Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага» Возраст 3-4 года
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Ширанкова Екатерина Сергеевна

На сегодняшний день работа с бумагой – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_16_volshebnaya_bumaga.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

Управление народного образования администрации

г. Мичуринска Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

Рекомендована к утверждению

на заседании педагогического совета

Протокол от  __________№______

УТВЕРЖДЕНА:                                

Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

__________ Т.В. Макарова

Приказ от «___»______20___г.

№____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа художественной направленности

«Волшебная бумага»

(аппликация (техника бумагопластика)

Уровень освоения – стартовый

Возраст обучающихся – 3-4 года

Срок реализации – 1 год

Авторы-составители:

Ширанкова Екатерина Сергеевна,

воспитатель;

Начинкина Анастасия Александровна,

 музыкальный руководитель

г. Мичуринск

2024г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»                          г.Мичуринска Тамбовской области

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная бумага»

3. Сведения об авторах

3.1.

Ф.И.О., должность

Ширанкова Екатерина Сергеевна, воспитатель 

Начинкина Анастасия Александровна,

 музыкальный руководитель

4. Сведения о программе

4.1

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.0242-21;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ отт28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2021 №62296);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 №10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы, разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)

4.2.

Вид

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

4.3.

Направленность

Художественная

4.4.

Уровень освоения программы

Стартовый

4.5.

Область применения

Дополнительное образование

4.6.

Продолжительность обучения

1 год

4.7.

Год разработки программы

2024

4.8.

Возрастная категория обучающихся

3-4 года


БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

1.1.Пояснительная записка

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - так говорил В. А. Сухомлинский.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Актуальность программы.

На сегодняшний день работа с бумагой – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Аппликация (техника бумагопластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. На занятиях аппликацией в качестве основного материала используются бумажные салфетки и цветная бумага.

Общение с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка:

- укрепляются его пальчики (развивается как мелкая, так и крупная моторика рук);

- обогащаются сенсорные впечатления (на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

- укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

- развиваются память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей);

- развивается умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату;

- развиваются аккуратность и усидчивость.

Педагогическая целесообразность программы «Волшебная бумага» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного развития наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.

Новизна программы заключается в том, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Отличительной особенностью программы «Волшебная бумага» является доступность и простота использованного материала. Бумага, как материал для детского творчества, легка в обработке. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму – позволяет делать забавные поделки. Любая работа с бумагой – обрывание, сминание, скатывание – не только увлекательная, но и познавательная деятельность.

Адресат программы. Программа «Волшебная бумага» предназначена для детей в возрасте 3 - 4 лет.

Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе – 1 год, 72 ч.

Формы и режим занятий. Форма обучения по программе – очная. Режим занятий: два раза в неделю, во второй половине дня.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая.

Формы проведения занятий:  творческие и практические задания, выставка.

Условия набора учащихся. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники работы с бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить со свойствами и различными видами бумаги;
  • формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
  • познакомить с основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • формировать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • научить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

  • развивать речевые навыки;
  • развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие.
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой и умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

1.3. Содержание программы

Название раздела/темы

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1. ВВЕДЕНИЕ

2

2

-

  1. Вводное занятие. Знакомство со свойствами и видами бумаги. Знакомство с техникой работы. Правила безопасности. Инструменты и материалы

2

-

Беседа. Устный опрос

2. «Обрывная аппликация»

24

12

12

2.1. «Осенние листочки»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.2. «Дождик, дождик кап-кап»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.3. «Грибочки»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.4. «Яблоко»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.5. «Ветка рябины»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.6. «Запасливый ежик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.7. «Кудрявый барашек»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.8. «Толстые животики»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.9. «Зонтик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.10. «Яркий платочек»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.11. «Конфетка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.12. «Игрушки»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.13. «Рыбка в аквариуме»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.14. «Веселый клоун»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.15. «Воздушный шарик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.16. «Мороженое в вафельном стаканчике»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.17. «Балерина»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.18. «Лисичка-сестричка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.19. «Машина»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.20. «Неваляшка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.21. «Совушка-сова»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.22. «Зайка беленький»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.23. «Шапочка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

