Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Гайдарова Марина Николаевна

«Художественно-эстетическое развитие» Аппликация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_applikatsiya_sredn._gr.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «Аленький цветочек» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «Аленький цветочек» Г. НАДЫМА»)

Рабочая программа

культурной практики  

«Аппликация»

образовательная  область  

«Художественно-эстетическое развитие»

для детей средней группы

общеразвивающей направленности

2 компонента  непрерывной образовательной  деятельности  в месяц

(всего 12 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)

2022/2023

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей средней группы, составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерскихотношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построенииобразовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальномвзаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандартана практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
  2. Доронова Т.Н. Наша мастерская. Пособие для детей 4–5 лет. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4–7 лет. – М.: Просвещение, 2012.;
  5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

Программа рассчитана на проведение непрерывнойобразовательной деятельности  12часов в год (2 часа в месяц), длительность проведения НОД – 20 минут.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций;
  • Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
  • Выставки работ.

Цель программы - формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие эстетических чувств, творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи программы:

  • Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
  • Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельнойтворческой деятельности; удовлетворять потребность детей в самовыражении.
  • Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямойсначала коротких, а затем длинных полос, составлять из полос изображения разныхпредметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
  • Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов(птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) изготовых форм.
  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Поощрять проявление активности и творчества.

Программа  является актуальной, так, как предложенные в ней методы и приемы способствуют развитию  продуктивной деятельности, которая даёт детям возможность передать свои впечатления об окружающей действительности.

Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: элементы квиллинга, аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика; аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

Отличительная особенность программы

        Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактическиепринципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологийпредполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

Реализация компонента МДОУ

При составлении рабочей программыучитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности у детей в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

«Речевое развитие»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетическое развитие».

«Познавательное  развитие»

формирование целостной    картины    мира   и расширение кругозора   в части  представлений   о себе, семье, обществе, государстве, мире;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной  деятельности в процессе свободного общения со   сверстниками и взрослыми); использование художественных  произведений для формирования целостной картины мира.

Особенности организации образовательного процесса

        Лепка и аппликация  является частью всей воспитательно-образовательной работы в МДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.

        Для развития детского творчества большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.

        Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т.п.

        В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

        На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Культурные практики

Аппликация

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики;

Игры;

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства.

Групповая

Тематический план

Тема

Количество НОД

В том числе:

практическая деятельность

НОД

«Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

(Коллективная композиция)

1

1

«Лодки плывут по реке»

(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

1

1

«Укрась салфеточку»

1

1

«Автобус» («Тележка с игрушками»)

1

1

«В магазин привезли красивые пирамидки»

1

1

«Бусы на елку»

1

1

«Красная Шапочка»

1

1

«Вырежи и наклей, какую хочешь постройку»

1

1

Аппликация «Летящие самолеты»

(Коллективная композиция)

1

1

Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке

1

1

«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное»

(«Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку»)

1

1

«Красивые флажки»

1

1

Итого:

12

12

Планируемые результаты освоения компонента образовательной деятельности «Аппликация»

К концу года дети умеют:

  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
  • создавать и аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  • составлять декоративные композиции из геометрических фигур на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме;
  • создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания в сочетании с обрыванием.

К концу года дети имеют представление:

  • предметах ближайшего окружения;
  • многообразии форм предметов;
  • красоте, яркости народных игрушек, о средствах выразительности изображения
  • народно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера.

Средства обучения

  1. Учебно-наглядные пособия:
  • Плакаты;
  • Фотографии;
  • Открытки;
  • Игрушки.
  • муляжи, модули
  1. Оборудование и материалы:
  • Альбомы,
  • цветная бумага,
  • клей,
  • клеенка,
  • пластилин,
  • карандаши,
  • гуашь,
  • кисть,
  • стаканчики – непроливайки

На каждого ребенка:

  • Клеенка для намазывания форм;
  • Кисть для клея;
  • Салфетка;
  • Подставка для кисти;
  • Плоские коробки для готовых форм или бумаги;
  • Ножницы;
  • Цветная бумага.

