Конспект познавательного занятия для старших групп «Насекомые летом»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Карагашян Марина Лусегеновна

«Насекомые летом»

Участники

Воспитатель, дети старшей группы,игрушка Лунтик.

Цель

Сформировать представление о том, что насекомые – самый многочисленный класс животных.

Задачи

Рассказать о жизни насекомых летом, чем они вредны человеку и чем полезны. Объяснить правила взаимодействия с насекомыми. рассказать об отдельных видах насекомых: пчелах, бабочках, божьей коровке. Пополнить словарь новыми понятиями: «членистоногие», «шестилапые», «беспозвоночные», «энтомолог». Сформировать умение складывать простые числа, развивать наблюдательность, стремление узнавать новое.

Материалы

Картинка-схема строения насекомого; изображения разных видов насекомых; пуговицы разных цветов; раскраски или контуры насекомых (для коллективного творчества).

Примерное время

25 минут

Вступительная часть

4 минуты

Воспитатель

Здравствуйте, ребята! Кто помнит, что мы изучали ранее с Лунтиком?

Дети отвечают: ранее мы узнавали с Лунтиком о птицах, животных.

1

Воспитатель

Правильно, а кто еще, кроме зверей и птиц, ведет летом активную жизнь?

Дети отвечают: насекомые.

2

Воспитатель

Правильно, давайте узнаем об их жизни поподробней. А в этом нам поможет Лунтик.

3

Лунтик

Лето – любимое время года для насекомых! Как вы думаете, почему?

4

Дети

Летом тепло, у насекомых много еды: лепестков, травы, нектара.

5

Лунтик

Правильно. Именно летом из куколок выводятся бабочки, муравьи строят муравейники, а труженицы пчелки собирают мед. Насекомых очень много. По мнению ученых, существует около 3 миллионов видов насекомых, хотя описано и изучено пока около 1 миллиона. А кто скажет, по каким признакам можно узнать насекомое?

6

Дети

У насекомых есть усы, много ног.

Лунтик показывает картинку-схему строения насекомого.

7

Лунтик

Правильно. Отличительные признаки насекомых – одна пара усиков, три отдела тела – голова, грудь и брюшко, три пары ног. Запомните, ребята, у насекомых три пары ног, то есть шесть лапок.

8

Основная часть

7 минут

Лунтик

Дети, когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра они копошатся в цветках. Их привлекают нектар и пыльца, аромат и окраска цветка. Но вот кто кого выбирает – насекомое цветок или цветок насекомое – большой вопрос! Многие цветы хотят быть опыленными только определенными насекомыми.

Лунтик

 показывает карточку с изображениями разных видов насекомых.

 

1

Лунтик

Часто цветы «хитрят» для того, чтобы привлечь насекомое. Например, некоторые цветки устроены так, что насекомое не может выбраться наружу из «лабиринта», минуя место, где на лапки обязательно приклеится пыльца. Есть совпадение между устройством цветка и насекомыми, которые на него прилетают. На цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Лишь шмель своим длинным хоботком может добыть нектар, спрятанный на дне трубочек-венчиков, а пчелам для этого приходится прокусывать цветки. А как насекомые помогают людям?

2

Дети

Пчелы дают мед.

3

Лунтик

Правильно, но не только. Хищные насекомые (жужелицы, божьи коровки) поедают вредителей садов, полей и огородов. А гусеница тутового шелкопряда плетет кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шелковой нити длиной от 300 до 1500 м. Ее используют для производства шелка. А чем полезны пчелиный воск и мед?

Дети отвечают: мед вкусный, сладкий и целебный. Пчелиный воск применяется в медицине.

4

Лунтик Правильно. А могут насекомые нанести человеку вред?

Дети высказывают предположения, основываясь на личном опыте, например, комары, слепни кусаются.

5

Лунтик

Есть насекомые, которые поедают посевы и даже деревянные постройки. Почти все насекомые – летающие животные, совсем не летающих насекомых мало. А изучают всю эту мошкару ученые-энтомологи. Давайте вместе повторим это словосочетание.

Дети несколько раз повторяют словосочетание «ученые-энтомологи».

6

Лунтик

Дети, а как вы считаете, какие насекомые самые красивые, разноцветные?

Дети отвечают каждый по своему, например, бабочка.

7

Лунтик

Каких бабочек вы знаете?

Дети отвечают.

8

Лунтик

Самые красивые бабочки: павлиний глаз, названная так за пятнышки на крыльях, адмирал, махаон.

9

Коллективное художественное творчество

5 минут

Дети вместе с воспитателем рассматривают поделки насекомых из разноцветных пуговиц. Затем они пытаются самостоятельно, по готовому контуру, раскраске, собрать из пуговиц насекомых. Также параллельно педагог задает дошкольникам вопросы.

Воспитатель

Дети, сколько у насекомых лапок?

Дети отвечают: три пары лапок.

1

Воспитатель

Три пары – это сколько всего? Как узнать?

Дети: надо сложить три раза по два. Всего получается шесть лапок.

2

Воспитатель

Правильно. У насекомых всегда шесть лапок. Найдите среди поделок гусеницу и рассмотрите ее. У нее шесть лапок?

Дети: нет, больше.

3

Воспитатель

А гусеница – насекомое?

Дети высказывают свое предположение. Далее обращаются за помощью к Летику.

