Перспективное планирование кружковой деятельности по пластилинографии для старшей группы
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Образцова Елена Владимировна

Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержание материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

 Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности.

Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по пластилинографии в старшем возрасте

Цель: Создание  условий для творческого развития воспитанников, их  самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного  мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание  художественного вкуса.

Задачи:

Обучающие: Знакомить детей с жанром изобразительного  искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать технику  рельефной  лепки (придавливать  примазывать, разглаживать границы соединений частей).Знакомить с правилами  безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами.

Развивающие: развивать пространственные представления  и композиционные навыки. Развивать  образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных  картин  использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать  мелкую моторику пальцев  рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности. Воспитывать навыки  аккуратного обращения с пластилином. Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой.  Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.

Учебно-методический комплекс: Г.Н. Давыдова «Пластилинография-2» Издательство «Скрипторий», год 2008

Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский  дизайн»  Издательство «Скрипторий», год 2011

Средства обучения:

- наглядные (наблюдение, показ, образец)

- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

 - пальчиковые игры

 - педагогическая оценка.

Методические материалы:

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.

Время проведения: 1 занятие в неделю во второй половине дня 25 минут

Месяц

Тема

Цели, задачи

Способы, приемы

Художественное слово

Двигательная активность

Материал

Октябрь

Чудо-плоды

1. Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям

2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передовая их природные особенности, цвет.
3. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, развивать мелкую моторику.

Пластический (скатывание, раскатывание, сплющивание)

Загадки о овощах, стих-е Ю. Тувима «Овощи»

Физ.пауза «Мы стоим на огороде», пальчиковая гимнастика «Мои пальчики»,

Силуэт банки из плотного картона, набор пластилина, полоска фольги, салфетка для рук, овощи натуральные или муляжи, маски овощей для игры.

Консервированные фрукты

1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.

2. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.
3. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей фруктов.
4. Развивать мелкую моторику при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.

Пластический

(скатывание, раскатывание, сплющивание)

Загадки о фруктах

Физ.пауза «Сбор фруктов», пальч. гимнастика «Разатрем ладошки сильно»

Силуэт банки из плотного картона, набор пластилина, полоска фольги, стека, салфетка для рук, набор муляжей фруктов.

Червячок в яблочке

1.Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ;
2.Закреплять умения работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах;
3.Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение детей, учить внимательно всматриваться в окружающий мир.

Пластический

(скатывание, раскатывание, сплющивание)

Загадка о яблоке, сказка «Как червячок оказался внутри яблока»

Физ. Пауза «Мы зарядку начинаем», пальч. Гимнастика «Ладошки»

Плотный картон с силуэтом круга, набор пластилина, 3 крупинки, стека, салфетка для рук.

Божьи коровки на ромашке

1. Вызвать интерес к окружающему миру.

2. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

3. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема пластилинография, формировать обобщенные способы работы посредствам пластилина.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Стих-е А.Усачева «Божья коровка»

Физ.пауза «Жук», пальч. Гимнастика «Ладошки»

Силует ромашки с серединкой из плотного картона, набор пластилина, крупа, стека, салфетка.

Ноябрь

Осенние деревья

1. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки.

2. Продолжать знакомить детей с жанром – пейзаж

3. Обучать приемам работы в технике: лепить отдельные детали 0 придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; учить использовать для работы разнофактурные материалы.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Стих-я об осени, музыкальная композиция П.И. Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь – осенняя песня.

Физ. Пауза «Деревья», пальч. Гимнастика «Ладошки»

Плотный картон с фоном, пластилин, арбузные семечки, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка для рук, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»

«Ветка рябины»

1. Познакомить с деревом рябиной в разное время года. С пользой, которую она приносит. Ее строением, плодами, листьями.

2. Закрепить у детей навык деления пластилина на равные части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.

3. Воспитывать любовь к природе

4 Развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Стихотворение Е. Благинина

«Рябина»

Скороговорка о рябине

«Гроздья рябины на солнце горят,

рябит от рябины в глазах у ребят».

Физ.минутка.

«Ягоды не сладость»

Пластилин, доска для лепки, нож для пластилина, подставки из картона с нарисованными веточками, салфетки для рук, наглядные материалы (гроздь рябины, изображение кисти рябины, фотографии рябинового дерева в разные времена года)

«Пингвины на льдине»

1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы.

2. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

3. Обучать приемам работы в технике: лепить отдельные детали 0 придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; учить использовать для работы разнофактурные материалы

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Рассказ А. Снегирева  «Про пингвинов».

Пальчиковая гимнастика «Три пингвина»

Физкультминутка "Пингвины в Антарктиде"

«Букет для мамы»

1. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.

