Программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием техники рисования крупой в средней группе. 2021 год
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Евгения Александровна Трипутина

    Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 356»

Программа кружка «Радуга красок»

по изодеятельности с использованием   техники рисования крупой

в средней группе.

Срок реализации 1 год.      

Составила:

воспитатель Трипутина Е.А.

2021г.

Пояснительная записка.

    Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

    Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

   Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 Форма работы

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 4-5 лет, количество детей 10 человек, время занятий 20 мин.

   Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность.

Методика работы 

Рисование манной крупой без окрашивания:

  На цветном фоне можно рисовать кистью клеем ПВА, а потом посыпать манкой - получится монохромный рисунок - белый на цветном. Так обычно рисуют зиму .

Манная крупа поверх рисунка:

Делает контрастный рисунок более матовым, текстурным. Манка на клею выглядит полупрозрачным слоем.

Как рисовать: рисуется контрастный рисунок, покрывается тонким равномерным слоем клея и аккуратно посыпается манкой.

Рисование неокрашенными крупами:

Крупы могут дать достаточно богатую гамму натурального цвета:

Желтый - кукуруза, пшено, горошек;

Зеленый - зеленый горошек, чечевица;

Красный - красная фасоль;

Темно-коричневый - греча;

Светло-коричневый, серый: сечка, хлопья;

Белый - рис, манка.

Как рисовать крупами:

Их можно клеить на ПВА, либо (крупные, такие как фасоль) - на слой пластилина.

    Нарисовать на листе бумаги что-то — это значит оставить частичку своего «я». Но рисовать  можно не только традиционными способами, используя краски или карандаши. Очень интересна техника рисования крупой и песком. Эти техники чем-то схожи с развивающими игрушками, которые можно сделать в домашних условиях из подручных материалов.

  На кухне всегда можно найти различные крупы — разной формы и цвета. Предложите своему ребенку эти крупы в качестве материала для творчества и делайте объемные аппликации. На обычном листе бумаги нужно нарисовать заготовку (бабочку, зайчика, дерево и т.д.). Поверхность рисунка можно покрыть слоем пластилина и наклеивать на него крупу.

Таким образом можно декорировать любую поверхность.

Можно найти практически все цвета в крупах.

Структура занятий:

  1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Рассматривание образцов, обсуждение;
  4. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  5. Выбор материала;
  6. Самостоятельная работа детей;
  7. Анализ готовой работы;
  8. Физкультурная минутка или игра с поделками.

Комплексно-тематический план работы по теме

«Рисование на манной крупе, рисование различными крупами как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей раннего и дошкольного возраста»

Месяц

Неделя

Содержание

Задачи

Результат

Октябрь

Вводное занятие

«Веселое солнышко»

Дать детям представление о рисовании на крупе и крупой, расширить знания об этом виде искусства, рассказать, как с помощью такого рисования  можно создать интересные модели.

В работе использовать фотографии.

«Веселое солнышко» (рисование на подносах с манкой)

«Клубочки для бабушки»

Учить детей рисовать на сухой крупе простые формы, предметы (линии, круги, дом, неваляшка); - Формировать потребность в соблюдении опрятности, аккуратности.

Рисование по замыслу; игры с крупой.

«Добрый доктор Айболит»

 Учить детей рисовать при помощи трафаретов манной крупой; - Формировать потребность в соблюдении опрятности, аккуратности; -Формировать доброжелательное отношение друг к другу, оказывать помощь друг другу.

Рисуем на манке фрукты.

«Белый снег кружиться» 

Знакомить с характерными особенностями изобразительного материала; формировать представление о свойствах крупы (сыпучая, легкая, летящая, состоит из мелких частиц- зернышек - крупинок).

Рассмотрение изобразительного материала; -   Продуктивная деятельность с изобразительным материалом; - Игры с крупой.

