КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "Народный костюм" (Декоративная аппликация)
план-конспект урока по аппликации, лепке (старшая группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "Народный костюм" (Декоративная аппликация) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Художественно -эстетическое развитие «Аппликация»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 102»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: "Народный костюм" (Декоративная аппликация)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
Художественно -эстетическое развитие
«Аппликация»
Подготовила: Инсафова Ю. П.,
воспитатель первой категории группы
Оренбург, 2025г.
Организационно-методическая информация | Содержание | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | "Народный костюм" (Декоративная аппликация) | |||
2. | Доминирующая образовательная область | «Художественно –эстетическое развитие» | |||
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная деятельность: беседа, свободное общение по теме занятия, обсуждение. Игровая деятельность: народная игра «Сова» Познавательная деятельность: Задания по теме занятия, работа с рассматриванием картин с народными костюмами, иллюстрации к сказкам, куклы в народных костюмах. Трудовая деятельность: работа с цветной бумагой, ножницами, клей, салфетки, заготовки кукол для аппликации. | |||
4. | Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности | Методы формирования сознания: разъяснение о последовательности выполнения работы Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: беседа, обсуждения, физкультурная пауза, выводы по проблемным ситуациям. Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные ситуации, наглядное представление, занимательные игровые ситуации и ситуации успеха. | |||
5. | Интеграция образовательных областей | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Совместная деятельность взрослых и детей, беседа, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей. Образовательная область «Познавательное развитие»: «Кто слушает внимательно?», упражнение «Сова». Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: Рассматривание иллюстраций народных костюмов. Образовательная область «Физическое развитие»: минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости, самоконтроль за правильной осанкой. Образовательная область «Развитие речи»: ситуативный разговор, беседа по теме, работа с цветной бумагой и клеем. | |||
6. | Возрастная группа: | Группа общеразвивающей направленности № 3 (дети 5-6 лет) | |||
7. | Цель: | Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогощающими изображениями. Формировать бережное отношение к материалам. | |||
8. | Задачи: | Планируемые результаты: | |||
8.1 | Образовательные задачи: Знакомить детей с народными костюмами, его содержанием, узорами, подбором предметов по цвету. | Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. | |||
8.2 | Развивающие задачи: Развитие эстетического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. | Приобретены навыки восприятия композиции, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. | |||
8.3 | Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. | Повысился уровень навыков работы в коллективе. Выработано позитивное отношение к процессу обучения, выработана уверенность в своих силах. | |||
9. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам, куклы в русских народных костюмах, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага, клей, ножницы , кисточки, салфетки. | |||
Примерный ход образовательной деятельности: | |||||
№ | Этап | Содержание | Примечание: | ||
I. | Вводная часть | ||||
1.1 | Психологический настрой | Развитие зрительного восприятия, навыков подбора предметов по цвету. Объявление темы занятия. | |||
1.2 | Вводно-организационная часть (мотивация) | Педагог читает стихотворение. Что мы родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем. И березки вдоль которых, взявшись за руки идем. Что мы родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. - о чем стихотворение? (о родине) - В какой стране мы живем? (в России) - В каком городе мы живем? (в Оренбурге) - В какой области находится наш город? (Оренбургской) Воспитатель: (Стук в дверь). -Ребята, кто-то пришел.(Воспитатель вносит куклу в русском народном костюме). Марья: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья Искусница. Ребята, вы живете в современном мире, смотрите телевизор, играете на компьютере. А я хочу вам рассказать, как жили ваши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники. Воспитатель. - Ребята, вам интересно узнать, как одевались в старину. (Ответы детей). А вы знаете кто такие предки? Воспитатель. - Какие народные праздники вы знаете? - Какую носили одежду? Воспитатель. - Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду. Марья: - В древней Руси в основном шили одежду сами. Воспитатель: - Из чего ребята можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха) - Как называют человека, который шьет одежду? (портной) Марья: Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали. В старину по тому, как был одет человек, можно было безошибочно определить, откуда он родом. Каждая губерния России имела свой особый костюм, не похожий на другие, но в то же время, в нем обязательно присутствовали общерусские черты. Воспитатель: Каким же он был, русский национальным костюм? Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы, основу обоих составляла рубаха. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Сарафан - широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, разных цветов, также украшали вышивкой и тесьмой. Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений Марья: - Русский народный костюм украшали геометрическим и растительным орнаментом. Воспитатель: Дети скажите, какие вы знаете элементы растительного орнамента? Воспитатель: Дети, какие элементы геометрического орнамента вы знаете? (Ответы детей полоски, квадраты, ромбы, прямоугольники, треугольники, многоугольники). | Педагог встречает детей, организует приветствие, приглашает детей прослушать стихотворение, на которых лежат предметные картины. Дети рассматривают, педагог обращает внимание на разнообразие предметов, изображенных на картинах. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Марья: А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и поиграть в народную игру «Сова» Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют: Ах ты, совушка - сова, Золотая голова. Что ты ночью не спишь, Всё на нас глядишь? Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается их рассмешить. Тот кто сделает какое-либо движение, из игры выбывает. | Педагог убирает картинки, Предлагает поиграть в игру. | ||
II. | Основная часть: Практическая | ||||
2.1 | Развитие восприятия. | Марья: Ребята сегодня вы познакомились с особенностями русского народного костюма. Я прошу помочь мне украсить сарафаны на праздник для друзей. | Дети вместе с педагогом предлагают композицию, сюжет. Учатся располагать предмет на заготовке с учётом его пропорций, если предмет вытянут в высоту, располагать его на заготовке по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали. | ||
2.2 | Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением | Пальчиковая гимнастика
«Соня–пастушок» Вышел, вышел пастушок на лужок, Он созвал, собрал буренок в кружок, Наказал им никуда не ходить, А коль волк придет, разбудить. | Педагог предлагает сделать упражнение. пальчики одной руки – пастушок, ладонь другой руки – лужок, а пальцы березки махи пальцами обеих рук, указательный палец грозит помахать руками. | ||
2.3 | Развитие тонкой моторики, навыков аппликации. | Работа на заготовках для аппликации.
Педагог: Ребята, поможем украсить сарафаны? (ответы детей). На ваших столах находится все необходимое для украшения сарафана. Садитесь за столы и приступайте к работе. | Педагог приглашает детей за столики, раздает им цветную бумагу, кисти, салфетки. Дети клеют. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по мощь, если это необходимо. Дети выполняют задание. Педагог собирает работы , убирает со стола клей, кисточки. | ||
III. | Заключительная часть: | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | После выполнения работы Марья рассматривает с детьми сарафаны, отмечает интересные находки. Благодарит детей за помощь, прощается и уходит. Ребята кто к нам сегодня приходил в гости? Что вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня расскажите родителям? Что было трудно делать? Что вы бы хотели узнать и сделать на следующем занятии? Мне сегодня очень приятно было видеть, как Полина отвечала на вопросы и как Саша С с Мишей М договорились сами, кто будет первым отвечать. | Оценка работы детей. По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рас сказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»
Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративной аппликации в средней группе «Лошадка»
Цели: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо пр...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»
Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с детьми раннего возраста. Тема: творческая мастерская «Костюм для клоуна».
Тема: творческая мастерская «Костюм для клоуна».Цель: Создание позитивного эмоционального состояния детей и раскрытие их творческих возможностей в процессе продуктивной художественной деят...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»
Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...

Конспект занятия по аппликации " Украшаем платочки" (Декоративная аппликация на квадрате) для детей средней группы.
Конспект занятия по аппликации " Украшаем платочки" (Декоративная аппликация на квадрате) для детей средней группы....

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»
Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа...