2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

3. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Н. Саконская

«Разговор о маме»

Физкультминутка “Цветочная зарядка”

Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов

Декабрь

Снеговик

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям происходящим в жизни детей в определенное время года.

2. Осваивать способ создания знакомого образа.

3. Закреплять навыки скатывания, расплющивания; стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Стих-е Е.Трутневой, А. Барто. Муз. Сопровождение.

Физ. пауза «Снега мы возьмем немножко», пальч. гимнастика «Ладошки»

Картон голубого цвета, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка, доска для лепки, игрушка снеговик.

 

Зимний пейзаж

1. Способствовать расширению знаний в многообразии растительного мира.

2. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего строения разных деревьев, укреплять познавательный интерес к природе, 3. Закрепить знания о жанре - пейзаж.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение частей, придавливание)

Аудиозапись «Волшебные голоса природы», беседа

Физ. пауза «Выросли деревья в поле», пальч. гимнастика «Ладошки»

Плотный картон синего цвета, набор пластилина, стека, салфетка, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников

Новогодний талисман

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям происходящим в жизни детей в определенное время года (новый год);

2. Осваивать способ создания знакомого образа, закреплять навыки скатывания, расплющивания.

3. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

конструктивный

Беседа о новогоднем празднике, аудиозапись с новогодними песнями.

Физ. пауза «Снега мы возьмем немножко», пальч. гимнастика «Ладошки»

Плотный картон с изображением талисмана года, яичная скорлупа, набор пластилина, стеки, салфетки, доски.

Снегурочка

1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей.

2. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

конструктивный

Словесная игра (Стихи Е. Благининой) «Есть одна игра для вас…»

Физ. пауза, пальч. гимнастика «Вот студеною зимой…»

Плотный картон с фоном и изображением снегурочки, блестки для украшения, кукла Снегурочка, стека, пластилин, доска, салфетка.

Январь

Снегири

1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей.

2. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего с разных птиц, укреплять познавательный интерес к природе.

Конструктивный

(скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание, соединение частей, раскатывание пальцами, деление на части с помощью стеки)

Беседа о зимующих птицах, о снегирях. Загадка о снегире.

Пальчиковая гимнастика "Снегирек"

Физ. пауза "Мы на лыжах в лес идем"

Силует птицы с из плотного картона, набор пластилина, крупа, стека, салфетка.

Рыбки в аквариуме

1 Уточнить и расширить знания детей о подводном мере, многообразии его обитателей;
2. Учить создавать выразительный образ и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику – рисование пластилином;
3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки. Использовать в работе различный бросовый материал.

Конструктивный
(скатывание, раскатывание, сплющивание, деление стекой на части, прорисовка стекой, соединение частей, примазывание, сгибание, печатание, придавливание).

Стих-е В. Шульжика «На дне морском»

Физ.пауза «Мы плывем по теплой речке», пальчик. Гимнастика «Замок»

Картон синего или голубого цвета; набор пластилина, арбузные семечки, бусины, ракушки, фасоль, гречневая крупа, стека, салфетка для рук.

Золотая рыбка

1. Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства.

2. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме;
3. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала.

Конструктивный
(скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание, соединение частей, раскатывание пальцами, деление на части с помощью стеки)

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Физ.пауза «Как приятно в речке плавать»,

Пальч. Гимнастика «рыбки»

Плотный картон голубого цвета с силуэтом рыбки, набор пластилина, бусины или фольга, набор блесток, стека, салфетка для рук, иллюстрация по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» или готовое панно по теме занятия.

Февраль

Змейка

1. Расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания, приспособленности к окружающей среде.

2. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой; закрепить умение украшать объект декоративным узором, используя имеющиеся навыки: скатывания, расплющивание.

3. Развивать эстетический вкус.

конструктивный

Загадка о змее, беседа

Пальч. гимнастика «Как-то маленький удав…», физ. пауза

Плотный картон желтого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, игрушка-змейка.

Лебеди

1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

2. Закреплять умения работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании.

3. Формировать композиционные навыки

конструктивный

Р. н. песня «Лебедь»

Физ. пауза «Лебеди», п. гим-ка «Птицы улетают»

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка, доска, иллюстрации с изображением лебедей.

Кашалот

1. Дать представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем водной среды –китом.

2. Продолжать знакомить со специальным жанром – анималистика.

3. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида; развивать воображение, композиционные навыки.

конструктивный

Аудиозапись «Звуки моря», беседа

Игра «Морские приключения»

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка, доска, стека, иллюстрация с изображением кита.

Осьминог

1. Познакомить детей с представителями морского дна.

2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

3. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

конструктивный

Аудиозапись «Звуки моря», стих-е Э. Успенского «Осьминог»

Игра «Морские приключения»

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка, отработанный стержень шариковой ручки, зубочистка, иллюстрация с изображеним осьминога.

