"Сформированность мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами квиллинга"
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

В статье рассматривается роль сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как фундаментального компонента их общего развития. В работе подчеркивается важность координации движений рук и глаз, а также роль мелкой моторики в формировании самостоятельности и личности ребенка. Авторы обосновывают необходимость целенаправленного развития моторных навыков для успешного овладения различными видами деятельности: от бытовых навыков до художественно-творческих проявлений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сформированность мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами квиллинга

Аннотация: В статье рассматривается роль сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как фундаментального компонента их общего развития. В работе подчеркивается важность координации движений рук и глаз, а также роль мелкой моторики в формировании самостоятельности и личности ребенка. Авторы обосновывают необходимость целенаправленного развития моторных навыков для успешного овладения различными видами деятельности: от бытовых навыков до художественно-творческих проявлений.

Ключевые слова: мелкая моторика, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное образование, ФГОС ДО, ФОП ДО, координация движений.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач. Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног – это мелкая моторика. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с ее актуальными потребностями.

В соответствии с целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) следует, что у детей к концу дошкольного периода развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Таким образом, проблема развития мелкой моторики актуализирована нормативными документами, возрастными особенностями детей дошкольного возраста и имеет федеральное значение.[1]

В настоящее время актуальность целевых ориентиров ФГОС ДО подчеркивает Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая побуждает педагогов ДО «развивать мелкую моторику»[2]

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и прочее. Работа в технике квиллинг требует тонких дифференцированных движений пальцами, способствует активизации координированной работы мелких мышц руки. Занятие квиллингом способствует развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время работы в этой технике задействованы и левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и правого полушария головного мозга.

Такие исследователи, как Л.С. Выготский, [3] С.А. Козлова,[5] В.А. Сухомлинский[4]доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом. Чем больше запас действий и проб в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.

Идеей квиллинга как эффективного средства для развития моторики детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Г.Г. Григорьева,[6] А.А. Зайцева,[7] Е.В. Яковлева.[8]

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. В тоже время, у многих детей, даже в более взрослом возрасте наблюдаются проблемы с мелкой моторикой, точностью и ловкостью пальцев рук. Это обусловлено облегчением механизмов для застегивания одежды, обуви и многими другими обстоятельствами. В данном контексте встает вопрос о необходимости в организации работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников, в том числе при помощи квиллинга.

Все выше изложенное, а так же личный интерес к данному вопросу послужил основой выбора темы.

Проблемой является определение условий использования технологии квиллинга как эффективно влияющего метода на процесс совершенствования мелкой моторики детей дошкольного возраста

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является фундаментальной задачей современного дошкольного образования, имеющей стратегическое значение для общего физического и психического развития ребенка.

Особую эффективность в решении данной задачи демонстрирует техника квиллинга, которая, благодаря своей специфике, обеспечивает комплексную тренировку мелкой моторики обеих рук и способствует гармоничному развитию как моторных, так и когнитивных функций ребенка.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что систематическое использование элементов квиллинга в образовательной деятельности дошкольного учреждения может стать действенным инструментом в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, положительно скажется на их дальнейшем обучении и общем развитии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования методик развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях, что особенно актуально в современных условиях, когда многие дети испытывают затруднения в развитии точных движений пальцев рук.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1028 — Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 256 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № Москва : Сфера, 2016 - 52с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : ЭБС Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Москва: Концептуал, 2016. - 312 с. – ISBN 978-5-906756-73-2. - Текст : непосредственный.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2020. - 416с. - ISBN 978-5-4468-8629-6. - Текст : непосредственный.

6. Григорьева, Г.Г Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва: Академия, 2000. – 342 с. - ISBN 5-7695-0326-2. – Текст: непосредственный.

7. Зайцева, А. А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент / А. А. Зайцева. — Москва : Эксмо, 2010. — 64 с. - ISBN 978-5-699-37048-1. – Текст: непосредственный.

8. Яковлева, Е. В. Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 243-246. — URL (дата обращения: ). – Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

   В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития.      Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...

Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Квилинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Квилинг как средство развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...