Авторская программа дополнительного образования для детей от 1,5 до 2 лет "Давай поиграем?"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Направленность программы: Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для лучшего прохождения адаптации детей к ДОУ, на развитие эмоциональной отзывчивости и на правильное формирование всех психических функций детей раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для лучшего прохождения адаптации детей к ДОУ, на развитие эмоциональной отзывчивости и на правильное формирование всех психических функций детей раннего возраста.
Актуальность и перспективность
Детство - особый и важный период в развитии ребенка. Это период, во время которого малыш обладает безграничным духовным и творческим потенциалом.
С раннего детства мир ребенка полон открытий, он внимательно изучает предметы окружающие его. Он играет с различными предметами, бросает их, наблюдает как они падают, какой раздается звук от падающего предмета. Все это - обыденные вещи для нас взрослых, но для малыша это необычайное и интригующее открытие. Должно пройти время, прежде чем ребенок перейдет от простых экспериментов к более осмысленному обращению с предметами и научится играть с настоящими игрушками. В это время взаимодействие с доброжелательно настроенными взрослыми, как ничто способствует формированию креативности, адекватной самооценки и независимости. В игре ребенок может осуществлять задуманное, учиться реализовывать свои планы и принимать решения, доводить дело до конца.
Совместные игры полезны и родителям, и ребенку.
Актуальной так же остается тревожная тенденция роста числа детей с осложнениями во внутриутробном, перинатальном и постнатальном периоде, что как правило, сказывается на развитии. Именно поэтому особенно остро встают вопросы ранней квалифицированной диагностики, выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми с трудностями в развитии. Результаты комплексной диагностики детей раннего возраста выявляют такие проблемы в развитии детей, как низкий уровень развития познавательной активности, отсутствие речи или задержка речевого развития, несформированность сенсорных эталонов, что неблагоприятно сказывается на формировании наглядно-действенного мышления.
Таким образом, комплексное сопровождение детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, позволит успешно социализировать и интегрировать их в образовательную среду со значительным уменьшением дефектов в развитии.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми от до 2 лет.
Ранний возраст– чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые два года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Форма обучения — очная
Методы обучения: при организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения
Тип занятий – комбинированный.
Формы проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме; с использованием сюжетно-ролевой игры, сказок, игр-сказок и др.
Объем программы: Программа включает 15 академических часов. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.
Срок освоения программы: 8 учебных недель.
Режим занятий, периодичность, продолжительность. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми лет – не более 10 минут (СП )
Цели и задачи
Цель программы - оздание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, познавательного, физического и эстетического развития детей раннего возраста.
Задачи программы:
- Способствовать развитию познавательной активности;
- Способствовать развитию речи;
- Сформировать первые сенсорные ориентировки в предметах: различение основных форм, цвета, величины, фактуры;
- формировать активную позицию родителей в вопросах развития и образования;
- развивать крупную и мелкую моторику с использованием продуктивно-творческих заданий;
- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.
Учебный план программы
№ | Наименование занятий | Всего часов | Форма контроля |
1 | Вводное занятие «Давайте познакомимся» | 1 | Наблюдение |
2 | «Воздушные шары» | 1 | Наблюдение |
3 | Ёжик | 1 | Наблюдение |
4 | Самолёт | 1 | Наблюдение |
5 | Неваляшки | 1 | Наблюдение |
6 | Кто нам помогает? | 1 | Наблюдение |
7 | Яблоки для куклы | 1 | Наблюдение |
8 | Большой и маленький зайчики | 1 | Наблюдение |
9 | Лучики для солнышка | 1 | Наблюдение |
10 | Башенка | 1 | Наблюдение |
11 | Разноцветные колеса | 1 | Наблюдение |
12 | Кораблик | 1 | Наблюдение |
13 | Угадай предмет и принеси | 1 | Наблюдение |
14 | Весело птички летают | 1 | Наблюдение |
15 | Заключительное занятие « До свидания, друзья!» | 1 | Наблюдение |
ИТОГО | 15 |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика психического развития.
Ребенок:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
- активно подражает взрослому в движениях и действиях;
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
Формы контроля. Мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности
Оценка индивидуального развития детей осуществляется по окончанию нормативного срока освоения программы, в форме психолого-педагогической диагностики, а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Целью игровой диагностики является оценка индивидуального развития обучающихся, оценка результативности освоения программного содержания дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности.
Оценкой достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы является динамика развития (положительная, незначительная) характеризующая развитие интеллектуальной и личностной сферы.
Оценка планируемых результатов освоения программы отражается в индивидуальном образовательном маршруте по окончании нормативного срока освоения программы.
