Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в технике пластилинография в подготовительной группе на тему: «Русская красавица - Матрёшка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Иосафова Татьяна Николаевна

Цель: Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников с помощью применения нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии. Задачи: Образовательные: • формировать представление об истории возникновения русской матрёшки с характерными особенностями; • закреплять приобретённые умения и навыки работы с пластилином; • расширять кругозор детей и их логическое мышление. Развивающие: • развивать творческие способности детей в технике пластилинография, художественный вкус, фантазию, изобретательность; • развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: • воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность; • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_krasavitsa_-_matryoshka.docx30.42 КБ
PDF icon matreshka-szhatyy.pdf1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в технике пластилинография в подготовительной группе

на тему: «Русская красавица - Матрёшка»

Исполнитель:  

Иосафова Татьяна Николаевна

 Воспитатель  высшей категории

МДОУ №15 «Звёздочка»

г.Ермолино

  февраль 2025г.

Цель: Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности  старших дошкольников с помощью применения нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать представление об истории возникновения русской матрёшки с характерными особенностями;
  • закреплять приобретённые умения и навыки работы с пластилином;
  • расширять кругозор детей и их логическое мышление.

Развивающие: 

  • развивать творческие способности детей в технике пластилинография, художественный вкус, фантазию, изобретательность;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов;
  • рассматривание деревянных матрёшек в группе;
  • игры с народными игрушками.

Демонстрационные материалы:

       Образец готовой работы, мультимедийное оборудование для показа презентации и музыкального сопровождения занятия, сундучок, игрушка – Матрешка.

Раздаточный материал:

        Трафареты матрешек на орглистах по количеству детей; наборы цветного пластилина; дощечки; стеки; влажные салфетки.

Методы и приемы работы:

Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.

Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.

Практический: выполнение детьми собственной матрешки.

Ход ООД.

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте  мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука -  протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

На столе педагога стоит сундучок.

Воспитатель: 

Дети, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, в нем спряталась загадка, если  разгадать её,  появится отгадка. Готовы? (да)

 

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...
(Матрешки)  

Воспитатель: Отгадали, молодцы

                    Вот Матрешка, посмотри.

Воспитатель достает из сундучка куклу – Матрешку.


Воспитатель: Ребята, а чем отличается Матрешка от других кукол?


Дети: Внутри у матрешки много кукол.

Воспитатель: Правильно, дети. А знаете ли вы, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал?

Тогда присаживайтесь и послушайте.

Сегодня я вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки. 

Оказывается, ребята, Матрешке очень много лет. Более 150 лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера с изображением мудреца - Фукуруми.  (2 слайд) 

Считается, что одна из таких кукол была привезена в подмосковную усадьбу, Анатолия Ивановича Мамонтова, город Сергиев Посад,  который владел мастерской детских игрушек «Детское воспитание». Вдохновившись идеей японской куклы, он сразу поручил своим мастерам изготовление подобной, только в «русском стиле» куклы. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. (3 слайд) 

Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. Эту куколку назвали Матрешкой. Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Слово «Матрена» означало - «мать» у которой очень много детей. 
Мастерят Матрешек  в разных уголках нашей большой страны. 

Посмотрите.
(4 слайд) Сергиевскую Матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.  

Даша, какую Матрешку изготавливают в городе Сергеев Посад? (Сергеевскую)
(5 слайд) Семеновская роспись матрешки из  города  Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зеленого и синего. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами.

 Ваня, какую Матрешку делают в городе Семенов?(Семеновскую)
( 6 слайд) Вятская роспись,

Матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой Матрешки застенчивая улыбка, розовые щечки, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые с длинными ресничками.
(7 слайд) Полховская матрешка родом из Полхов-Майдана.
Своей формой полховская Матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских Матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.

Алена, какие цвета у полховской Матрешки? (малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру)


Вот какие виды росписи Матрешек в нашей стране.
(8 слайд)

Много Матрешек отправилось по всем городам России и даже в разные страны. Сегодня её знают во всем мире. Дарят её на память о нашей стране. Матрешка стала русским сувениром.

Воспитатель: Выходите, в круг вставайте

                          В Матрешек дружно поиграйте.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.                       (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,                          (Руки на пояс, поочередно

                                                          выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки.                          (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,              (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.            (Наклон вперед)

Девчонки озорные,                         (Руки на поясе,

Матрешки расписные.                     повороты влево-вправо)

В сарафанах ваших пестрых          (Руки на поясе, выполняют «пружинку»)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладошки,                         (Хлопают в ладоши)

Веселые матрешки.         

Воспитатель: По всей России-Матушке,

                          Куда не бросишь взгляд,

                          Народные умельцы

                          С любовью мастерят.

Воспитатель:  Дети, Россия испокон веков славится своими мастерами  - это люди, которые создают настоящую красоту. А вы хотите стать народными умельцами? (ответы детей).

«Предлагаю вам, ребята, в мастерскую я пройти.

Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.

Мастера, скорей за дело: украшать Матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!»

Предлагаю занять место, здесь вам будет интересно.

 

Мы с вами будем расписывать Матрешку необычным способом - будем раскрашивать куклу разноцветным пластилином. Так Матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется - пластилинография.

Алина, как называется техника рисования пластилином?(Пластилинография)

Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?

(Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке,  засучивать рукава перед работой, пользоваться влажной салфеткой в конце лепки).

Показ образца. У вас уже есть изображения матрёшки, только необходимо наряд матрёшки  сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать пальчиками, не выходя за контур. Отщипывать пластилин нужно небольшими кусочками, скатываем между ладонями шар, прикладываем шар на определенную часть и размазываем его по контуру. Выбираем контрастные цвета,  чтобы платок и сарафан не сливались. Когда наряд Матрёшки «закрасили» пластилином, можно приступать к выкладке узора.  

Нужно раскатать жгутики - это будут лепестки цветка, серединка цветка - сплющенный шарик. Узор выкладываем на сарафане.

Воспитатель:      Чтоб матрёшек украшать,

                         Надо пальчики размять:

                         Указательный и средний,

                         Безымянный и последний

                         Поздоровались с большим,

                         Чтоб работать от души!

                         А теперь потрём ладошки

                         Друг о друга мы немножко,

                         Кулачки разжали, сжали

                         Кулачки разжали, сжали!

                         Вот и пальчики размяли!

                         А сейчас нам, мастера,

                         За работу всем пора!

                         Руки поработают - будет красота! (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Вы все чудо-мастера,

                         За работу вам пора!    

Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.

 

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы.  

                   Все ребята выходите,

                   Своих Матрешек покажите.

                   Дети – вы все чудо-мастера нашего сада «Звездочка».

Дети, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?

А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо за работу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!» ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе на тему: «В гости к Умке»

Знакомство детей с творческим процессом рисования,  освоение нового способа нетрадиционного рисования – печать поролоновой губкой....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»...