2.24. «Рукавичка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3. «Бумажный комочек»

24

12

12

3.1. «Снежинка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.2. «Скворечник»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.3. «Зима в городе»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.4. «Пингвин»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.5. «Белочка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.6. «Новогодние игрушки»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.7. «Нарядная елочка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.8. «Пушистый воротничок для Деда Мороза»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.9. «Снеговик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.10. «А на ветках снегири, кушают рябину»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.11. «Строим горку из снега»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.12. «Покормим птичек»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.13. «Елочка в снегу»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.14. «Павлин»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.15. «Жираф»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.16. «Черепаха»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.17. «Осьминожка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.18. «Собачка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.19. «Космическая ракета»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.20. «Танк для папы»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.21. «Мой веселый звонкий мяч»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.22. «Колобок – румяный бок»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.23. «Морковка для зайчика»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

3.24. «Цветы для мамы»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4. «Бумажное чудо»

22

11

11

4.1. «Светофор»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.2. «Котенок по имени Гав»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.3. «Поросенок Хаврюша»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.4. «Петушок – золотой гребешок»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.5. «Облака – белогривые лошадки»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.6. «Кораблик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.7. «Верба»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.8. «Теремок»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.9. «Пасхальное яичко»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.10. «Солнышко нарядись, красное покажись»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.11. «Цыпленок на лугу»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.12. «Улитка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.13. «Кисть винограда»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.14. «Одуванчик»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.15. «Праздничный салют»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.16. «Божья коровка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.17. «Колокольчики»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.18. «Гусеница»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.19. «Лягушка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.20. «Бабочка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

4.21. «Ромашка»

1

0,5

0,5

Практическое задание. Творческое задание

Итоговое занятие

(коллективная работа)

1

0,5

0,5

Диагностика. Выставка

ИТОГО:

72

35

37


Содержание учебного плана

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Содержание

Ожидаемый результат

Формы аттестации,  контроля

  1. Введение

2

Занятие №1

Вводное занятие.

1

Теория: 1ч.

Знакомство с бумагой и ее свойствами бумаги (рвется, сминается, разрезается). Знакомство с техникой работы.

Практика: -

Знание детей о технике работы с бумагой и ее свойства

Беседа. Устный опрос

Занятие №2

1

Теория: 1ч.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой; инструменты и материалы.

Практика: -

Знание инструментов и материалов, способов организации рабочего места, правил техники безопасности при работе с инструментами и бумагой

Беседа. Устный опрос

2. «Обрывная аппликация»

24

Занятие №3 «Осенние листочки»

1

Теория: 0,5ч.

Знакомство с приемом обрывание бумаги по теме «Осенние листочки». Знакомство с «теплыми» цветами: желтый, оранжевый, красный.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

 П/и «Мы осенние листочки»

Умение отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, аккуратно работать с клеем, приклеивать кусочки бумаги  к картону, создавая  изображение осенних листьев. Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №4

«Дождик, дождик кап-кап»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Дождик, дождик кап-кап». Формирование представлений о сезонных изменениях в природе (осень, дождик, солнце, листопад).

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

 П/и «Солнышко и дождик»

Умение отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, приклеивать на картон в определенном месте основы, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой  моторики 

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №5

«Грибочки»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Грибочки».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Чтение стихотворений о грибах

Умение отрывать кусочки бумаги разного размера и формы, приклеивать на картон в определенном месте основы, создавать  изображение грибов. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №6

«Яблоко»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Яблоко».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Д/и «Чудесный мешочек»

Умение отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, заполнять обрывками цветной бумаги середину контура, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №7

«Ветка рябины»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Ветка рябины».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рябина»

Умение отрывать кусочки бумаги разного размера и формы, составлять из них гроздь рябины, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №8

«Запасливый ежик»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Запасливый ежик».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Отгадывание загадок о диких животных

Умение отрывать кусочки бумаги разного размера и формы, составлять из них изображение ежика, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, усидчивости.

