ООД "Мастерская гончара из Балхара"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Жамият Ибрагимова

 

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды.Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Приобщение детей к традиционному декоративному – прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;

Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;

Лепка кувшина.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"ЦРР - детский сад № 14 "Журавленок"

Зав МБДОУ детский сад №14

___________ Жаркова Л. Ш.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Мастерская гончара из Балхара»

Воспитатель Ибрагимова Ж. Э.

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды.Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Приобщение детей к традиционному декоративному – прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;

Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;

Лепка кувшина.

Ход ООД

Педагог:

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться – Доброе утро

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым людям

Улыбнитесь друг другу

И пожелайте доброго утра.

Педагог: Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?

Дети: В России, город Москва, в Дагестане, город Махачкала, в городе Дербент.

Педагог: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов Дагестана мы уже с вами знакомы?

Дети:

- Кубачинское ювелирное мастерство – золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки, кувшины.

- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.

- Табасаранское ковроткачество.

- Балхарская керамика.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом Дагестана – Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорный аул Балхар. Прежде чем отправимся в путь, давайте вспомним адаты этого села.

Прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной. (Дети занимают свои места в автобусе. Звучит мелодия песни «По горным дорогам, по горным дорогам веду я машину свою»

Педагог: Вот мы и прибыли в аул Балхар. Ребята, а вот и тетушка Халисат нас встречает, давайте помашем ей рукой! (Дети машут рукой из автобуса) Давайте поздороваемся с тетушкой, выйдя из автобуса (дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой)

Тетушка Халисат:

- Ассаламу алейкум, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей)

Тетушка Халисат: Вы наверное устали после утомительной дороги, разомнемся немножко, становитесь в круг.

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек, по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

По аулу мы пойдем (обычная ходьба на месте)

Тетушка Халисат: Ребята, послушайте легенду про то, как в ауле Балхар начали заниматься керамикой.

Жил – был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатство не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! – вспомнил он. Вот что нам даст хлеб». Сделал Калкучи круг - «журлак» из ствола орехового дерева натаскал глины с озера и начал лепить горшки для пищи и кувшины для воды. Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей – так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят : «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.

Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину.

Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.

Тетушка Халисат: Ребята, к нам в аул едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наш аул, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры,мне нужна ваша помощь. Вы мне поможете?

Дети: Да.

Тетушка Халисат: Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети: Игрушки – свистульки, тарелки, кувшины.

Тетушка Халисат: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети: Растительный, геометрический, зооморфный, а также линия, штрих и пятно.

Тетушка Халисат: Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображение руки, глаза. (Дети называют линию, объясняют что она означает)

Тетушка Халисат: Прежде чем, начать делать кувшины, давайте проведем гимнастику для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три - наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Тетушка Халисат: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!

(тетушка Халисат показывает посуду из глины – дети рассматривают) Ребята, занимайте свои рабочие места!

Просмотр видео «Как изготавливается кувшин»

Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.

(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)

Выставка работ детей.

Дети становятся в один ряд с сувенирами в руках.

Тетушка Халисат хвалит детей.

Тетушка Халисат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивые сувениры у вас получились! А на память о вашем путешествии я дарю вам кувшин в музей детского сада.

Становитесь в круг, повеселимся немного.

Игра «Передай папаху».

До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам (Прощается с детьми, провожает их, уходит)

Педагог: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус.

Педагог: Вот мы и приехали в наш детский сад.

-В каком ауле мы побывали?

-Для чего мы ездили в аул Балхар?

- Чем славится аул Балхар?

(Дети обобщают знания, полученные на занятии)

Педагог: Поднимите руки вверх, представьте, что вы кувшины.

Представьте, что эти кувшины наполнены счастьем. Поделитесь этим счастьем со мной и гостями!

Дети: Счастья вам и удачи!

Педагог: Всем большое спасибо, вы были все молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончар Г.А., Вишнякова И.Б. "Предметно - развивающая среда в младшей группе детского сада"

Предметно - развивающая среда в группе является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Для познания и удовлетворения своих потребност...

Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом

Тема: Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом.Задачи:Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.Развивать у дет...

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ»   Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...

Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему: «Как на нашей улице, гончары живут»

Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.Задачи.-формировать умение различать посуду...

Гончар И.В., инструктор по ФИЗО МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа конкурса "Воспитатель года 2024"

Поздравляем! Гончар Ирина Вячеславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа XV Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России 2024"...