Март

Подснежники

1. Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями;

2. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения,

3. Учить создавать выразительный образ посредством объема и цвета;

4. Закрепить умение в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук

конструктивный

Сказка о подснежнике (отрывок из сказки Г-.Х. Андерсона), загадка

Физминутка «Пришла весна», пальч. гимнастика

Плотный картон розового цвета, набор пластилина, стека, доска, салфетка, иллюстрация с изображением подснежников

Фиалки

1.Способствовать расширению знаний детей;

2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия; вызвать желание сделать подарок маме.

3. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

конструктивный

Стих-е В. Орлова «Фиалка», беседа о празднике

Физминутка «Фиалка», пальч.гимнасти «Ладошки»

Плотный картон или CD диск, набор пластилина, крупинки, бисер, стека, доска, салфетка, иллюстрация с изображением фиалок, цветущее комнатное растение

Душистый снег

1. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве; учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина;

2. Развивать мелкую моторику

конструктивный

Загадка, беседа

Физминутка «Пришла весна», пальч. гимнастика

Плотный картон синего цвета с контурным изображением ветки, набор пластилина, стека, салфетка, фото с изображением цветущей ветки

Одуванчики

1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

2. Учить создавать образ растения в техники пластилинографии; развивать пространственные представления, композиционные навыки; вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной лит-ры.

пластический

Стих-я Е. Благининой «Одуванчик»

Физ.пауза «Одуваньчики», пальч. Гимнастика «Ладошки»

Плотный картон синего, голубого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением одуванчика.

Апрель

Панда

1.Познакомить с представителями тропических лесов; закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.

2. Добиваться выразительности при создании; развивать эстетическое восприятие

Конструктивный
пластический

Загалки, стих-я С. Маршака, Г.Давыдовой.

Физминутка «Панда», пальч.гимнкастика

Плотный картон зеленого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина из серии «Дикие животные», иллюстрации с изображением

Мишка косолапый

1. Познакомить с представителями  лесов.

2. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.

3. Добиваться выразительности при создании; научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры; развивать эстетическое восприятие

конструктивный

Предварительная работ: чтение В. Бианки «Купание медвежат»,

Стих-е А.Коваленко «Почему медведь зимой спит»

Физ. пауза «Мишка вышел из берлоги»

Пальчиковая игра «Мишка косолапый».

Плотный картон зеленого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина из серии «Дикие животные», иллюстрации с изображением, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Жираф

1.Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить его; передать особенности его строения; закрепить УН в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук

конструктивный

Слуцкая Л. «А жираф то наш каков..»

Физ. пауза «Джунгли»,

Пальч. гимнастика «У жирафа карнавал»

Плотный картон, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина с изображением жирафа

Слон

1.Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить его; передать особенности его строения; закрепить УН в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук

Конструктивный, пластический

Лифшиц Владимир «Слон и Зоя»

Пальч. гимнастика «В зоопарке стоит слон»

Плотный картон, набор пластилина, салфетка, стека, доска, картина с изображением слона

Май

Мак

1 Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук

Конструктивный, пластический

Загадка, стих-е Е. Фейерабенд «Мак»

Пальч. гимнастика «Мак»

Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов

Ландыш

1. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта;

3. Закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук

Конструктивный, пластический

А. Фет «Первый ландыш»

Пальч. гимнастика «Цветок на поляне»

Физкультминутка «По тропинке в лес…»

Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов

Клевер

1. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта;

2. Закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук

Конструктивный, пластический

Сказка «Добрый клевер»

Пальч. гимнастика «Наши нежные цветки»

Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов

Подсолнух

1.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

2. Учить создавать композицию из отдельных частей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатать, расплющить, придавать ему определенную форму, оттягивать, прищипывать некоторые части объекта; закрепить умение пользоваться стекой: делить целое на части, наносить штрихи, развивать мелкую моторику пальцев рук

Конструктивный, пластический

Стихотворение Т. Лавровой «Подсолнух»

Пальч. гимнастика «Подсолнух»

Плотный картон с фоном, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, иллюстрация с изображением цветов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».

Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности   воспитателя и детей старшей группы по аппликации  «Символы России» в технике бумажная пласти...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе.

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе. Дата Тема Цель Материалы Июнь-Сентябрь Сбор природного и бросового материала. Для дальнейшей работы. Октябрь...

Перспективный план кружковой деятельности, кружок "театральный" в старшей группе.

Актуальность кружка:Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразит...

Перспективное планирование совместной деятельности по ФЭМП в старшей группе.

Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и форми...

Перспективное планирование образовательной деятельности по конструированию в старшей группе

Перспективное планирование образовательной деятельности по конструированию в старшей группе...