Методическая разработка по правилам дорожного движения тема: «Наш помощник Светофор»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Лукьянова Валентина Сергеевна

Методическая разработка занятия для детей среднего возраста, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»

666034, Иркутская область, г. Шелехов, 1 квартал, дом 3, Тел.: (39550) 4-21-20, 4-41-76

Методическая разработка по правилам дорожного движения

тема: «Наш помощник Светофор» 

(средняя группа)

Автор: Лукьянова Валентина Сергеевна,

Воспитатель,

первая квалификационная категория

2025г.

Содержание:

Актуальность разработки3

Цель. Задачи3

Предварительная работа…4

Водная часть. Организационный момент4

Основная часть занятия4

Заключительная часть. Рефлексия6

Заключение6

Список литературы7


Введение:

     Методическая разработка занятия может быть использована для работы с детьми среднего дошкольного возраста. 

Актуальность разработки 

Разработка занятия в средней группе детского сада, направленного на профилактику дорожно-транспортного травматизма, представляет собой важную и актуальную инициативу. Несколько причин, почему такое занятие может быть весьма ценным:

Безопасность детей: Дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин травматизма у детей. Обучение правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице сможет помочь детям избежать опасных ситуаций.

Развитие навыков: Занятие на тему безопасности на дороге позволит детям развивать навыки оценки ситуации, принятия правильных решений и действий в экстренных ситуаций.

Повышение осведомленности: Обучение детей основным правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице способствует повышению их осведомленности о рисках и способах их предотвращения.

Работа с родителями: Такие занятия также могут включать работу с родителями, чтобы они также могли принять участие в обучении детей вопросам безопасности на дороге.

Профилактика: Проведение таких занятий может помочь предотвратить возможные несчастные случаи на дороге и способствовать формированию ответственного отношения к безопасности.

В целом, разработка занятия в средней группе, направленного на профилактику дорожно-транспортного   травматизма, имеет значительную актуальность и способствует обеспечению безопасности детей и формированию у них ответственного поведения на улице.

 Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить правила дорожного движения (опасно играть на проезжей части; дорога не место для игр; переходить дорогу в неположенном месте)

 Обогащать и активизировать словарь по теме занятия (светофор, пешеходный пешеход, тротуар, проезжая часть, сигналы светофора).

Развивающие:

Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью макета.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство ответственности за свою безопасность на дороге.

Образовательные области:

Приоритетная- Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие.

В интеграции- Речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности- Познавательная, игровая, изобразительная.

Форма организации НОД: Фронтальная.

Методы и приёмы, используемые в НОД:

Наглядные (просмотр мультфильма; рассматривание макета участка дороги)

Словесные (обсуждение просмотренного мультфильма; загадывание загадки)

Практические (игра "Красный - желтый - зеленый"; лепка «Светофор»)

Предварительная работа с детьми:

Конструирование макета участка улицы    

Чтение стихов о ПДД, составление и разгадывание загадок о транспорте, дорожных знаках.

Просмотр познавательных мультфильмов по безопасности на дороге «Уроки тетушки Совы». https://youtu.be/vshtGhYiU8Q

Предварительная работа с родителями:

Наблюдение с ребенком за дорожным движение на улице.

 Материалы и оборудование: Интерактивная доска; мультфильм «Смешарики. Пешеходная зебра»»; макет дороги; набор дорожных знаков; для игры карточки сигналы красная желтая и зеленая; для изготовления дорожного знака «Светофор» - образец светофора, сделанный воспитателем; пластилин, клеенки, стека, крышечки.

 Организационный момент

Воспитатель: Ты свисточек мой, свести

                          Всех ребят ко мне зови! (Дети подбегают к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь поудобнее на свои стульчики. Сейчас  мы свами посмотрим мультфильм, который называется «Смешарики. Пешеходная зебра». Как вы думаете, о какой зебре пойдет речь? Может быть - это зебра из Африки? Давайте посмотрим мультфильм и все узнаем

 (Воспитатель включает мультфильм на интерактивной доске)  https://youtu.be/cEUBBOhhwGg

Основная часть

 Обсуждение просмотренного мультфильма.

Воспитатель:

Ну что, догадались, что это за пешеходная  зебра? (ответы детей) А о чем был мультфильм?

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать правила безопасного поведения на улице?

Дети: Чтобы не пострадать.

Воспитатель: Верно, правильное поведение на дороге помогает нам избежать опасных ситуаций. А что произошло с Барашем, когда на дороге?

Дети: Его обрызгала машина, и он понял, что безопаснее всего переходить дорогу по пешеходному переходу.

Воспитатель: Очень хорошо, Барашу удалось понять важность пешеходного перехода. Почему не стоит играть на проезжей части дороги?

Дети: Потому что там опасно, машины могут двигаться быстро, и можно попасть под колеса.

Воспитатель: Правильно! Мы должны помнить, что дорога не место для игр. А что заметил Ёжик, когда краска пролитая Барашем, стала похожа на пешеходный переход?

Дети: Он сказал, что пятно стало похоже на зебру, которая помогает нам переходить дорогу безопасно.

Воспитатель: Ребята зебра действительно помогает нам переходить дорогу безопасно.

