Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
статья по аппликации, лепке

Князева Евгения Анатольевна

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений языческим богам. В различных обрядах восточных славян использовался каравай — круглый хлеб с украшениями, который был олицетворением мифологического существа — символа щедрости и плодородия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд, просто сейчас оно приобретает популярность в России.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений языческим богам. В различных обрядах восточных славян использовался каравай — круглый хлеб с украшениями, который был олицетворением мифологического существа — символа щедрости и плодородия.

Соленое тесто — уникальный материал. Его можно сочетать с природными материалами: шишками, ракушками, засушенными растениями, кусочками ткани, бусинками, стразами, камушками, кусочками кожи. Все зависит от вашей фантазии. Поделки можно разукрашивать, а можно оставлять после сушки не раскрашенными, сохраняя изделиям их золотистый цвет хлеба, — в этом тоже есть своя оригинальность.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, который нужно беречь и приумножать.

  1. Использование соленого теста как пластического материала

Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.

Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.

В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. Лепят везде и все, и это неудивительно, ведь лепить – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. Мука, вода, соль – всегда под рукой. Слепленную фигурку легко можно разукрасить, покрыть лаком, или даже нарядить в лоскутки. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы. 

Солёное тесто – это экологически чистый материал, поэтому его легко можно доверить даже самому маленькому рукодельнику.

  1. Материалы и оборудование, необходимые для работы. Особенности технологического процесса замеса теста

 Конечно же, главные инструменты, это, конечно же, руки, но в помощники им нужны инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.

 Для замешивания соленого теста вам понадобятся:

  • неглубокая эмалированная или металлическая миска;
  • соль — желательно мелкая или среднего помола;
  • мерный стакан для измерения сыпучих продуктов и для измерения объема жидкости.
  • ложка или деревянная палочка для перемешивания составляющих компонентов соленого теста;
  • вода — холодная или комнатной температуры.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь. 

Кроме вышеперечисленных компонентов, добавляют в тесто обойный клей, клей ПВА. Почему бы и нет? Если вы решили поэкспериментировать, можно добавить при замешивании соленого теста 1-2 ч. л. сухого обойного клея, предварительно разведенного в небольшом количестве воды. Можно добавить клей тогда, когда вы перемешиваете муку с солью, а затем развести водой по рецепту. Обойный клей, добавленный в соленое тесто, повышает его прочность и придает большую эластичность при лепке. Кроме обойного клея в качестве варианта можно использовать крахмал, но его в пропорциональном отношении потребуется больше.

Поверхность стола, на котором вымешиваете и раскатываете тесто, должна быть гладкой и ровной. Для этого подойдет пластиковая доска. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, но если все-таки оно начинает прилипать к рукам, достаточно обмакнуть пальцы в муку. Помещение должно быть довольно прохладным и проветриваемым, ведь от жары тесто меняет форму, а детали «расплавляются» и теряют первоначальный вид.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

  1. Приемы работы с соленым тестом. Технологические особенности выполнения изделий из соленого теста

.

 Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Варианты поделок из соленого теста

Скульптура из соленого теста.

Изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.

Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.

В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.

Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток  получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.

Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.

Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.

Медали и медальоны из соленого теста.

Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.

Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью.  Не следует в работе с детьми использовать  металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка. 

Лепка рельефной картины

Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.

По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем  загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.

Оригинальные  работы получаются, если в качестве основы использовать  диски или пластинки.

Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается  эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы,  и  то какие элементы будут сделаны из теста.

Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.

Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.

Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д. 

Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и  сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.  

  1. Особенности выполнения работ из соленого теста детьми дошкольного возраста

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка.

Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений.

Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, ребёнок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности ребёнка в целом.

Технологические особенности лепки из теста: наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание, смазывание; нанесение узоров – всё это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребёнок получает массу положительных эмоций, снимается нервное напряжение.

Создавая поделки, ребёнок приобщается к прекрасному: учится сочетать цвета между собой, дополнять изделия украшениями на свой вкус. При этом развивается воображение и фантазия, ребенок приобретает изобразительные навыки и умения.

Заключение

Лепка – любимое и увлекательное занятие.

При работе с соленым тестом  развиваются художественные способности, наблюдательность, чувство линии, формы, пропорции

В процессе работы осваиваются основные приемы изготовления элементов композиций. Немаловажную роль играет и то, что необходимые материалы доступны, экологически чисты. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире.

Процесс лепки из теста захватывает и взрослого и ребёнка.

Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Список литературы

1.         Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». М.: 2002.

2.         Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ.  М.: 1990.

3.         Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: 2005

4.         Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: 2000.

5.     Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос. 2006.

6.      Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей» М.: 2000.

7.      Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М.: 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Краткосрочный проект по лепке для детей  группы ДОО на тему:  «Лепка кота из пластилина»...

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству...

ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ»

практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству «Ваза с цветами»...

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве.        ...

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.»

Цель.Создание условий для изготовления композиции из нескольких цветов в вазе. Закрепить приемы срезания углов у квадратов, получать необходимую форму путем разрезания и выравнивания части круга...