Для проведения диагностики используется: методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». (Приложение 1)
Учебно-тематический план занятий по реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Давай поиграем?» (от до 2 лет)
Тема занятия | Коррекционно-развивающие задачи | Планируемые результаты | Оборудование |
Занятие №1 «Давайте познакомимся» | -Способствовать созданию комфортной обстановки, сближению детей друг с другом и педагогом. -Развивать доверительные отношения с ребенком. -Развитие координации движений и чувства ритма. -Формирование представлений об основных частях лица и тела. | -Создать положительное отношение к совместной деятельности. -Уметь отзываться на свое имя. -Узнавать и показывать основные части лица и тела | Музыкальное сопровождение |
Занятие №2 «Воздушные шары» | -Научить находить предметы округлой формы. -Знакомить с основными цветами. -Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук. -Формировать умение правильно держать кисть. -Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу. | -Находить предметы округлой формы. -Узнавать основные цвета. -Уметь правильно держать кисть. -Бережно относиться к окружающим. | Воздушные шары, разноцветные нитки, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, листы бумаги. |
Занятие №3 «Ёжик» | -Формировать представление о лесных жителях. -Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать общую моторику. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать речеваю активность посредством подражания. | -Узнавать и показывать лесных животных. -Воспринимать на слух информацию -Подражать в речевых высказываниях взрослому. | Игрушка Ёжик, музыкальное сопровождение, картинки с изображением Ёжика, светвой стол с песком для рисования. |
Занятие №4 «Самолёт» | -Формировать представление о видах транспорта. -Пополнять словарный запас словами крылья, хвост, кабина. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать речеваю активность посредством подражания. | -Узнавать и показывать виды транспорта. -Воспринимать на слух информацию -Подражать в речевых высказываниях взрослому. | Игрушка Самолёт, картинка Самолёт, музыкальное сопровождение, дидактическая игра «Собери самолёт». |
Занятие №5 «Неваляшки» | -Формировать интерес к аппликации. -Развивать мелкую моторику, внимание, воображение, мышление. -Развивать речеваю активность. | -Узнавать и показывает различные предметы. -Эмоционально отзываться на свой успех. -Повторять за взрослым слова, фразы. -Уметь соотносить образет с раздаточным материалом. | Неваляшка, листы, готовые формы на липучках, образец. |
Занятие №6 «Кто нам помогает?» | -Формировать навыки самообслуживания. -Закреплять умение называть действия, изображенные на сюжетных картинках. -Развивать внимание. | -Уметь действовать с бытовыми предметами. -Узнавать, показывать и называть предметы-помощники. | Фартук, косынка, тряпки, веник, кастрюля, половник, сюжетные картинки с изображением действий, игрушечная посуда, кукла. |
Занятие №7 «Яблоки для куклы» | -Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова. -Развивать интонационную речь. -Развивать умение работать с карандашом | -Слушать стихотворение без наглядного сопровождения. -Играть в разнообразные играм с куклой. -Подпевать в песне музыкальные фразы. | Яблоки, сюжетная картинка к стихотворению В. Берестова, кукла, игровой набор доктора; карандаши, листы бумаги. |
Занятие №8 «Большой и маленький зайчики» | -Формировать понятия «большой», «маленький» . -развивать навык соотнесения предметов по величине. | -Узнает и показывает предметы и игрушки большого и маленького размеров. | Музыкальное сопровождение Е.С. Железновой. Игрушки зайчики большой и маленький. Корзминка с мячами разных размеров. Материал для аппликации: картон, вата, белая гуашь, клей, фигурка Зайчика. |
Занятие №9 «Лучики для солнышка» | -Формировать интерес к рисованию. -Развивать знание цветов. -Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто. | -Проявлять интерес к занятию рисованием. -Узнавать различные цвета. -Слушать стихотворения без наглядного сопровождения. | Иллюстрация «Солнышко», листы бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, образец. |
Занятие №10 «Башенка» | -Развивать мелкую и крупную моторику. -Приучать к аккуратности в выполнении работы. -Воспитывать усидчивость и умение слушать педагога повторяя за ним несложные действия. | -Уметь правильно раскатывать шарик пластилина между ладонями круговыми движениями. -Уметь расплющивать ладонями, или пальчиками, правильно скреплять детали нескольких частей, накладывая одну деталь на другую. | Пирамидка, состоящая из 3–4 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка, влажные салфетки, игрушка Мишка. |
Занятие №11 «Разноцветные колеса» | -Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку; закреплять знание цветов. | -Принимает активное участие в продуктивной деятельности (лепке разноцветных колёс). | иллюстрации к потешке "Из-за леса, из-за гор», сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки, пластилин, салфетка, дощечка. |
Занятие №12 «Кораблик» | -Формировать представления о величине. -Развивать ручную моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. -Развивать зрительную память, зрительное внимание | -Уметь сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный — короткий, длиннее — короче. -Уметь находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика. | Листы бумаги, образец бумажного кораблика, голубая цветная бумага, мелкие игрушки, игра «Танграм», кртинка с изображением кораблика, кисти, краски, баночки с водой, салфетки. |
Занятие №13 «Угадай предмет и принеси» | -Формировать целостную картину мира. -Учить конструировать предметы для сюжетной игры -Развивать восприятие, внимание, сенсорные возможности | - Уметь различать кубики, кирпичики, пластины | Кубики, кирпичики, пластины; сюжетная картинка «Повар готовит обед»; игрушечная посуда; картинки с изображением половины предмета (ложка, тарелка, кастрюля, крышка и т. д.) |
Занятие №14 «Весело птички летают» | -Развивать восприятие, эстетическое отношение, к окружающему миру. -Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. Вызвать эмоциональный отклик. | -Уметь изображать рисунки при помощи ладошек. - Узнавать цвета. -Уметь правильно пользоваться предметами для рисования. - Укреплять навыки самообслуживания. | Игрушка птичка, Листы бумаги белого или голубого цвета, образец, кисти, краски, баночки с водой, салфетки. |