Литература:

Для педагогов:

Методическая литература:

1. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное по¬собие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

Художественная литература:

1.  Русские песенки, потешки, загадки;

2.  Русские народные сказки;

3. «Пословицы, поговорки, загадки;

Познавательная (вспомогательная литература):

1.  Б. Г. Ананьев., Е. Ф. Рыбалко. Особенности восприятия детей пространства у детей;

2.  З. А. Богатеева. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях;

3.  Плакаты «Овощи», «Деревня», «Ферма», «Времена года», «Цветные пейзажи»;

4.  Комплект иллюстраций «Сказочные домики»;

5.  Картины известных художников – пейзажистов А. Левитана «Осень»,

А. Саврасова «Осень»;

6. А. А. Грибовская. Детям о народном искусстве.

Для воспитанников:

Познавательная (вспомогательная литература):

Учебная литература:

1.  В. А. Жигагерева. Раскраски с трафаретами: «Овощи», «Веселая поляна».

«Грибы»;

2.  Е. А. Савельев «Дикие звери», «Домашние животные», «Игрушки».

3.  И. А. Извекова. Правила дорожного движения. – М.: Просвещение. 1986.

Художественная литература:

1.  Русская народная сказка «Заюшкина избушка»;

2.  Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги!»;

3.  А. Пушкин. Стихи об осени;

4.  И. П. Такмакова, Э. И. Иванова. Большая книга стихов для чтения в детском саду.

5.  Хороводная игра «Ходит Ваня»;

Познавательная (вспомогательная литература):

1.  Дидактичекие игры: «Угадай на вкус»; «С какого дерева листок?»; «Одинаковые - разные»; «Угадай на ощупь»; «Разрезные картинки»;

2.  Дидактическое упражнение «Радуга»;

3.  Экспериментирование с природным материалом «На что похож листок?»;

4.  Детская энциклопедия;

5.  Энциклопедия живой природы.

6.  И. Л. Саво. Правила дорожного движения для дошкольников. – Санкт – Петербург.: Детство – пресс;

7.  Настольно – развивающая игра – лото. «Внимание! Дорога».

Электронные средства обучения, интернет – ресурсы:

1.  Ребзики. Детский чат. www. rebzi. ru

2.  Русские народные сказки. «Времена года». http://btautiful-all. nm. ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация»

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе

Дата

Тема

Содержание

Материал

по плану

по факту

Сентябрь

1

 «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

(Коллективная композиция)

Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

Октябрь

2

«Лодки плывут по реке»

(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

3

«Укрась салфеточку»

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Ноябрь

4

«Автобус»

(«Тележка с игрушками»)

Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

                                                                                                          Декабрь

5

«В магазин привезли красивые пирамидки»

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём плавного срезания углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

6

«Бусы на елку»

Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить:

- срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы;

- чередовать бусинки разной формы;

- наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа

Январь

Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

7

«Красная Шапочка»

Февраль

8

«Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

9

Аппликация «Летящие самолеты»

(Коллективная композиция)

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Март

10

Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке

Учить:

 - вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой);

- составлять из частей цветка красивое целое изображение.

Развивать чувство цвета,эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Воспитывать внимание к родным и близким, желание подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изделиями

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

Апрель

11

 «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное»

(«Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»)

Учить детей выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

                                                                                                            Май

12

«Красивые флажки»

Учить:

- работать ножницами: правильно держать их;

- сжимать и разжимать кольца;

- резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

- флажки.

Закреплять:

- приемы аккуратного наклеивания;

- умение чередовать изображения по цвету.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Художественно эстетического развития" "Музыка" 3-4 года

Рабочая прграмма  "Музыка"  для 2 младшей группы детского сада...

Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»

Представлен перспективный план кружка "Бисеринка" для детей старшей и подготовительной групп....

Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через тестопластику»

Представлен перспективный план кружка "Чудеса тестопластики" для работы с детьми среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"

Изобразительная деятельность(Лепка, рисование, апликация)...

Рабочая программа художественно- эстетическое развитие детей (Лепка/ Аппликация) 3х-4х лет

Развитие мелкой моторики рукУчить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между соб...