КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "Народный костюм" (Декоративная аппликация)
план-конспект урока по аппликации, лепке (старшая группа)

Инсафова Юлия Павловна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "Народный костюм" (Декоративная аппликация) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Художественно -эстетическое развитие «Аппликация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_insafova_yu.p.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 102»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: "Народный костюм"  (Декоративная аппликация)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Художественно -эстетическое развитие

«Аппликация»

                                                                                                   Подготовила: Инсафова Ю. П.,

                                                                                                                                             воспитатель первой категории группы

   

Оренбург, 2025г.

Организационно-методическая информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

"Народный костюм"  (Декоративная аппликация)

2.

Доминирующая образовательная область

«Художественно –эстетическое развитие»

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная деятельность: беседа, свободное общение по теме занятия, обсуждение.

Игровая деятельность: народная  игра «Сова»

Познавательная деятельность: Задания по теме занятия, работа с рассматриванием картин с народными костюмами, иллюстрации к сказкам, куклы в народных костюмах.

Трудовая деятельность: работа с цветной бумагой, ножницами, клей, салфетки, заготовки кукол для аппликации.

4.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Методы формирования сознания: разъяснение  о последовательности выполнения работы

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: беседа, обсуждения, физкультурная пауза,  выводы по проблемным ситуациям.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:  проблемные ситуации, наглядное представление, занимательные игровые ситуации и ситуации успеха.

5.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Совместная деятельность взрослых и детей, беседа, поощрение  взаимопомощи  и сотрудничества детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»: «Кто слушает внимательно?», упражнение  «Сова».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: Рассматривание иллюстраций народных костюмов.

Образовательная область «Физическое развитие»: минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости, самоконтроль за правильной осанкой.

Образовательная область «Развитие речи»: ситуативный разговор, беседа по теме, работа с цветной бумагой и клеем.

6.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности № 3 (дети 5-6 лет)

7.

Цель:

 Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогощающими изображениями. Формировать бережное отношение к материалам.

8.

Задачи:

Планируемые результаты:

8.1

Образовательные задачи: 

Знакомить детей с народными костюмами, его содержанием, узорами, подбором предметов по цвету.

Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

8.2

Развивающие задачи:

Развитие эстетического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Приобретены  навыки восприятия  композиции, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

8.3

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Повысился уровень  навыков  работы в коллективе.  Выработано позитивное отношение к процессу обучения, выработана уверенность в своих силах.

9.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам, куклы в русских народных костюмах, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага, клей, ножницы , кисточки, салфетки.

Примерный ход образовательной деятельности:

Этап

Содержание

Примечание:

I.

Вводная часть

1.1

Психологический настрой

Развитие зрительного восприятия, навыков подбора предметов по цвету. Объявление темы занятия.

1.2

Вводно-организационная часть (мотивация)

Педагог читает стихотворение.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

- о чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- В каком городе мы живем? (в Оренбурге)

- В какой области находится наш город? (Оренбургской)

Воспитатель: (Стук в дверь). -Ребята, кто-то пришел.(Воспитатель вносит куклу в русском народном костюме).

Марья: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья Искусница. Ребята, вы живете в современном мире, смотрите телевизор, играете на компьютере. А я хочу вам рассказать, как жили ваши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

Воспитатель. - Ребята, вам интересно узнать, как одевались в старину. (Ответы детей). А вы знаете кто такие предки?

Воспитатель. - Какие народные праздники вы знаете?

- Какую носили одежду?

Воспитатель. - Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду.

Марья: - В древней Руси в основном шили одежду сами.

Воспитатель: - Из чего ребята можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)

- Как называют человека, который шьет одежду? (портной)

Марья: Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали. В старину по тому, как был одет человек, можно было безошибочно определить, откуда он родом. Каждая губерния России имела свой особый костюм, не похожий на другие, но в то же время, в нем обязательно присутствовали общерусские черты.

Воспитатель: Каким же он был, русский национальным костюм?

Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы, основу обоих составляла рубаха. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Сарафан - широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, разных цветов, также украшали вышивкой и тесьмой. Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений

Марья: - Русский народный костюм украшали геометрическим и растительным орнаментом.

Воспитатель: Дети скажите, какие вы знаете элементы растительного орнамента?

Воспитатель: Дети, какие элементы геометрического орнамента вы знаете?

(Ответы детей полоски, квадраты, ромбы, прямоугольники, треугольники, многоугольники).

Педагог встречает детей, организует приветствие, приглашает детей прослушать стихотворение, на которых лежат предметные картины.

Дети рассматривают, педагог обращает внимание на разнообразие предметов, изображенных на картинах.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога  дети формируют цель  своей деятельности или принимают цель педагога)

Марья: А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и поиграть в народную игру «Сова» Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается их рассмешить. Тот кто сделает какое-либо движение, из игры выбывает.

Педагог убирает картинки,

Предлагает поиграть в игру.

II.

Основная часть: Практическая

2.1

Развитие  восприятия.

Марья: Ребята сегодня вы познакомились с особенностями русского народного костюма. Я прошу помочь мне украсить сарафаны на праздник для друзей.

Дети вместе с педагогом предлагают композицию, сюжет. Учатся располагать предмет на заготовке с учётом его пропорций, если предмет вытянут в высоту, располагать его на заготовке по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали.

2.2

Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением

 Пальчиковая гимнастика

 

«Соня–пастушок»

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал буренок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придет, разбудить.

Педагог предлагает сделать упражнение. 

пальчики одной руки – пастушок, ладонь другой руки – лужок, а пальцы березки

махи пальцами обеих рук,

указательный палец грозит

помахать руками.

2.3

Развитие тонкой моторики,   навыков аппликации.

Работа на заготовках для аппликации. 

 

Педагог: Ребята, поможем украсить сарафаны? (ответы детей).

На ваших столах находится все необходимое для украшения сарафана.

 Садитесь за столы и приступайте к работе.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им цветную бумагу, кисти, салфетки.

Дети клеют. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по мощь, если это необходимо.

 Дети выполняют задание. Педагог собирает работы , убирает со стола клей, кисточки.

III.

Заключительная часть:

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

После выполнения работы Марья рассматривает с детьми сарафаны, отмечает интересные находки. Благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Ребята кто к нам сегодня приходил в гости? Что вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня расскажите родителям? Что было трудно делать? Что вы бы хотели узнать и сделать на следующем занятии?

Мне сегодня очень приятно было видеть, как Полина отвечала на вопросы и как Саша С с Мишей М договорились сами, кто будет первым отвечать.

Оценка работы детей. По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рас сказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»

Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративной аппликации в средней группе «Лошадка»

Цели: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо пр...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с детьми раннего возраста. Тема: творческая мастерская «Костюм для клоуна».

Тема: творческая мастерская «Костюм для клоуна».Цель: Создание позитивного эмоционального состояния детей и раскрытие их творческих возможностей в процессе продуктивной художественной деят...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...

Конспект занятия по аппликации " Украшаем платочки" (Декоративная аппликация на квадрате) для детей средней группы.

Конспект занятия по аппликации " Украшаем платочки" (Декоративная аппликация на квадрате) для детей средней группы....

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа...