластилина, арбузные семечки, бусины, ракушки, фасоль, гречневая крупа, стека, салфетка для рук. | |
Золотая рыбка | 1. Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства. 2. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме; | Конструктивный | Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Физ.пауза «Как приятно в речке плавать», Пальч. Гимнастика «рыбки» | Плотный картон голубого цвета с силуэтом рыбки, набор пластилина, бусины или фольга, набор блесток, стека, салфетка для рук, иллюстрация по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» или готовое панно по теме занятия. | |
Февраль | Змейка | 1. Расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания, приспособленности к окружающей среде. 2. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой; закрепить умение украшать объект декоративным узором, используя имеющиеся навыки: скатывания, расплющивание. 3. Развивать эстетический вкус. | конструктивный | Загадка о змее, беседа | Пальч. гимнастика «Как-то маленький удав…», физ. пауза | Плотный картон желтого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, игрушка-змейка. |
Лебеди | 1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2. Закреплять умения работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании. 3. Формировать композиционные навыки | конструктивный | Р. н. песня «Лебедь» | Физ. пауза «Лебеди», п. гим-ка «Птицы улетают» | Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка, доска, иллюстрации с изображением лебедей. | |
Кашалот | 1. Дать представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды –китом. 2. Продолжать знакомить со специальным жанром – анималистика. 3. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида; развивать воображение, композиционные навыки. | конструктивный | Аудиозапись «Звуки моря», беседа | Игра «Морские приключения» | Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка, доска, стека, иллюстрация с изображением кита. | |
Осьминог | 1. Познакомить детей с представителями морского дна. 2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. 3. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений. | конструктивный | Аудиозапись «Звуки моря», стих-е Э. Успенского «Осьминог» | Игра «Морские приключения» | Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка, отработанный стержень шариковой ручки, зубочистка, иллюстрация с изображеним осьминога. | |
Март | Подснежники | 1. Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями; 2. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения, 3. Учить создавать выразительный образ посредством объема и цвета; 4. Закрепить умение в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук | конструктивный | Сказка о подснежнике (отрывок из сказки Г-.Х. Андерсона), загадка | Физминутка «Пришла весна», пальч. гимнастика | Плотный картон розового цвета, набор пластилина, стека, доска, салфетка, иллюстрация с изображением подснежников |
Фиалки | 1.Способствовать расширению знаний детей; 2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия; вызвать желание сделать подарок маме. 3. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином | конструктивный | Стих-е В. Орлова «Фиалка», беседа о празднике | Физминутка «Фиалка», пальч.гимнасти «Ладошки» | Плотный картон или CD диск, набор пластилина, крупинки, бисер, стека, доска, салфетка, иллюстрация с изображением фиалок, цветущее комнатное растение | |
Душистый снег | 1. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве; учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина; 2. Развивать мелкую моторику | конструктивный | Загадка, беседа | Физминутка «Пришла весна», пальч. гимнастика | Плотный картон синего цвета с контурным изображением ветки, набор пластилина, стека, салфетка, фото с изображением цветущей ветки | |
Одуванчики | 1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. 2. Учить создавать образ растения в техники пластилинографии; развивать пространственные представления, композиционные навыки; вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной лит-ры. | пластический | Стих-я Е. Благининой «Одуванчик» | Физ.пауза «Одуваньчики», пальч. Гимнастика «Ладошки» | Плотный картон синего, голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением одуванчика. | |
Апрель | Панда | 1.Познакомить с представителями тропических лесов; закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением. 2. Добиваться выразительности при создании; развивать эстетическое восприятие | Конструктивный | Загалки, стих-я С. Маршака, Г.Давыдовой. | Физминутка «Панда», пальч.гимнкастика | Плотный картон зеленого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина из серии «Дикие животные», иллюстрации с изображением |
Мишка косолапый | 1. Познакомить с представителями лесов. 2. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением. 3. Добиваться выразительности при создании; научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры; развивать эстетическое восприятие | конструктивный | Предварительная работ: чтение В. Бианки «Купание медвежат», Стих-е А.Коваленко «Почему медведь зимой спит» | Физ. пауза «Мишка вышел из берлоги» Пальчиковая игра «Мишка косолапый». | Плотный картон зеленого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина из серии «Дикие животные», иллюстрации с изображением, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | |
Жираф | 1.Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить его; передать особенности его строения; закрепить УН в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук | конструктивный | Слуцкая Л. «А жираф то наш каков..» | Физ. пауза «Джунгли», Пальч. гимнастика «У жирафа карнавал» | Плотный картон, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина с изображением жирафа | |
Слон | 1.Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить его; передать особенности его строения; закрепить УН в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук | Конструктивный, пластический | Лифшиц Владимир «Слон и Зоя» | Пальч. гимнастика «В зоопарке стоит слон» | Плотный картон, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина с изображением слона | |
Май | Мак | 1 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук | Конструктивный, пластический | Загадка, стих-е Е. Фейерабенд «Мак» | Пальч. гимнастика «Мак» | Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов |
Ландыш | 1. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; 3. Закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук | Конструктивный, пластический | А. Фет «Первый ландыш» | Пальч. гимнастика «Цветок на поляне» Физкультминутка «По тропинке в лес…» | Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов | |
Клевер | 1. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; 2. Закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук | Конструктивный, пластический | Сказка «Добрый клевер» | Пальч. гимнастика «Наши нежные цветки» | Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов | |
Подсолнух | 1.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук | Конструктивный, пластический | Стихотворение Т. Лавровой «Подсолнух» | Пальч. гимнастика «Подсолнух» | Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».
Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России» в технике бумажная пласти...
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-611893-1427079803.jpg)
Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе.
Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе. Дата Тема Цель Материалы Июнь-Сентябрь Сбор природного и бросового материала. Для дальнейшей работы. Октябрь...
Перспективный план кружковой деятельности, кружок "театральный" в старшей группе.
Актуальность кружка:Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразит...
Перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми старшей группы
Наблюдения на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-1257380-1593320441.jpg)
Перспективное планирование совместной деятельности по ФЭМП в старшей группе.
Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и форми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-297460-1380272417.jpg)
Перспективное планирование образовательной деятельности по конструированию в старшей группе
Перспективное планирование образовательной деятельности по конструированию в старшей группе...