Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ознакомление с художественной литературой», «Художественно-эстетическое развитие (лепка) и «Конструирование» в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Курягина Оксана Юрьевна

 Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ознакомление с художественной литературой», «Художественно-эстетическое развитие (лепка) и «Конструирование» в старшей группе  по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_s_starshey_gruppe_yabloko.docx323.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности художественно-эстетическому

 направлению развития воспитанников»

Конспект

интегрированного занятия по образовательным областям «Ознакомление с художественной литературой», «Художественно-эстетическое развитие (лепка) и «Конструирование» в старшей группе

 по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко».

https://russianbooks.gr/upload/iblock/be1/be1d9e835e50fb7649c9a84a6154189e.jpg

Автор: воспитатель

первой квалификационной категории

Курягина Оксана Юрьевна

г. Гусь-Хрустальный, 2023 г.

Образовательная область: ознакомление с художественным произведением с элементами  продуктивной деятельности.

Продолжительность НОД: 25 мин.

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие (лепка),        

конструирование (оригами из бумаги)

Методы проведения: словесный, игровой, наглядный, практический.

Цель: Ознакомление с художественным произведением В.Г.Сутеева «Яблоко» посредством выразительного чтения и проведения продуктивной деятельности.

Задачи:
1 Образовательные:
Познакомить детей с произведением В .Г.Сутеева «Яблоко», его содержанием. Формировать умение детей  понимать главную мысль художественного произведения. Продолжать формировать умение детей работать с пластилином и конструировать из бумаги в технике «оригами».

2 Развивающие:
Развивать диалогическую речь, путем ответов на заданные вопросы. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, память.
3 Воспитательные:

Воспитывать интерес к авторским сказкам. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно. Воспитывать интерес к лепке и конструированию из бумаги, стремление выполнять свою работу аккуратно.

Материалы и оборудование:  текст сказки, портрет автора и иллюстратора, иллюстративный материал, пластилин, стеки, доски для лепки,зубные  палочки, квадраты бумаги красного и желтого цвета, бутафорская яблоня.

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:  Предварительная работа: (чтение сказок В. Г. Сутеева, стихов, потешек и загадок о героях сказки; игры на имитацию движений с проговариванием. Просмотр сказки виде презентации).

Взаимодействие с семьями воспитанников: Консультация для родителей « Сказка в жизни    

         ребенка».

Содержание деятельности:

Этапы

деятельности:

Содержание

Время

1. Процесс

вовлечения

Дети сидят на стульях полукругом.

В: Очень рада встрече я, вас приветствую друзья

- Здравствуйте ребята.

Д: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Д: Да

В: А как вы думаете, куда можно совершить путешествие чтобы увидеть чудо? Чтобы увидеть то, чего не бывает на самом деле?  

Д: В сказку.

В: Правильно в сказку. А какие бывают сказки вы знаете?

Д:  Авторские – которые написал автор.

Народные – которые сочинил народ.

В: Конечно, ребята. А еще ребята сказку можно создать самим. Хотите попробовать?

Д: да, хотим.

В: А как вы думаете как можно создать сказку?

Д: Нарисовать, слепить, сделать из бумаги, сочинить самим.

В: Правильно мы сегодня отправимся в путешествие и познакомимся с новой сказкой В.Г.Сутеева, которая называется  «Яблоко», побываем в творческой мастерской и попробуем сами создать сказку.

30 сек.

2. Процесс

целеполагания

В: Чем мы будем сейчас заниматься?

Д: Мы познакомимся с новой сказкой В.Г.Сутеева «Яблоко» и в творческой мастерской сами создадим сказку.

10 сек.

3. Процесс проектирования, планирования

В: Что нам нужно сделать?

Д: Познакомиться с новой сказкой и слепим из пластилина и сконструируем в технике «оригами» свою сказку.

10 сек.

4. Процесс осуществления деятельности.

Воспитатель: Сегодня ребята мы продолжаем наше знакомство с произведениями и сказками ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА СУТЕЕВА.
-Посмотрите и назовите какие сказки вы уже знаете?
(показывает иллюстрации).
Д: «Палка выручалка», «Кто сказал мяу» , «Кораблик», «Под грибом» «Кот рыболов», «Три котенка».
В: Владимир Григорьевич  Сутеев родился в Москве в семье ,врача, возможно одаренность отца передалась к сыну.
(Показывает портрет Сутеева В.Г.)
С 14 лет Сутеев В.Г. рисовал дипломы для победителей спортивных соревнований, работал инструктором физической  культуры в младших классах школы.
На студии "СОЮЗ МУЛЬТФИЛЬМ» Сутеев Владимир Григорьевич написал 40 сценариев для мультипликационного кино. В.Г.Сутеев был не только автором множества сказок но и сам иллюстрировал свои произведения.
Художник и писатель, режиссер и постановщик мультфильмов -это все В.Г.Сутеев. Он мог одновременно одной рукой писать ,а другой рисовать.
В: А сейчас я познакомлю вас со сказкой «Яблоко»
(чтение сказки).

Воспитатель проводит беседу:
В: В какое время года происходит действие сказки?

Д: Осень
В: Кто первый увидел яблоко?

Д: Заяц
В: Почему заяц, ворона, и еж считали яблоко своим?

Д: Каждый выполнил определенное действие, заяц – увидел яблоко; ворона – сорвала это яблоко; а ежик – поймал яблоко, когда оно падало.
В: Как закончился спор?

Д: Дракой.
В: Кто помог разрешить спор?

Д: Медведь
В: Как медведь предложил решить спор?

Д: Медведь предложил разделить яблоко.
В: Почему все остались довольны решением медведя?

Д: Яблоко разделили поровну. Все получили свою долю яблока.

Физкультминутка : «Яблоня».

