Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в технике пластилинография в подготовительной группе на тему: «Русская красавица - Матрёшка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников с помощью применения нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии. Задачи: Образовательные: • формировать представление об истории возникновения русской матрёшки с характерными особенностями; • закреплять приобретённые умения и навыки работы с пластилином; • расширять кругозор детей и их логическое мышление. Развивающие: • развивать творческие способности детей в технике пластилинография, художественный вкус, фантазию, изобретательность; • развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: • воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность; • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.42 КБ | |
| 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в технике пластилинография в подготовительной группе
на тему: «Русская красавица - Матрёшка»
Исполнитель:
Иосафова Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей категории
МДОУ №15 «Звёздочка»
г.Ермолино
февраль 2025г.
Цель: Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников с помощью применения нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление об истории возникновения русской матрёшки с характерными особенностями;
- закреплять приобретённые умения и навыки работы с пластилином;
- расширять кругозор детей и их логическое мышление.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей в технике пластилинография, художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов;
- рассматривание деревянных матрёшек в группе;
- игры с народными игрушками.
Демонстрационные материалы:
Образец готовой работы, мультимедийное оборудование для показа презентации и музыкального сопровождения занятия, сундучок, игрушка – Матрешка.
Раздаточный материал:
Трафареты матрешек на орглистах по количеству детей; наборы цветного пластилина; дощечки; стеки; влажные салфетки.
Методы и приемы работы:
Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
Практический: выполнение детьми собственной матрешки.
Ход ООД.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, поздороваемся с ними. Давайте мы возьмемся за руки и покажем, какие мы дружные.
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
На столе педагога стоит сундучок.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, в нем спряталась загадка, если разгадать её, появится отгадка. Готовы? (да)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Воспитатель: Отгадали, молодцы
Вот Матрешка, посмотри.
Воспитатель достает из сундучка куклу – Матрешку.
Воспитатель: Ребята, а чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Правильно, дети. А знаете ли вы, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал?
Тогда присаживайтесь и послушайте.
Сегодня я вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Оказывается, ребята, Матрешке очень много лет. Более 150 лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера с изображением мудреца - Фукуруми. (2 слайд)
Считается, что одна из таких кукол была привезена в подмосковную усадьбу, Анатолия Ивановича Мамонтова, город Сергиев Посад, который владел мастерской детских игрушек «Детское воспитание». Вдохновившись идеей японской куклы, он сразу поручил своим мастерам изготовление подобной, только в «русском стиле» куклы. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. (3 слайд)
Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. Эту куколку назвали Матрешкой. Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Слово «Матрена» означало - «мать» у которой очень много детей.
Мастерят Матрешек в разных уголках нашей большой страны.
Посмотрите.
(4 слайд) Сергиевскую Матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.
Даша, какую Матрешку изготавливают в городе Сергеев Посад? (Сергеевскую)
(5 слайд) Семеновская роспись матрешки из города Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зеленого и синего. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами.
Ваня, какую Матрешку делают в городе Семенов?(Семеновскую)
( 6 слайд) Вятская роспись,
Матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой Матрешки застенчивая улыбка, розовые щечки, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые с длинными ресничками.
(7 слайд) Полховская матрешка родом из Полхов-Майдана.
Своей формой полховская Матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских Матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Алена, какие цвета у полховской Матрешки? (малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру)
Вот какие виды росписи Матрешек в нашей стране. (8 слайд)
Много Матрешек отправилось по всем городам России и даже в разные страны. Сегодня её знают во всем мире. Дарят её на память о нашей стране. Матрешка стала русским сувениром.
Воспитатель: Выходите, в круг вставайте
В Матрешек дружно поиграйте.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно
выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклон вперед)
Девчонки озорные, (Руки на поясе,
Матрешки расписные. повороты влево-вправо)
В сарафанах ваших пестрых (Руки на поясе, выполняют «пружинку»)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладошки, (Хлопают в ладоши)
Веселые матрешки.
Воспитатель: По всей России-Матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Воспитатель: Дети, Россия испокон веков славится своими мастерами - это люди, которые создают настоящую красоту. А вы хотите стать народными умельцами? (ответы детей).
«Предлагаю вам, ребята, в мастерскую я пройти.
Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.
Мастера, скорей за дело: украшать Матрёшек смело!
Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!»
Предлагаю занять место, здесь вам будет интересно.
Мы с вами будем расписывать Матрешку необычным способом - будем раскрашивать куклу разноцветным пластилином. Так Матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется - пластилинография.
Алина, как называется техника рисования пластилином?(Пластилинография)
Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?
(Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, засучивать рукава перед работой, пользоваться влажной салфеткой в конце лепки).
Показ образца. У вас уже есть изображения матрёшки, только необходимо наряд матрёшки сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать пальчиками, не выходя за контур. Отщипывать пластилин нужно небольшими кусочками, скатываем между ладонями шар, прикладываем шар на определенную часть и размазываем его по контуру. Выбираем контрастные цвета, чтобы платок и сарафан не сливались. Когда наряд Матрёшки «закрасили» пластилином, можно приступать к выкладке узора.
Нужно раскатать жгутики - это будут лепестки цветка, серединка цветка - сплющенный шарик. Узор выкладываем на сарафане.
Воспитатель: Чтоб матрёшек украшать,
Надо пальчики размять:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим,
Чтоб работать от души!
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко,
Кулачки разжали, сжали
Кулачки разжали, сжали!
Вот и пальчики размяли!
А сейчас нам, мастера,
За работу всем пора!
Руки поработают - будет красота! (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Вы все чудо-мастера,
За работу вам пора!
Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы.
Все ребята выходите,
Своих Матрешек покажите.
Дети – вы все чудо-мастера нашего сада «Звездочка».
Дети, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?
А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо за работу.
Предварительный просмотр:





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по окружающему миру и развитию речи для детей второй младшей группы на тему «Знакомство с животными»
Знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние)....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!» ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО « Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность на тему: "Праздник русской ложки" для детей средней группы
Занятие было подготовлено и показано на стажировочной полщадке для педагогов ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области " Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность (пластилинография с использованием природного материала) тема: "Цветок для мамы"
Открытый показ.Пластилинография с использованием природного материала...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе на тему: «В гости к Умке»
Знакомство детей с творческим процессом рисования, освоение нового способа нетрадиционного рисования – печать поролоновой губкой....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию: «Космос»...