Интерес к работе с бумагой

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №9

«Кудрявый барашек»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Кудрявый барашек».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Чтение рассказа «Жил-был кудрявый барашек»

Умение отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, аккуратно приклеивать на основу (барашка), пространственное освоение листа, развитие воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №10

«Толстые животики»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Толстые животики».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Чтение рассказа «Мишка - сластена»

Умение создавать из кусочков бумаги образ медведя, приклеивать бумагу в определенном месте. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, внимания, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №11

«Зонтик»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Зонтик».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Солнышко и дождик»

Умение разрывать бумагу на мелкие кусочки, украшать изображение зонта яркими обрывками цветной бумаги. Развитие мелкой  моторики пальцев рук.

Интерес к созданию яркой работы

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №12

«Яркий платочек»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Яркий платочек».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Сюжетно-ролевая игра «Платочек для куклы Маши»

Умение отрывать небольшие кусочки бумаги и аккуратно приклеивать их, создавая задуманную композицию. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №13

«Конфетка»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать знакомить детей с приемом обрывание.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Чтение отрывка из стихотворения Ю. Мориц «Жила-была конфета»

Умение аккуратно выполнять аппликацию в технике обрывание, не выходя за контуры работы. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, внимания

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №14

«Игрушки»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Игрушки».

Закрепление знаний основных цветов.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Отгадывание загадок на тему «Игрушки»

Умение создавать изображение игрушки-пирамидки, отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, аккуратно приклеивать на основу. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №15

«Рыбка в аквариуме»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема обрывание бумаги по теме «Рыбка в аквариуме».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Д/и «Рыбка»

Умение отрывать небольшие кусочки бумаги и аккуратно приклеивать их, создавая задуманную композицию. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №16

«Веселый клоун»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Веселый клоун».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

Чтение рассказа «Клоун Тяпа»

Умение аккуратно выполнять аппликацию в технике обрывание, создавать образ веселого клоуна, подбирать гармонично сочетающиеся цвета. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №17

«Воздушный шарик»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Воздушный шарик».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне с помощью приема обрывание.

 П/и «Поймай воздушный шарик»

Умение создавать изображение воздушных шариков, отрывать небольшие кусочки бумаги, приклеивать их на картон в определенном месте, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, желание доводить начатое до конца

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №18

«Мороженое в вафельном стаканчике»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Мороженое в вафельном стаканчике».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин мороженого»

Умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки на готовую форму (мороженое). Развитие мелкой 

моторики рук, воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №19

«Балерина»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Балерина».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Чтение стихотворений на тему «Балерина»

Умение аккуратно выполнять аппликацию в технике обрывание, создавать простейший образ балерины, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №20

«Лисичка-сестричка»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Лисичка-сестричка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

 П/и «Хитрая лисичка»

Умение создавать образ лисички, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, приклеивать на картон в определенном месте, аккуратно работать с клеем. Развитие усидчивости, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №21

«Машина»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Машина».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Водители»

Умение создавать изображение машины с помощью техники обрывание бумаги (отрывать от листа бумаги кусочки и полоски). Развитие мелкой  моторики пальцев рук, аккуратности, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №22

«Неваляшка»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Неваляшка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Неваляшка»

Умение создавать изображение неваляшки, отрывать небольшие кусочки бумаги, приклеивать их на картон в определенном месте, аккуратно работать с клеем. Развитие усидчивости, мелкой моторики рук

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №23

«Совушка-сова»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Совушка-сова».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Чтение стихотворения «Совушка-сова»

Умение создавать образ белой совы, отрывать небольшие кусочки белой бумаги разной формы, приклеивать на картон в определенном месте, аккуратно работать с клеем. Развитие  усидчивости, мелкой моторики рук

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №24

«Зайка беленький»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Зайка беленький».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Зайка беленький сидит»

Умение отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, аккуратно работать с клеем, приклеивать кусочки бумаги  к картону, создавая  изображение белого зайца. Развитие мелкой моторики, воображения, фантазии

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №25

«Шапочка»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучения приема обрывание бумаги (с использованием ваты) по теме «Шапочка». Обучение подбирать нужный цвет.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание (с использованием ваты).