Знакомство с элементами дороги

Воспитатель: Ребята, перед нами макет улицы города. (Приложение1) Внимательно посмотрите и покажите, где у нас проезжая часть дороги, тротуар для пешеходов. (Дети рассматриваю, называют и показывают на макете, где проезжая часть и тротуар для пешеходов)

Воспитатель: мы с вами сделали хороший макет улицы, но чего-то на нем не хватает. Как вы думаете? (если дети затрудняются ответить)

А есть ли на нашем макете разметка и указывающий знак, где нам можно перейти безопасно дорогу? 

Дети: Нет указывающего знака и разметки.

Воспитатель: Как называется знак, который указывает место перехода через дорогу?

Дети: знак «Пешеходный переход»

Воспитатель: А как называется черно-белая разметка, по которой можно переходить дорогу?

Дети: «Зебра» - которая означает пешеходный переход.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте найдем в нашем наборе знак «Пешеходный переход», дорожную разметку «Зебра». Установим их на нашем макете. (Дети находят в наборе знак «Пешеходный переход», дорожную разметку «Зебра» и устанавливают их на макете (Приложение2))

Воспитатель: Ребята, у нас ведь есть еще очень важный помощник, который помогает нам перейти дорогу. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте и отгадывайте:

На перекрестке стоит он,

Цвета меняет он один.

Зеленый, когда идти пора,

Красный- стоять, ждать в ожиданье…

Что это такое?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть светофоры, которые оборудованные кнопками для пешеходов? Для чего нужны эти кнопки?

Дети: Нет/ Да, эти кнопки облегчают переход пешеходов, через регулируемый переход. При нажатии на такую кнопку запрещающий красный сигнал светофора меняется на разрешающий зеленый. (воспитатель показывает картинку (Приложение3)).

   Воспитатель: Ребята, становитесь в круг поиграем с вами в игру, которая называется "Красный - желтый - зеленый".  Слушайте внимательно правила игры. Я показываю вам цвет например: красный цвет - он означает «замри»; желтый цвет – «беги на месте»; зеленый – «прыгай». (воспитатель показывает сигнал, дети выполняют действия (Приложение4)).

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, есть ли в нашем наборе «Светофор».

Дети: Светофора нет.

Воспитатель: Что же делать? Без светофора на дороге опасно. Ребята, а давайте слепим из пластилина свои светофоры и установим их на нашем макете.

Лепка. (Воспитатель показывает детям образец «Светофора» (Приложение5))

Воспитатель: Какой формы и цвета светофор?

Дети: Прямоугольной формы, черного цвета. Огоньки  - кружки красного, желтого и зеленого цвета

Воспитатель: Ребята, нам понадобятся крышечки для постановки светофора. Затем кусочек черного пластилина его нужно хорошо разогреть в руках и на клеенке прямыми движениями раскатать небольшую колбаску в форме цилиндра. Соединить с крышечкой. К ножке светофора прикрепить цельный кусочек черного пластилина. Затем лепим огоньки из комочков цветного пластилина круговыми движениями ладоней. И поочередно прикрепляем красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Я была уверена, что вы справитесь. Молодцы! 

А теперь давайте установим светофоры на макете.

Заключительная часть

    Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Дети: Да

Воспитатель: А что больше всего вам понравилось на нашем занятии?

Дети: Находить знаки и размещать их на макете; лепить из пластилина Светофор; мультфильм «Смешарики. Пешеходная зебра»; игра «Красный - жёлтый - зелёный»

Воспитатель: Ребята, что было сложно на нашем занятии?

Дети: Раскатывать пластилин в цилиндр; была сложная загадка…

Заключение:

Профилактика дорожно-транспортного травматизма очень важна для детей, и использование мультфильма для обучения правил на дороге является креативным подходом. Определение частей дороги на макете и поиск соответствующих знаков также помогут детям запомнить и понять правила.

Такой подход к обучению позволяет детям активно участвовать в образовательном процессе, развивает их логическое мышление и воображение. Кроме того, возможность создания «Светофора» совместно с детьми способствует развитию их моторной ловкости.

Данное занятие направленно на понимание и осознание правил дорожного движения, оно не только полезно, но и увлекательно для детей.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО)
  2. Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО)
  3. Авдеева, Н. Н.  Безопасность на улицах города: занятия с детьми средней группы детского сада / Н. Н. Авдеева,  О. Л. Князева.  – М.:  Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.  
  4. Саулина, Т. Ф.  Три сигнала светофора: знакомство дошкольников с правилами дорожного движения / Т. Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
  5. Интернет ресурсы - https://youtu.be/vshtGhYiU8Q https://youtu.be/cEUBBOhhwGg

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по правилам дорожного движения "Мы едем,едем, едем..."

Уважаемые педагоги!!! Методическая разработка позволит Вам повторить правила дорожного движения с детьми на занятии....

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Для чего нужны дорожные знаки?»

АннотацияМетодическая разработка  апробирована  автором,  предназначена педагогам дошкольного  и  дополнительного образования  для проведения бесед по пропаганде  пр...

Методическая разработка по правилам дорожного движения : «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Актуальность обучения детей ПДД ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам,...

методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности»

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видахмузыкальной деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать знания о безопасности на дороге через музыкальную деятельнос...

Методическая разработка по правилам дорожного движения в подготовительной группе на тему: квест –игра «Дорожная азбука»

ВведениеЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом применения квест-технологий в работе с детьми.Квест-игра, возможно, известна вам как компьютерная игра для школьников и старше. На мой в...