Дополнительная общеобразовательная программа, художественно - эстетической направленности «Вырезалочка»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Пенькова Елена Владимировна

Цель: Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyrezalochka_1_-_kopiya.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа,

художественно - эстетической направленности

«Вырезалочка»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст воспитанников – 3-4 года

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………..………………....3

1.1. Актуаьность программы, ее отличительные особенности………….4

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………..4

1.3. Обьем программы……………………………………………………...5

1.4. Возраст обучающихся…………………………………………………5

1.5. Социальное партнерство………………………………………………5

1.6. Формы организации образовательного процесса……………………5

2. Учебный план

2.1. Краткое описание тем. Календарно-тематическое планирование для детей второй младшей группы…………………………………………………………..6

3. Планируемые результаты …………………………………………..10

4. Годовой календарный учебный график ………… ……………….10

5. Методические материалы

5.1. Материально- техническое обеспечение ………………………….10

5.2. Информационное обеспечение …………………………………….10

5.3. Методическое обеспечение ………………………………………...10

5.4. Кадровое обеспечение ……………………………………………...11

6. Оценочные материалы

6.1. Формы педагогической диагностики……………………………….12

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Вырезалочка» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28,

- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2,

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей",

           - Уставом ДОУ.          

Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В системе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, расширению умственного кругозора. Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.  Работа  с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка,  обеспечивает  его  раскрепощение,  развивает  воображение,  фантазию, развивает мелкую моторику пальцев рук..

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Педагогическая целесообразность программы «Вырезалочка»  объясняется тем, что основным инструментом являются руки и ножницы, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

1.1. Актуальность программы, ее отличительные особенности

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и ножницами  даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Отличительная особенность программы в том, что она ориентирована прежде всего на детей младшего дошкольного возраста: учтена специфика возрастных особенностей развития детей, психических новообразований, взаимосвязи с ведущими направлениями их развития в контексте ФГОС дошкольного образования.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи программы:

Обучающие

• Обучать различным приемам работы с бумагой, ножницами.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,

квадрат, треугольник и т.д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное

воображения.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии

детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству аппликации.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять

коммуникативные способности детей.

1.3. Объём программы

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, - 24 занятия. Продолжительность занятий: с октября по май, один раз в неделю с группой детей в количестве до 10 человек.

Занятие продолжительностью 15-20 минут, 1 занятие в неделю.

1.4. Возраст обучающихся

Программа предназначена для детей младшего  дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

1.5. Социальное партнерство

Работа по данной программе предусматривает активное участие родителей, педагогов, работающих непосредственно с детьми второй младшей группы.

1.6. Формы организации образовательного процесса

  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • индивидуальная.

При организации образовательного процесса применяются разнообразные методы и приемы обучения, при этом учитываются индивидуальные и психологические особенности детей.

2. Учебный план

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3-4 года  (вторая младшая  группа)

Неделя

Тема

Цель

Оборудование

Октябрь

1 неделя

«Знакомство с

аппликацией» (Моиторинг)

Познакомить детей с материалами для

выполнения аппликации.

Бумага, клей, кисточка, ножницы, салфетка

2 неделя

«Консервируем

овощи»

Учить детей наклеивать готовые формы,

различать и называть основные цвета:

красный, зеленый, желтый. Учить детей

пользоваться кистью. развивать моторику рук, аккуратность.

Иллюстрации, листы  бумаги в форме банки, готовые формы для овощей из цветной бумаги, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

3  неделя

«Фрукты в вазе»

Учить детей наносить клей на деталь и

наклеивать ее на лист.; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.

Заготовки деталей фруктов, лист бумаги в форме вазы, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

4 неделя

«Осеннее дерево»

Освоение техники обрывной

аппликации (разрывание полосок бумаги на

мелкие кусочки).

бумага желтого и оранжевого цветов, силуэт дерева, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

Ноябрь

1 неделя

«Перышки для воробья»

Освоение техники обрывной

аппликации (разрывание полосок бумаги на

мелкие кусочки). Воспитывать желание помогать пернатым

бумага коричневого цвета и силуэт воробья, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

2 неделя

«Поделим ленточку»

Следить за

положением рук и ножниц. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук.

2-3 полоски плотной цветной бумаги длиной 15-20 см, а шириной 1-1,5 см., поднос, ножницы клей ПВА, кисточка для клея, салфетки,

3-4 неделя

«Гроздья рябины»

Учить основному приему в

аппликативной технике «бумажная пластика»:

скатывание в комок

           Половинка альбомного листа с нарисованной или наклеенной веткой рябины, красные салфетки, клей ПВА, кисть для клея, тряпочка, клеенка

Декабрь

1 неделя

«Добеги до домика»

Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми.

Полоски бумаги длиной 15- 20 см, шириной 5-6 см., ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

2- 3 неделя

«Белая шубка для зайки»

Формировать умение передавать образ

предмета (зайца) посредством объемной

аппликации; учить основному приему в

аппликативной технике «бумажная пластика»:

умение работать с клеем,

приклеивать детали, прикладывать близко

друг к другу; учить работать на заданном

пространстве.

           Половинка альбомного листа с контуром зайца, белые салфетки, кисть для клея, клей  ПВА, салфетки

4 неделя

«Праздничная елочка»

Создание образа новогодней ёлки из 3-5

готовых форм (треугольников, трапеций);

украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и

тычка).

Треугольники разных размеров зеленого цвета, гуашь, клей ПВА, альбомный  лист, кисточка, салфетка

Январь

2 неделя

 «Снеговик»

Продолжать учить резать прямые линии; развивать умение работать с ножницами, клеем.