Отгадывание загадок на тему «Головные уборы»

Умение аккуратно выполнять аппликацию в технике обрывание (с использованием ваты),

создавать изображение шапочки, не выходя за контур, использовать в работе нужные цвета

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №26

«Рукавичка»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема обрывание бумаги по теме «Рукавичка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Д/и «Найди пару»

Умение детей отрывать кусочки цветной бумаги и наклеивать их на картон, не выходя за рамки контура, создавая необходимый предмет. Развитие мелкой моторики, мышления, воображения

Практическое задание. Творческое задание

3. «Бумажный комочек»

24

Занятие №27

«Снежинка»

1

Теория: 0,5ч.

Знакомство с приемом скатывание бумаги в комок по теме «Снежинка». Формирование представлений о времени года.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения по контуру с помощью приема скатывание.

 П/и «Поймай снежинку»

Умение детей отрывать от целого листа кусочек, сминать, скатывать его пальцами рук, формируя бумажный комочек, аккуратно приклеивать комочки по контуру  рядом друг с другом, создавая образ снежинки. 

Развитие  творчества, сенсорного восприятия

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №28

«Скворечник»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Скворечник».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Птички летают»

Умение отрывать от целого листа кусочек, сминать, скатывать его пальцами рук, формируя бумажный комочек, приклеивать на основу, создавая изображение скворечника. Аккуратно работать с клеем. Развитие  усидчивости, мелкой моторики рук, аккуратности

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №29

«Зима в городе»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Зима в городе».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Падает снег»

Умение детей создавать аппликацию из салфеток, сминать,  скатывать их в плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу; ориентироваться по всему пространству листа. Работать с клеем. Развитие самостоятельности  

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №30

«Пингвин»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Пингвин».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

 П/и «Мы маленькие пингвинята»

Умение создавать аппликацию из салфеток, сминать, скатывать их в плотные комочки, приклеивать на основу, создавая образ пингвина. Аккуратно работать с клеем

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №31

«Новогодние игрушки»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Новогодние игрушки». Формирование представлений детей о зимнем празднике.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Про елочку»

Умение создавать аппликацию из цветных салфеток, сминать, скатывать их в плотные комочки, аккуратно приклеивать на картон. Работать с клеем. Развитие мелкой моторики рук, аккуратности, усидчивости, желания помогать товарищам

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №32

«Белочка»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Белочка». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Кто быстрее?»

Умение создавать аппликацию из цветных салфеток, формировать комочки, приклеивая их в определенном месте основы. Развитие внимания, желания доводить начатое до конца

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №33

«Нарядная елка»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Нарядная елка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Укрась елочку»

Умение создавать образ нарядной елки с помощью цветных салфеток; сминать, скатывать комочки и приклеивать их на силуэт елки. Аккуратно работать с клеем. Развитие интереса к творчеству, окружающему миру

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №34

«Пушистый воротничок для Деда Мороза»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Пушистый воротничок для Деда Мороза».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Дед Мороз – красный нос»

Умение создавать аппликацию из белых салфеток, сминать, скатывать их в плотные комочки, аккуратно приклеивать на готовое изображение. Работать с клеем. Развитие  творчества, сенсорного восприятия 

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №35

«Снеговик»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Снеговик».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Когда это бывает?»

Умение создавать образ снеговика; сминать, скатывать салфетки в плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие воображения, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №36

«А на ветках снегири, кушают рябину»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «А на ветках снегири, кушают рябину». Формирование представлений о зимующих птицах.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Воробушки и кот»

Умение создавать аппликацию из комочков бумажных салфеток. Аккуратно работать с клеем. Развитие усидчивости, желание добиваться хорошего результата

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №37

«Строим горку из снега»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Строим горку из снега».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «На дворе мороз»

Умение создавать изображение зимней горки, сминать, скатывать салфетки в плотные комочки, приклеивать на основу в определенном месте. Аккуратно работать с клеем. Развитие фантазии, мелкой моторики рук