Ноябрь

Коллаж «Осень»

Учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра; 

Коллективная работа и индивидуальные работы

«Грибочки» из гороха

Формирование общей умелости руки.

Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины.

Воспитывать аккуратность

«Грибная полянка»

«Клубничка» из гороха

Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться  в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.

Коллективная работа и индивидуальные работы

«Машины едут и гудят» 

Учить детей отбирать предметы по характерным признакам (транспорт);развивать наблюдательность, находчивость.

Грузовик из фасоли.

Декабрь

«Елка в лесу»

Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

Коллективная работа и индивидуальные работы

«Снеговик»

Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.

Деятельность с изобразительным материалом; - Рисование по замыслу;

- Игры с крупой.

Коллаж «Зима»

Создать картину, используя уже готовые поделки детей.

Открытка «Зимняя природа»

«Елочные шарики»

(манная крупа)

Возбудить чувство ожидания праздника «Новый год».

Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивый шарик.Научить детей раскрашивать уже прикрепленную манную крупу

Коллективная работа и индивидуальные работы

Январь

«Дерево» из кружев

Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить дело до логического конца

Деятельность с изобразительным материалом.

Морозко

. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно

Морозные узоры из манки

Зайчишка

Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Использование различных круп.

Коллаж «Девочка и мишка»

Заинтересовать работать коллективно, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей, использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, потешки).

Коллективная

Февраль

«Кораблики»

Возбудить желание сделать приятный подарок для папы. Воспитывать эстетический вкус. Возбудить желание проявить творчество, последовательность, трудолюбие.

Открытка для папы из окрашенного риса.

«Животные»

(коллективная работа)

Научить выкладывать на листе бумаги фигурки животных различными крупами и семенами.

Деятельность с изобразительным материалом.

Рисование по замыслу.

 Игры с крупой.

«Ежик»

(горох)

Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать  кистью, клеем, закреплять умения работать с бросовым материалом (горохом).

Рисование по замыслу.

 Игры с крупой.

«Жар-птица»

В работе соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты).

Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

Деятельность с изобразительным материалом.

Рисование по замыслу.

 Игры с крупой.

Март

«Ваза с цветами»

Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия).

Подарок для мамы

«Закладка для книг»

(из бумаги с узорами из манки)

Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей).

Развивать чувство цвета.

Деятельность с изобразительным материалом.

«Полосатый кот»

(из окрашенной манки)

Учить создавать образ кота.

Рисование по замыслу. Игры с крупой.

«В гости к весне» 

Учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра; 

Деятельность с изобразительным материалом.

Рисование по замыслу.

Апрель

«Птичка»

Учимся наклеивать зерна крупных круп  на силуэт птички, добиваясь создания образа птички.

«Русские березы»

Создать картину–пейзаж путем рисования манкой по мокрой краске.

Коллективная

Коврик  (различные крупы)

Создать симметричный узор из неокрашенной крупы.

Каждый создает свой рисунок

«Фрукт или овощ»

Формирование общей умелости руки.

Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины.

Воспитывать аккуратность

Корзина овощей или ваза с фруктами.

Май

«Яблоневый сад»

учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра, передавать в работе особенности действительности

Деятельность с изобразительным материалом.

Рисование по замыслу.

Салют Победы (из окрашенной манки)

учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра, передавать в работе особенности действительности

Рисование по замыслу.Игры с крупой

«Матрешка»

Развивать творческое воображение, воспитывать желание украсить свою матрешку красиво, аккуратно.

В работе использовать русский фольклор.

Деятельность с изобразительным материалом.

«Ящерица»

(горох)

Вовлечь детей в увлекательную игру-труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий

Рисование по замыслу.

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n

Ф.И.

ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности.

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Н.- начало года    К.- конец года

Литература:

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

4. А.С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

5. Р.Т. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Радуга красок"

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 1 младшей группы

Этой программой  пользуюсь при работе с детьми посещающими кружок. Результаты очень хорошие....