Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
методическая разработка на тему

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование экспериментальной деятельности  с детьми в старшей группе

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

Сентябрь

«Вещество. Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка

1.Песчаный конус

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы

На прогулке: следы на песке

П/и «Мы – песчинки»

2. Из чего состоят песок и глина?

Песок, глина, лупа

Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома»

Чтение сказки «Глиняный парень»

3. Проходит ли вода через песок и глину?

Стаканы, вода песок, глина, палочки

Д/и «Что я построю из песка»

Лепка игрушек из глины

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Октябрь

«Вещество. Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

1.Какими бывают камни?

Наборы речных и морских камней.лупа, пластилин, керамзит, лимон,гранит,  кремень,сахар, соль, Фото - памятники

Беседа: «Какими бывают камни?»

На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства)

Чтение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки»

2.Тонут ли камни в воде?

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,

салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит,

Строительные игры (Строительство и украшение построек)

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Чтение рассказа Л.Толстого «Галка»

3.Живые камни

Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь

Выкладывание рисунков из камней.

П/и «Камень – беги»

4. Могут ли камни менять цвет?

Наборы разных камней, емкость с водой

Д/и «Что сделано из камня?»

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Ноябрь  

«Вещество. Воздух и его свойства»

Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить

знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

1.Знакомство со свойствами воздуха

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки

Беседа: «Воздух – это газ»

На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха)

Чтение рассказа «Воздух – невидимка»

2.Сухой из воды

Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки

Ручной труд «Смешарик»

(клеевые нитки на шарик)

3.Сколько весит воздух?

Воздушные шары, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы

Познавательная пятиминутка «Давление воздуха»

Рисование мыльными пузырями

4. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см)

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Конструирование: изготовление вертушки

Игра «Буря в стакане»

Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…»

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Декабрь  

«Вещество Вода и ее свойства»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ

1.Превращения капельки

Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка

Беседа: «Вода и жизнь»

На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками

Чтение рассказа «Твердая вода»

2.Куда исчезла вода?

2 стакана с водой, крышка

Беседа: «Вода – помощница»

Отгадывание загадок.

3.Разная вода

(море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая)

Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера

Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень»

4. Как движется вода?

Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

картинка «Круговорот воды в природе»

«Круговорот воды в природе»

Чтение рассказа «Почему идет дождь»»

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Январь

«Магнит»

Познакомить детей  с понятием магнит, его свойствами и использованием.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

1.Притягивает – не притягивает

Цель:

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Чтение сказки о Магнитолике.

2.Действует ли магнит через другие материалы?

Цель:Познакомить детей  с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

Магнит на палочке, различные пуговицы, компас

Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом»

Сказка «Колобок на магнитный ладок»

3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук?

Цель:Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Банка с водой, скрепка, магнит

Игра «Помоги Зайчику»

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Февраль

«Свойства материалов»

Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

1.Родственники  стекла

Цель:  Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Чтение сказки

«Осколок стекла»

2.Мир  бумаги

Цель:  Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Изготовление поделок из бумаги

стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”

3.Мир  ткани

Цель:  Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Д/и «Из чего сделано»

4.Мир дерева

Цель: расширить знания детей о свойствах дерева

Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой

- Наблюдение на прогулке за деревьями.

Беседа: «Приключение карандаша»

Загадки по теме

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                               Март    

«Растения»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом.

1.Как веточка тополя весну встречала.

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.

Веточка тополя, ваза с водой

Игра «Хорошо – плохо»

Чтение сказки П.А.Синявского «Сказка про лекарственные растения»

2.Нужен ли корням воздух?

Цель:Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

На прогулке: наблюдение за растениями под снегом

3.Растения пьют воду.

Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой

Проращивание одинаковых семян

в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой)

Чтение сказки «Домашний садик»

4.Растение может обеспечивать себя питанием.

Цель: познакомить со способами питания растений

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                   Апрель  

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любознательность

1.Вращение земли

тарелка;

скорлупка от яйца всмятку;

немного яичного желтка.

На прогулке: обращать внимание на солнце, погоду дня

2. Волшебный круг

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Цветовой волчок или юла

Д/у «Нарисуй солнце»

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

3.«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

2 камешка, деревянный ящик

Игра «А что, если…»

4. «Установить, как расстояние от солнцавлияет на температуру воздуха»

два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Чтение стих. Ю. Марцинкявичус«Солнце отдыхает»

Месяц

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

                               Май    

«Почва»

Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе.

1.Из чего состоит почва?

Цель:показать из чего состоит почва

Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа

Д/у «Из чего состоит почва»

Рассказ «Родная земля – кормилица людей»

 Ирис Ревю

2.В почве есть воздух

Цель:показать, что в почве есть воздух

Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

На прогулке: прокопка почвы для посадки

3.Земля, пей водичку.

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Загадки о земле-кормилице

4.Вытаптывание почвы.

Цель: Показать, что в результатевытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

                        

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».

Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности   воспитателя и детей старшей группы по аппликации  «Символы России» в технике бумажная пласти...

перспективное планирование досуговой деятельности с детьми второй младшей группы

перспективное планирование досуговой деятельности с детьми второй младшей группы и работа с родителями....

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми в старшей группе "Что таит в себе "Кока - кола"?"

Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. ...

Дружи с водой. НОД по реализации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе

Дать понятие детям о том, что надо беречь бесценный дар - свое здоровье....

Перспективное планирование совместной деятельности по ФЭМП в старшей группе.

Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и форми...

Перспективное планирование по ФЭМП с детьми в старшей группе

Перспективное планирование по ФЭМП с детьми в старшей группе...