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №38

«Покормим птичек»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Покормим птичек».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворения «Приглашу сегодня я птичек к себе в гости»

Умение создавать изображение зернышек для птичек, сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на картон в определенном месте основы. Развитие мелкой моторики рук

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №39

«Елочка в снегу»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Елочка в снегу».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворений на тему «Елка»

Умение создавать образ елки в снегу с помощью белых салфеток; сминать, скатывать комочки и приклеивать их на силуэт елки. Аккуратно работать с клеем. Развитие интереса к творчеству, окружающему миру

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №40

«Павлин»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Павлин». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Павлин»

Умение создавать яркий образ павлина из цветных салфеток,  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мышления, памяти, внимания

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №41

«Жираф»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Жираф». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «У жирафа пятна»

Умение создавать образ жирафа используя прием скатывание бумаги в комок. Работать с клеем. Развитие внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №42

«Черепаха»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Черепаха». Расширение знаний о морских жителях.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Веселые черепашки»

Умение сминать, скатывать салфетки в плотные комочки, приклеивать их на основу, создавать образ черепахи. Работать с клеем. Развитие усидчивости, памяти

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №43

«Осьминожка»»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Осьминожка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Подводный мир»

Умение создавать образ морского жителя – осьминога, передавая его особенности (8 длинных ног, голова – туловище); сминать, скатывать салфетки в плотные комочки, приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №44

«Собачка»

1

Теория: 0,5ч.

Изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Собачка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Бегал по двору щеночек»

Умение создавать образ собаки; сминать, скатывать салфетки в плотные комочки, приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №45

«Космическая ракета»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Веселая ракета». Расширение представлений о космосе.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Полечу я на ракете»

Умение создавать изображение ракеты из бумажных салфеток, самостоятельно выбирать цвета; сминать, скатывать кусочки бумаги в плотные комочки, приклеивать их на основу. Аккуратно работать с клеем. Развитие внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №46

«Танк для папы»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Танк для папы».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Угадай-ка»

Умение создавать изображение танка из бумажных салфеток, самостоятельно выбирать цвета; сминать, скатывать кусочки бумаги в плотные комочки, приклеивать их на основу. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №47

«Мой веселый, звонкий мяч»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Мой веселый, звонкий мяч». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Мой веселый, звонкий мяч»

Умение создавать аппликацию из комочков бумажных салфеток. Аккуратно работать с клеем. Развитие усидчивости, желание добиваться хорошего результата

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №48

«Колобок - румяный бок»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Колобок – румяный бок». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение русской народной сказки «Колобок»

Умение создавать образ сказочного героя из бумажных салфеток; сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие творческого мышления, воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №49

«Морковка для зайчика»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Морковка для зайчика».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Разрезные овощи»

Умение создавать аппликацию из оранжевых салфеток; сминать, скатывать их в плотные комочки, аккуратно приклеивать на готовое изображение. Работать с клеем. Развитие  творчества, сенсорного восприятия 

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №50

«Цветы для мамы»

1

Теория: 0,5ч.

Продолжать изучение приема скатывание бумаги в комок по теме «Цветы для мамы».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Собери цветочки»

Умение создавать изображение из цветных салфеток;  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мышления, памяти, внимания

Практическое задание. Творческое задание

4. «Бумажное чудо»

22

Занятие №51

«Светофор»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Светофор». Формирование представлений детей о значении светофора и его сигналах.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Светофор»

Умение отрывать кусочки цветной бумаги, приклеивать их на картон в определенном месте, создавать изображение светофора. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики, мышления, воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №52

«Котенок по имени Гав»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Котенок по имени Гав».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Чтение отрывка из рассказа           Г. Остера «Котенок по имени Гав»

Умение создавать из кусочков бумаги определенную композицию. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №53

«Поросенок Хаврюша»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Поросенок Хаврюша».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Д/и «Кто как говорит?»