4

Дети

Лунтик, подскажи!

5

Описание характеристик насекомых

5 минут

Лунтик

Дети, гусеница – это куколка (личинка) насекомого, например, бабочки. И когда внутри куколки полностью сформируется бабочка, она выйдет наружу и будет прекрасным насекомым. С шестью лапками.

1

Воспитатель

Ребята, найдите среди поделок божью коровку.

Дети рассматривают поделку «Божья коровка».

2

Воспитатель

Как вы думаете, почему это насекомое так необычно называется?

Дети делают свои предположения и снова обращаются за помощью к Лунтику.

3

Лунтик

В саду, огороде, в лесу, на лугу и в поле встречается много божьих коровок. Этого красного жучка с черными точечками на спинке любят и дети, и взрослые. Насекомое приносит большую пользу: очищает посевы от тлей. Назвали жучка так благодаря биологической способности «давать молоко», как коровы: насекомое в случае опасности выделяет молокообразную жидкость, но не белого, а рыжего цвета. Божьих коровок избегают птицы и лягушки, ими не питаются даже пауки-тарантулы. Если же какая-то неосторожная птица рискнет проглотить божью коровку, то сильно обожжет свое горло этой ядовитой жидкостью. Но почему «божья»?

Дети высказывают предположения.

4

Лунтик

По народным поверьям, божья коровка обитает на небесах и спускается на землю изредка, в качестве доброго посланника, чтобы подсказать, какая будет погода или урожай зерновых. Она может спуститься на ладошку, чтобы услышать и исполнить заветную мечту человека. А что мы говорим, отпуская божью коровку?

Дети произносят закличку: «Божья коровка, улети на небо...»

5

Лунтик

В Германии божью коровку называют «жук Святой Марии Девы», в Англии – «Леди птичка». А еще в давние времена слово «божья» обозначало «безобидная, кроткая, мирная». Именно такими чертами наделена вызывающая чувство доверия и умиления божья коровка. Послушайте веселое стихотворение про этого жучка.

6

После описания насекомых Лунтик читает стихотворение «Божий бычок».

Лунтик

Коровкою божьей
Считают меня.
Мы с нею похожи,
Она мне – родня.
Да, в черненьких пятнах
Мой красный сюртук.
Коровке, понятно,
Я братец и друг.
Короткая стрижка,
И нравом я крут.
Зачем же мальчишку
Коровкой зовут?
Подбитая бровка
И мятый бочок.
Какая ж коровка?
Я – божий бычок!

7

Дидактическая игра

2 минуты

Под музыку Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля» дети бегают по группе (залу или площадке на территории ДОО), имитируя хлопотливые движения шмеля. Затем слушают сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и разыгрывают мини-представление по ее сюжету или отдельным эпизодам. Во время выступления показывают пуговичную поделку или картинку со своим персонажем.

1

Наблюдения на прогулке

2 минуты

Проводите наблюдения на прогулке как часть занятия, если позволяют погодные условия.
Воспитатель во время прогулки предлагает дошкольникам понаблюдать за жизнью насекомых. Дети рассматривают, как ползают и летают жуки, обращают внимание на божью коровку: как она ползет по руке, расправляет крылышки, улетает искать пищу. Затем смотрят за полетами бабочек: как они порхают, складывают крылышки, садятся на цветок.
Также воспитанники наблюдают за стрекозой: как она парит, зависает, подобно вертолету. Смотрят, как пчелы исследуют цветок, забираются внутрь лепестков за нектаром. Воспитатель еще раз напоминает им, какую пользу приносят пчелы, опыляя множество цветов.
Еще дети изучают муравейник.

Воспитатель

Дети, скажите, а из чего сделан муравейник?

Дети делают свои предположения.

1

Воспитатель

Дети, муравейник может быть сделан из веточек, хвоинок, коры, комочков почвы. Запомните ребята, шестилапые муравьи – большие труженики. Маленькие дырочки в муравейнике – это ходы лабиринта. Муравьи беспрестанно снуют и трудятся. Они живут дружно, не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи – мирные строители. Они никого не обидят, если не трогать их муравейник. А если его разрушить, могут облить виновника муравьиной кислотой. Воспитатель просит детей не мешать муравьям трудиться и обустраивать большой общий дом.

2

Заключительная часть

1 минута

Воспитатель подводит итоги занятия и спрашивает у детей.

Воспитатель

Дети объясните, как вы понимаете, что такое нектар? Почему всех насекомых называют шестилапыми? Кто такие энтомологи? Давайте вместе вспомним, как правильно вести себя с насекомыми.

Дети вспоминают, как надо вести себя с насекомыми: с осторожностью, чтобы не нанести вред ж

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"

1 Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"

Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, памя...

Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Лето"

Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Лето"...

Конспект познавательного занятия в старшей группе: " Здравствуй лето!"

Конспект знакомит детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период. Учит выявлять главные особенности каждого летнего месяца....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Насекомые»

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Насекомые»Цели:Расширять и закреплять представление детей о насекомых.Задачи:Уточнить знания детей о насекомых и ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые".

Расширять знания о насекомых ,особенностях их внешнего вида и образе жизни....

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Здравствуй лето!»

Цель: формировать представления о признаках лета. Задачи: - развивать представления детей о сезонных изменениях в       живой и неживой природе в летний период; - развива...