Яблоня в моем саду ( Дети шагают на месте)

Гнется низко на ветру. (Поднимают руки вверх и качают ими»

Наклонилась в право, влево –(Наклоны по тексту)

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула (Руки вверх и вниз)

И вперед их протянула.(Руки вперед и прогнуться)

А как стихнет ветерок, (Сложить ладони  вместе )

Моя яблонька заснет. (Руки по щечку и спать)

В: Ну что, отдохнули, а теперь отгадайте ребята  загадки:

1. Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна….(Медведь)
2. Эта птица вся черна…..
И кричит всегда кар-кар….(Ворона)
3. Лежал под елками лежал ,

Лежал клубочек да и побежал…..(Еж)
4. Зимой белый,
Летом серый….(Заяц)

5. Спелое, Красное
Сладкое, хрустящее….
Оно с веточки упало,
Покатилось и пропало,
В лапы к зверюшкам,
Сразу не попало….(Яблоко)

В: А теперь я предлагаю вам посетить творческую мастерскую и попробовать самим создать нашу сказку «Яблоко»: слепить из пластилина одного из персонажей сказки по выбору (зайца, ворону, медведя, ежа). Но перед тем как начать работу, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём и братишке отнесём.

Воспитатель напоминает приемы лепки:

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание.  Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

В: Вспомним правила работы с пластилином и стекой.

  1. Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот.
  2. Клади пластилин на специальную дощечку.  Лепку выполняйте только на дощечке. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.
  3. Не касайтесь грязными руками лица, глаз, одежды.
  4. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными!
  5. Перед работой разогрейте пластилин в руках; разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую.

Прием лепки ежей из целого куска:
1. Берем ком пластилина, раскатываем шар, превращаем его в яичко ,спереди уже, сзади шире.
2. Вытягиваем и заостряем носик.
3. Оформляем колючую шубку ,иголки по усмотрению детей семечки подсолнуха зубочистки ,спички, трубочки от коктейлей разрезанные на кусочки.
4 Оформляем мордочку -прикрепляем глазки носик.

Дети лепят персонажей сказки. По окончании лепки дети  располагают своих героев на полянке под бутафорской яблонькой.

В: Ребята, посмотрите герои сказки у нас есть, яблочек на яблоньке нет. Давайте с конструируем яблочки из бумаги для наших персонажей, чтобы они  не поругались, как герои сказки.

Дети конструируют оригами из бумаги «Яблоко».

Воспитатель, комментирует  свои действия и показывает  как нужно сложить бумагу.

1. Чтобы сделать этот яркий фрукт, вам понадобится отрезок красной бумаги в форме квадрата.  

 

2. Сложите квадрат в треугольник, чтобы наметить сгиб.

https://origamsha.ru/wp-content/uploads/2021/05/origami-yabloko-3.jpg

3. Раскройте и сложите стороны квадрата вдоль получившегося сгиба.

https://origamsha.ru/wp-content/uploads/2021/05/origami-yabloko-4.jpg 

4. Загните небольшой уголок в верхней части.

5. Направьте уголок вверх, чтобы он немного выступал за противоположную сторону.

Оригами яблоко

6. Небольшую часть верхнего уголка отогните в сторону.

Оригами яблоко

7. Теперь вам нужно придать будущему яблоку округлый вид. Для этого загните уголки по бокам.  И совсем небольшую часть уголочков снизу.

Оригами яблоко    Оригами яблоко

8. Переверните на другую сторону. Оригами яблоко готово. Из зеленой бумаги вырежьте простые листья и приклейте к черешку.

Оригами яблоко

В: Ну вот и наши яблочки готовы.

5. Рефлексия.

В: Дети вы хорошо справились с заданием. Ваши сказочные герои очень интересные. И очень хорошие яблочки наливные у вас получились.  
В: Вы собой довольны.? Ответы детей.

В: Что трудного показалось вам в нашем занятии?

Ответы детей.

В: А чему учат нас сказки? (доброте, справедливости, не быть злым, жадным, плохим).

В: А какая же главная мысль в сказке «Яблоко»?

(Главная мысль сказки Сутеева "Яблоко" заключается в том, что делить нужно поровну и справедливо. Сказка "Яблоко" учит быть дружными и не ссориться с друзьями.)

В: Ребята, какие вы сегодня все молодцы! Все справились со своими заданиями! Все очень старались и отлично потрудились!

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (свеча и акварель). Подготовительная к школе группа Тема: «Мы волшебники».

Цели занятия:ü Познакомить со смешанной нетрадиционной техникой рисования – свеча и акварель.ü Развивать навыки работы с воском и акварелью.ü Закреплять умение тонировать лист в цвета зимы; развивать ...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (оттиск смятой бумагой). Подготовительная к школе группа Тема: «Подушечка с иголками».

Цели: Ø Развивать у детей умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно. Учить детей пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную.Ø Совершен...

Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Тема: «Василиса Прекрасная и Иван Царевич»Цель:1.    Побуждать интерес детей к предмету математика посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.2.    Зак...

Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с художественной литературой «Василиса Прекрасная и Иван Царевич»

Тема: «Василиса  Прекрасная и Иван Царевич»Цель:1.      Побуждать интерес детей к предмету математика посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.2....

Конспект интегрированного занятия по образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшей группе. Предметное рисование на тему «Танк»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Программные задачи:Продолжать учить детей рисовать современную военную технику: танки с опорой на схемы.Закреплять навык...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...

КОНСПЕКТ НОД по реализации образовательной области «Ознакомление с художественной литературой» в средней группе. Рассказ Н. Д. Калининой «Про снежный колобок»

Познакомить с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок». Перед началом занятия дети просматривают отрывок мультфильма про Олафа....