Умение отрывать кусочки бумаги разного размера и формы, приклеивать на основу, создавать образ поросенка из розовой бумаги. Работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №54

«Петушок золотой гребешок»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Петушок золотой гребешок».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок»

Умение создавать образ петушка из цветных салфеток;  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мышления, памяти, внимания

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №55

«Облака – белогривые лошадки»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Облака – белогривые лошадки».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «На что похожи облака?»

Умение создавать аппликацию из комочков бумажных салфеток. Аккуратно работать с клеем. Развитие воображения, внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №56

«Кораблик»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Кораблик».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Чтение отрывка из стихотворения С. Котляр «Кораблик»

Умение отрывать кусочки цветной бумаги, приклеивать их на картон в определенном месте, создавать изображение кораблика. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики, усидчивости

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №57

«Верба»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Верба». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворений                Е.И. Сутырина «Верба»

Умение создавать изображение ветви вербы из белых салфеток;  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мышления, памяти, внимания

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №58

«Теремок»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Теремок».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Умение отрывать от целого листа кусочек, сминать, скатывать его пальцами рук, формируя бумажный комочек, приклеивать на основу, создавая изображение «Теремка». Аккуратно работать с клеем. Развитие  усидчивости, мелкой моторики рук, аккуратности

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №59

«Пасхальное яичко»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Пасхальное яичко». Знакомство детей с праздником Пасхи.

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворений о празднике Пасха

Умение создавать аппликацию из комочков бумажных салфеток. Аккуратно работать с клеем. Развитие воображения, внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №60

«Солнышко нарядись, красное покажись»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Солнышко нарядись, красное покажись».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Дай нам, солнышко, тепла»

Умение создавать изображение солнца из бумажных комочков желтого цвета, заполняя пространство внутри контура. Аккуратно работать с клеем. Развитие самостоятельности, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №61

«Цыпленок на лугу»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Цыпленок на лугу».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Наседка и цыплята»

Умение отрывать кусочки цветной бумаги, приклеивать их на основу, создавать изображение цыпленка. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики, воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №62

«Улитка»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Улитка». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Игра «Улитка»

Умение создавать простейший образ улитки из бумажных салфеток; сминать, скатывать бумажные комочки, приклеивая их на основу. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №63

«Кисть винограда»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Кисть винограда».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Чудесный мешочек»

Умение создавать изображение кисти винограда из салфеток фиолетового цвета;  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие мышления, памяти

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №64

«Одуванчик»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Одуванчик». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

 Отгадывание загадок о весенних цветах

Умение создавать изображение желтого одуванчика с помощью приема обрывание, аккуратно отрывать кусочки бумаги, приклеивая их на основу. Работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №65

«Праздничный салют»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Праздничный салют». Знакомство  детей с праздником День Победы.  

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «На парад»

Умение создавать изображение салюта из бумажных комочков разного цвета. Аккуратно работать с клеем. Развитие фантазии, самостоятельности

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №66

«Божья коровка»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Божья коровка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворения «Божья коровка»

Умение создавать образ божьей коровки из салфеток красного цвета; сминать, скатывать бумагу в крепкие комочки-шарики, приклеивать в нужном месте. Работать с клеем. Развитие воображения, аккуратности

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №67

«Колокольчики»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Колокольчики»».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Чтение стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои»

Умение создавать изображение колокольчиков из бумажных салфеток; сминать, скатывать бумагу в крепкие комочки, приклеивать их на основу. Аккуратно работать с клеем. Развитие внимания, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №68

«Гусеница»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Гусеница».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

П/и «Бабочки-гусеницы»

Умение создавать простейший образ гусеницы; сминать, скатывать бумагу в комочки, приклеивать их на готовую основу. Работать с клеем. Развитие мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №69

«Лягушка»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Лягушка». Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

П/и «Лягушата»

Умение отрывать кусочки цветной бумаги, приклеивать их на основу, создавать изображение лягушки. Аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики, воображения

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №70

«Бабочка»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема обрывание бумаги по теме «Бабочка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема обрывание.

