Программа кружка «Радуга красок» по нетрадиционному рисованию в старшей «Б» группе. 2024-2025 учебный год.
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка
«Радуга красок»
по нетрадиционному рисованию
в старшей «Б» группе.
2024-2025 учебный год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад «Рябинка».
г. Спас-Деменск.
Программа кружка
«Радуга красок»
по нетрадиционному рисованию
в старшей «Б» группе.
2024-2025 учебный год.
Руководитель: Моисеенкова С.И.
г. Спас - Деменск.
2025 год.
Пояснительная записка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками
программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Направление : художественно – эстетическое развитие
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Учить детей к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес средствами нетрадиционного рисования.
Принципы реализации программы:
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов, показ образца выполнения работы.
2.Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития навыков творческой работы детей .
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребёнка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретённого опыта в рисунке. Постепенно у ребёнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации. Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой не предусматривается ознакомление детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
Возраст детей , участвующих в образовательной деятельности от 5-6 лет (старшая группа).
Сроки реализации: 1 год
Формы и режим занятий.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -36. Время занятий - 25мин
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
В ходе реализации рабочей программы дошкольники :
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определённой теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Развивают навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведению.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу - матрицу.
Ф.И.ребёнка | Цветовое восприятие | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение |
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
- Мастер - класс с родителями.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи,
загадки, а также игры. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти;
- кисточка с коротким ворсом (тычок);
- пластилин;
- трафареты;
- бумага для рисования.
Нетрадиционные техники, с которыми дети знакомятся в ходе реализации программы:
- рисование по сырому;
- пластилинография;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Весьма ценно, что данная программа помогает развивать в ребёнке
инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в
своих силах и способностях, формирует в ребёнке умение представлять
себе то, что не существует в действительности, развивая творческое
воображение.
Перспективный план работы кружка «Радуга красок » по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник в старшей группе.
Месяц (неделя) | Тема | Программное содержание | Нетрадиционные техники рисования. |
Сентябрь (1 неделя). | «Цветик - разноцветик». | Закреплять представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. | Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных. |
Сентябрь (2 неделя). | «Весёлые кляксы». | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов , полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | Техника кляксография. |
Сентябрь (3 неделя). | «Фрукты на тарелки». | Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. | Техника печатание фруктами (оттиск). |
Сентябрь (4 неделя). | «Ветка рябины». | Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом рябины. Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника рисование пальчиками, печатание листьями.) | Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (рисование пальчиками и печатание листьями). |
Октябрь (1 неделя). | «Осенний лес». | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. | Техника печатания растениями. |
Октябрь (2 неделя). | «Кленовый лист». | Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. | Техника монотипия (пред метная). |
Октябрь (3 неделя). | «Ковер из осенних листьев». | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Техника печатание листьями. |
Октябрь (4 неделя). | «Весёлые овечки». | Закреплять умение пользоваться техникой оттиск смятой бумагой. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. | Оттиск смятой бумагой. |
Ноябрь (1 неделя). | «Дерево». | Учить детей использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. | Рисование ладошками, пальцами. |
Ноябрь (2 неделя). | «Рисуем по шаблону». | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Рисования по шаблону. |
Ноябрь (3 неделя). | «Ёжик». | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. . | Пластилинография |
Ноябрь (4 неделя). | «Платок». | Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павло-Посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Акварель + восковые мелки. |
Декабрь (1 неделя). | «Зимние узоры». | Продолжать знакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток). Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. | Техника монотипия. |
Декабрь (2 неделя). | «Снежинка». | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. | Пластилинография. |
Декабрь (3 неделя). | «Новогодняя открытка ». | Создать предпраздничное настроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. | Самостоятельная работа детей. |
Декабрь (4 неделя). | «Ёлочка пушистая». | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Учить аккуратно, пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. | Рисование нитками. |
Январь (1 неделя). | «Ожившая сказка». | Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки | Самостоятельная работа детей. |
Январь (2 неделя). | «Снегири на ветках». | Продолжать знакомить детей с техникой рисования восковые мелки + акварель. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Техника рисования восковыми мелками + акварель. |
Январь (3 неделя). | «Звездное небо». | Познакомить детей с техникой рисования свечей + акварель. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. | Техника рисования свечей + акварель. |
Январь (4 неделя). | «Филин». | Учить создавать выразительный образ птицы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. | Техника рисования методом тычка. |
Февраль (1 неделя). | «Узоры на окне ». | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. | Техника рисования – ниткография. |
Февраль (2 неделя). | «Морские просторы». | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закреплять навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. | Техника рисования с солью по сырой краске. |
Февраль (3 неделя). | «Машинка». | Закреплять умение пользоваться техникой рисования пластилином. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. | Пластилинография. |
Февраль (4 неделя). | «Горы» | Расширить творческую деятельность детей через технику рисования восковыми мелками + акварель. Развивать представления о художественном образе природы. | Рисование восковыми мелками + акварель. |
Март (1 неделя). | «Букет тюльпанов». | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать чувство композиции. | Рисование ладошками. |
Март (2 неделя). | «Забавный орнамент». | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Закрепить умения детей в технике рисования – восковые мелки + акварель. | Рисование восковыми мелками + акварель. |
Март (3 неделя). | «Пейзаж у озера». | Закреплять знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. | Техника рисования – монотипия (пейзажная). |
Март (4 неделя). | «Домашние питомцы». | Учить рисовать животных. Упражнять детей в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Расширять знания о животных. | Техника рисования методом тычка |
Апрель (1 неделя). | «Весенний пейзаж». | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках рисования. Развивать эстетические восприятие, творческие способности. | Рисование восковыми мелками + акварель. |
Апрель (2 неделя). | «Планеты». | Закреплять умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. | Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании. |
Апрель (3 неделя). | «Праздничная верба». | Рассказать, почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью. | Рисование пастелью. |
Апрель (4 неделя). | «Цыпленок – желтое чудо!» | Рассказать, почему яйцо является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии. | Пластилинография |
Май (1 неделя). | «Праздничный салют». | Совершенствовать умения детей в технике рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. | Рисование восковыми мелками + акварель. |
Май (2 неделя). | «Давай поиграем!» | Закреплять приемы рисования тыльной стороной кулачка. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений. | Рисование тыльной стороной кулачка . |
Май (3 неделя). | «Дождь и радуга». | Учить интегрировать и сопоставлять пейзаж, музыку по линии эмоциональности художественных образов природы. Закреплять умение дополнять изображение деталями. | Рисование по мокрому листу. |
Май (4 неделя). | «Вот и лето пришло» | Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей |
Литература.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». - Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №3/2008;
№5,7/2009 - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с.. - Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста-М, Сфера, 2005. - Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1.- М.: Скрипторий. – 2003.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 2.- М.: Скрипторий. – 2003.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования – М., 2011.
- Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2000.
- Грибовской А. А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 64 с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 116 с.
- Журнал « Я сам», №7, 2013.
- Маленький художник – М.: Мозаика- Синтез, 2000.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006- 128с.
- Гончаров Д. Рисуем ручками. – М.: Просвещение, 2010.
- Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: Линка – Пресс,2004 - 145 с.
- Немешаева Е. Рисуем ладошками. - М. : Айрис – пресс,2011. -144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Радуга красок"
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе
Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
кружковая деятельность...

Программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием техники рисования крупой в средней группе. 2021 год
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образо...