Заготовка-тренажер со снеговиками, ножницы.

3 неделя

«Летят снежинки»

Продолжать учить резать ножницами; развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность.

Картон голубого  цвета,  нити   белого цвета,   кисть для клея, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка.

4 неделя

"Прилетели

снегири"

Упражнять детей в составлении изображения

из готовых форм с опорой на образец, учить

держать кисточку, закреплять умения

намазывать детали клеем и приклеивать их.

Развивать у детей творческие способности,

мелкую моторику рук, развивать умение

передавать образ птиц с помощью надрезов на заготовках крыльев, хвоста.

Цветной картон синего цвета; бархатная цветная

бумага, кусочки синтепона белого цвета (можно заменить ватой);

ножницы, клей ПВА, салфетка, кисточка.

Февраль

1 неделя

«Автобус»

Продолжать закреплять знания о геометрических формах: квадрат, круг, прямоугольник.  мелкую моторику рук, усидчивость. Формировать навыки детей намазывать всю поверхность фигуры клеем;

Закрепить навыки работы с ножницами.  

Ножницы, клей, салфетки, кисточки для клея, заготовка автобуса из картона разного цвета, окошки (прямоугольники, расчерченные на квадраты белые – 4 шт, колеса (круги черные – 2 шт).

2-3 неделя

«Галстук для папы»

Продолжать осваивать навык работы с

ножницами; Закреплять умение намазывать

всю форму клеем; Развивать у детей

творческое воображение, фантазию;

Воспитывать самостоятельность.

Цветной картон, шаблоны разных цветов, клей, клеевые кисти, доски, салфетки.

4 неделя

«Лучики для солнышка»

Вызвать яркий эмоциональный отклик на

фольклорный образ солнца. Учить создавать

образ солнца в аппликации. Продолжать осваивать навык работы с

ножницами.

Желтые круги, пол альбомного листа, полоски желтого цвета с разметкой для разрезания, клей ПВА, кисточка для клея, клеенка, салфетка, ножницы.

Март

1-2 неделя

«Для милой мамочки»

Учить детей делать маленькие комочки из кусочков салфетки. Учить составлять композицию из комочков. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание их порадовать.

Салфетки желтого  цвета, лист  картона, кисть для клея, клей ПВА, клеенка, кисть, салфетка.

3 неделя

«Колобок на

окошке»

Учить детей создавать сюжетную

композицию из обрывного по контуру круга и

смятых комочков салфеток. Учить наклеивать

скатанные большие комочки бумаги на

картон.

Готовые формы окошек разного цвета и силуэты колобков желтого цвета,  салфетки, кисточки, тарелочки для клея, клей, формы для декоративной аппликации: круги и треугольники разного цвета

4 неделя

«Светофор»

Учить детей из заранее заготовленных квадратов вырезать круг и составлять из полученных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его.

Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, ножницы

Апрель

1 неделя

«Чему мы научились» (мониторинг)

3. Планируемые результаты

•        использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;

•        правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник);

•        подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

•        аккуратно использовать материалы.

В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.

И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.

4. Годовой календарный учебный график

Название программы

Количество занятий

Возраст детей

3-4 года

«Вырезалочка»

Неделя

1

Месяц

4

Год

24

Содержание

Возраст детей 3-4 года

Количество возрастных групп

1

Начало реализации программы

02.10.2023

Окончание реализации программы

05.04.2024

5. Методические материалы

5.1. Материально техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся в светлом помещении, просторное помещение с естественным и искусственным освещением, в котором находится стулья и столы по количеству обучающихся, ноутбук, раздаточные материалы для детей.

5.2. Информационное обеспечение

  • учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картины, и др.);
  • технические средства (принтеры, сканеры, магнитофон);
  • носители информации (СД, DVD - диски, флеши - карты, видеокассеты, аудиокассеты).

5.3. Методическое обеспечение

  1. Изобразительная деятельность в детском саду. 2 младшая группа.
  2. Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. Цветной мир 2014г.
  3. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – Т.С.  Комарова. Москва. Мозаика - Синтез 2014г.
  4. Аппликация с детьми 3–4 лет. Д.Н. Колдина. Москва. Мозаика – Синтез 2012 г.  

Интернет -ресурсы.

1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/07/16/trenazher-vyrezaniya-nozhnitsami-3-4-goda   

2. https://deti-online.com/learning/vyrezanie-iz-bumagi/ 

3. https://vk.com/wall-136115668_1793 

5.4.    Кадровое обеспечение

Кружковую работу с детьми по данному направлению ведет педагог высшей квалификационной категории Пенькова Елена Владимировна, прошла курсы повышения квалификации   ООО «Институт новых технологий в образовании», г. Омск, 120 часов.

6. Оценочные материалы

6.1. Формы педагогической диагностики

Результаты освоения программы.

Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

№ п/п

Ф И ребенка

Навыки умения

Всего баллов

Уровень

1.Выкладывание  форм  в определенной последовательности

(узор)

2.Выкладывание изображения

(предмет)

3.Владение техническими навыками

Итого по 3 параметру

Умение пользоваться ножницами

Намазывание

формы

наклеивание

аккуратность

Итого

Примечание: в показателе под номером 3 выставляется  только итоговый балл.

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.

Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество

Высокий уровень кол-во _____; ____%

 Выше среднего кол-во _______; ________ %

Средний уровень кол-во _____; ______%

Низкий уровень кол-во ______; _____%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...