Д/и «Насекомые»

Умение создавать яркий образ бабочки из цветной бумаги; разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать их на готовую основу. Аккуратно работать с клеем. Развитие фантазии, мышления, мелкой моторики

Практическое задание. Творческое задание

Занятие №71

«Ромашка»

1

Теория: 0,5ч.

Закрепление приема скатывание бумаги в комок по теме «Ромашка».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения с помощью приема скатывание.

Д/и «Собери ромашку»

Умение создавать изображение ромашки из салфеток белого и желтого цвета;  сминать кусочки бумаги, скатывать из них плотные комочки, аккуратно приклеивать на основу. Работать с клеем. Развитие самостоятельности, памяти

Практическое задание. Творческое задание

Итоговое занятие

«Радуга-дуга»

1

Теория: 0,5ч.

Систематизация полученных знаний в работе с бумагой по теме «Радуга-дуга».

Практика: 0,5ч.

Создание изображения на картоне. Д/и «Радуга»

Умение правильно располагать цвета в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); использовать в своей работе смешанную технику (обрывание + скатывание). Самостоятельно работать с клеем.

Развитие цветового восприятия,  мелкой моторики пальцев рук и кистей.

Положительный отклик на результаты своего творчества, интереса  к изобразительной деятельности

Диагностика. Выставка

ИТОГО:

72

1.4. Планируемые результаты

Предметные:

- Знать основные приемы в аппликационной технике «бумагопластика»: обрывание; сминание, скатывание в комок;

- Знать правила поведения на занятиях при работе с бумагой и клеем;

- Уметь  согласовывать свои усилия и действия в работе, передавать образ предмета, явления окружающего мира в своей поделке;

- Уметь разрывать и сминать бумагу, скатывать из нее плотные комочки, аккуратно приклеивать на картон в определенном месте основы.

Метапредметные:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда;

- Приобретение навыков самообслуживания; усвоение правил техники безопасности;

- Умение работать в коллективе, ;

- Умение понимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Личностные:

- Понимать смысл поставленной задачи;

- Формирование навыка аккуратной работы с бумагой и клеем;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Количество учебных недель – 36.

Количество учебных часов – 72 ч.

Учебный период – со 1 сентября по 31 мая.

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия  проводятся   в  проветриваемой, хорошо освещенной, оснащенной  детской мебелью  групповой комнате.

Перечень  инструментов  и приспособлений для проведения занятий.

Перечень оборудования помещения:

  • доска;
  • столы и стулья;
  • шкафы для игр.

Перечень технических средств обучения:

  • ноутбук.

Перечень материалов, необходимых для занятий:

  • иллюстрации по темам занятий;
  • презентации;
  • дидактические игры;
  • салфетки;
  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • бумажные салфетки;
  • клей;
  • ножницы;
  • детская литература.

Кадровое обеспечение

Программу реализуют педагоги с высшим педагогическим образованием, регулярно проходящие курсы повышения квалификации.

2.3. Формы аттестации

Способы определения результативности  освоения программы

Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер - оценивается уровень полученных знаний и умений, приобретенных в течение учебного года качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Для отслеживания результатов педагогической деятельности так же применяются игры, беседы, творческие задания.

Два раза в год (в начале и в конце года) проводится поэтапный контроль. Стартовый контроль проводится перед началом обучения, его цель-определение уровня подготовки в начале цикла, прогнозируя возможности успешного обучения. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, чтобы выявить, приобретенные знания, умения, навыки.

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются выставки творческих работ воспитанников.

2.4 Оценочные материалы

Педагогическая диагностика

Данные педагогической диагностики заносятся в таблицу 1, в начале учебного года и в конце.

Нг– начало года;

Кг – конец года;

1 балл – низкий уровень;

2 балла –  средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

Уровень овладения навыками и умениями в аппликации по дополнительной  программе художественной направленности «Волшебная бумага».

Низкий (1 балл):

  • ребёнок клеит только при активной помощи взрослого;
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;
  • недостаточно освоены технические навыки и умения.

Средний (2 балла):

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;
  • правильно пользуется материалами и инструментам;
  • проявляет интерес к освоению новых техник;
  • проявляет самостоятельность.