Занятие №15 «До свидания, друзья!» | -Закреплять полученые знания. -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. | -Уметь оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, сказочных героев. | Музыкальное сопровождение. |
Приложение 1
Психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 2 лет
Протокол – заключение психологического обследования
на ребенка раннего возраста
Ф.И.О. ____________________________________________________Возраст _____________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие __________________________________________________________
2. Контакт со взрослым __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Крупная моторика _____________________________________________________________
4. Мелкая моторика _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Латерализация ________________________________________________________________
6. Реакция на обследование _______________________________________________________
Особенности познавательного развития
1. «Принеси мяч»_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Уровень сформированности навыка ходьбы
«Каталка»_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Умение удерживать предмет в руке, умение подражать взрослому.
«Пирамидка» (из 4,5 колец одного размера)________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Уровень развития восприятия, установление идентичности предметов.
«Разложи игрушки»____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Способность к подражанию, организация целесообразного поведения.
«Построй башню» ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Уровень понимания речевой инструкции, наличие указательного жеста.
«Возьми игрушку»______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Умение соотносить игрушку с ее изображением.
«Найди картинку» _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Ориентировка на форму.
«Доска Сегена» (2, 3формы) _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
9. «Покатай куклу» _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. «Ку-Ку»_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
Стремление действовать по образцу ________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Ориентация на оценку взрослого __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Речевое сопровождение деятельности ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обследование проведено в моем присутствии. С результатами ознакомлен(а)____________
«____» ____________20__ г. Подпись психолога __________
Оценка в баллах:
Принеси мяч:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать сам его не может;
3 балла – ребёнок идет к мячу берет, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;
4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.
Каталка:
1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;
2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;
3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в своих действиях;
4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.
Игра «Ку-ку»:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет ещё психологического новообразования – представления;
3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;
4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.
Пирамидки:
1 балл – ребёнок не берет в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;
2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;
3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;
4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.
Доска Сегена:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослыми;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Разложи игрушки:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Построй башню:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, не может подражать;
3 балла – принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;
4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.
Возьми игрушку:
1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;
2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;
3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;
4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушкам.
Найди картинку:
1 балл – ребёнок не понимает задания и действует неадекватно.
2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;
3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;
4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.
Покатай куклу:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно;
2 балла – ребёнок задание принимает, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесёмку;
3 балла – ребёнок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;
4 балла – ребёнок задание принимает, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Железнова Е. С. Тюк-тюк кулачок. - М. ,2008.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1993.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2011.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа /т. -сост. О. П. Власенко [и др. ] – Волгоград, 2011.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Спб. ,2008.
- Сахарова О. М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб., 2011.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровй, - М., 2005.
- Теплякова О. Н. Развивающие игры - М. ,2008.
- Тимофеичева И. В. Оськина О. Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2010.
- Янушко Е. А. Аппликация, лепка, рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).- М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-1352198-1633575844.jpg)
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-667593-1442389801.jpg)
авторская программа дополнительного образования детей "Калейдоскоп"
Программа «Калейдоскоп» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет с разными возможностями и способностями. Программа направлена на начальную ступень освоения изобразительной грамотности и приоб...
Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблема развития...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-809859-1472551725.jpg)
Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»
Характерными особенностями связной речи таких детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-449475-1400582864.jpg)
Авторская программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Волшебные ладошки"
Отличительной особенностью моей программы является представленная совокупность и огромное разнообразие нетрадиционных методов и способов обучения, которые позволяют детям быстро достичь же...