Высокий (3 балла):

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета;
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках;
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками аппликации;
  • может самостоятельно выполнить работу и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками.

Таблица 1

Педагогическая диагностика

ФИО

ребёнка

Технические навыки

Приклеивание в определенном месте

Ориентирование на плоскости листа

Точность выполнения

Проявление

аккуратности и трудолюбия

Обрывание

Сминание 

Скатывание

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Методические материалы

При изучении программы «Волшебная бумага» приоритет отдается активным формам обучения. Активно используются игровые и здоровьесберегающие технологии, технологии на основе личностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения (предполагающие организацию занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, на основе активности, самостоятельности, общения детей, в том числе и на договорной основе, когда каждый отвечает за результаты своего труда).

 


Список используемой литературы

1. Анистратова, А.А. Аппликация из бумаги для детей / А.А. Анистратова. – М.: Стрекоза, 2017.

2. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Брыкова, Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом / Е.К. Брыкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Гришина, Н.Н. Поделки из кусочков бумаги / Н.Н. Гришина. – М.: Оникс, 2019.

5. Давыдова, Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2009.

6. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: Сфера, 2020.

7. Невилько, Н. В. Волшебные салфетки / Н.В. Невилько. – М.: Обруч, 2013.

8. Рябко, Н.Б. Занятие по изобразительной деятельности дошкольника - бумажная пластика / Н.Б. Рябко. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

9. Янушко, Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

   

               

       

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол – во часов

Раздел/тема

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

1 неделя

групповая

2

Вводное занятие. Знакомство со свойствами и видами бумаги. Знакомство с техникой работы. Правила безопасности. Инструменты и материалы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Беседа. Устный опрос

групповая

1

«Осенние листочки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Дождик, дождик кап-кап»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Грибочки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Яблоко»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Ветка рябины»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Запасливый ежик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Кудрявый барашек»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

9

Октябрь

1 неделя

групповая

1

«Толстые животики»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Зонтик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Яркий платочек»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Конфетка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Игрушки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Рыбка в аквариуме»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Веселый клоун»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Воздушный шарик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Мороженое в вафельном стаканчике»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

9

Ноябрь

1 неделя

групповая

1

«Балерина»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Лисичка-сестричка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Машина»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Неваляшка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Совушка-сова»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Зайка беленький»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Шапочка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Рукавичка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

8

Декабрь

1 неделя

групповая

1

«Снежинка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Скворечник»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Зима в городе»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Пингвин»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Белочка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Новогодние игрушки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Нарядная елка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида Групповые творческие задания №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Пушистый воротничок для Деда Мороза»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида Групповые творческие задания №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

8

Январь

2 неделя

групповая

1

«Снеговик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«А на ветках снегири, кушают рябину»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Строим горку из снега»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Покормим птичек»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Елочка в снегу»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Павлин»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Жираф»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

7

Февраль

1 неделя

групповая

1

«Черепаха»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Осьминожка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Собачка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Космическая ракета»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Танк для папы»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Мой веселый, звонкий мяч»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Колобок – румяный бок»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Морковка для зайчика»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

8

Март

1 неделя

групповая

1

«Цветы для мамы»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Светофор»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Котенок по имени Гав»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Поросенок Хаврюша»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Петушок – золотой гребешок»»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Облака – белогривые лошадки»»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Кораблик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Верба»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

8

Апрель

1 неделя

групповая

1

«Теремок»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Пасхальное яичко»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Солнышко нарядись, красное покажись»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Цыпленок на лугу»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Улитка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Кисть винограда»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Одуванчик»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Праздничный салют»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

Итого

8

Май

1 неделя

групповая

1

«Божья коровка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

2 неделя

групповая

1

«Колокольчики»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Гусеница»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

3 неделя

групповая

1

«Лягушка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

«Бабочка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

4 неделя

групповая

1

«Ромашка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Практическое задание. Творческое задание

групповая

1

Итоговое занятие  

«Радуга-дуга»

(коллективная работа)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик», групповая комната

Диагностика. Выставка

Итого

8

Итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....