Технологическая карта дидактической игры по приобщению к искусству в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Тема: « золотая хохлома»

Форма организации: подгрупповая

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании

Задачи:

Обучающая задача: Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Изобразительная задача: Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Игровая задача:

Игровые действия: дети становятся мастерами росписи

Игровые правила: делать всё аккуратно

Планируемые результаты

Знают

Умеют

Отношение

 

Знают что такое хохлома, как пользоваться кисточками, цвета

Владеют навыком рисования красками с помощью кисти

Проявляют интерес

Пространственно-временной ресурс: 20 минут

Программно - методическое обеспечение: ФОП, программа «от рождения до школы»

Материалы и оборудование: изделия доски из бумаги чёрного цвета , (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

 

 

 

Содержание игровой деятельности

 

Этап, его продолжительность

Цель этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

Подготовительная часть игры

Создать интерес и положительный настой для дальнейшего занятия

Сегодня день у нас особый,

 

Я приглашаю вас друзья.

 

А вы со мной идти готовы?

 

В чудесный мир зову вас я.

 

 Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

 

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.

 Как волшебница Жар-птица,

  Не выходит из ума

  Чародейка-мастерица,

   Золотая Хохлома.

    И богата, и красива,

  Рада гостю от души.

 Кубки, чаши и ковши.

   И чего здесь только нету:

   Гроздь огненных рябин,

    Маки солнечного лета

    И ромашки луговин.

     Всё вобрала, словно память:

    Зорь червонные лучи

     И узорчатый орнамент

   Древне суздальской парчи.

   Листья рдеют, не редея,

     От дыхания зимы.

    Входим в царство Берендея,

    В мир волшебной Хохломы.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы  попали в царство Золотой Хохломы!

 

 

Отвечают  на вопросы, отгадывают загадку, смотрят

Словесный: стихи, потешки, беседа

Наглядный: показ выставки работ хохломы

Проявляют интерес к хохломе

Основная часть игры

Настроить детей на роспись в стиле хохлома, научить элементарным представлениям о хохломе

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

 

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области.  В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже  расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

 

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

 

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

 

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры.

 

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

 

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- Молодцы! Присаживайтесь

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши досочки узорами.

 

Слушают, смотрят, отвечают на вопросы, расписывают красками свои доски, выполняют физкультминутку

Словесный: рассказ про хохлому, откуда она появилась

Наглядный: показ росписи досок. Показ упражнений в физкультминутке.

Дети расписали свои доски в стиле хохлома

Завершение игры

Закрепить понятие о представлении росписи в стиле хохлома

После окончания работы Ребята выходят с в центр групы, показывают их друг другу

 Ох, Россия, ты Россия

 В каждом доме терема.

 Всей земле на удивленье

Золотая Хохлома.

Гостю рада от души

Кубки чаши и ковши!

И богата и красива

Золотая Хохлома.

 

Дети показывают свои изделия друг другу.

 

-Удивительна и богата земля русская своими мастерами!

 

 

Слушают, показывают друг другу работы

Словесный: стихи, потешки

Знают что такое хохлома и как расписывать в этом стиле

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « золотая хохлома»

Форма организации: подгрупповая

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании

Задачи:

Обучающая задача: Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Изобразительная задача: Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Игровая задача:

Игровые действия: дети становятся мастерами росписи

Игровые правила: делать всё аккуратно

Планируемые результаты

Знают

Умеют

Отношение

Знают что такое хохлома, как пользоваться кисточками, цвета

Владеют навыком рисования красками с помощью кисти

Проявляют интерес

Пространственно-временной ресурс: 20 минут

Программно - методическое обеспечение: ФОП, программа «от рождения до школы»

Материалы и оборудование: изделия доски из бумаги чёрного цвета , (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Содержание игровой деятельности

Этап, его продолжительность

Цель этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

Подготовительная часть игры

Создать интерес и положительный настой для дальнейшего занятия

Сегодня день у нас особый,

 

Я приглашаю вас друзья.

 

А вы со мной идти готовы?

 

В чудесный мир зову вас я.

 

 Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

 

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.

 Как волшебница Жар-птица,

  Не выходит из ума

  Чародейка-мастерица,

   Золотая Хохлома.

    И богата, и красива,

  Рада гостю от души.

 Кубки, чаши и ковши.

   И чего здесь только нету:

   Гроздь огненных рябин,

    Маки солнечного лета

    И ромашки луговин.

     Всё вобрала, словно память:

    Зорь червонные лучи

     И узорчатый орнамент

   Древне суздальской парчи.

   Листья рдеют, не редея,

     От дыхания зимы.

    Входим в царство Берендея,

    В мир волшебной Хохломы.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы  попали в царство Золотой Хохломы!

Отвечают  на вопросы, отгадывают загадку, смотрят

Словесный: стихи, потешки, беседа

Наглядный: показ выставки работ хохломы

Проявляют интерес к хохломе

Основная часть игры

Настроить детей на роспись в стиле хохлома, научить элементарным представлениям о хохломе

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

 

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области.  В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже  расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

 

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

 

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

 

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры.

 

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

 

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- Молодцы! Присаживайтесь

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши досочки узорами.

Слушают, смотрят, отвечают на вопросы, расписывают красками свои доски, выполняют физкультминутку

Словесный: рассказ про хохлому, откуда она появилась

Наглядный: показ росписи досок. Показ упражнений в физкультминутке.

Дети расписали свои доски в стиле хохлома

Завершение игры

Закрепить понятие о представлении росписи в стиле хохлома

После окончания работы Ребята выходят с в центр групы, показывают их друг другу

 Ох, Россия, ты Россия

 В каждом доме терема.

 Всей земле на удивленье

Золотая Хохлома.

Гостю рада от души

Кубки чаши и ковши!

И богата и красива

Золотая Хохлома.

 

Дети показывают свои изделия друг другу.

 

-Удивительна и богата земля русская своими мастерами!

 

Слушают, показывают друг другу работы

Словесный: стихи, потешки

Знают что такое хохлома и как расписывать в этом стиле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе на тему: «Назови предыдущее и последующее число и букву»...

Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста.

Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста/...

Технологическая карта (дидактической игры) образовательной деятельности с использованием ИКТ оборудования в старшей группе

Технологическая карта. Тема: «Как звери к зиме готовятся»Цель: формирование реалистических представлений об особенностях приспособления зверей к окружающей среде....

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений « Приключения Буратино» в старшей группе

Интерактивная дидактическая игра " Приключения Буратино"  выполненная в программе Panasonic elite Panaboard book...

Технологическая карта дидактической игры с использованием ИКТ "Новоселье Маши ", средняя группа (4-5 лет)

Технологическая карта  дидактической игры с использованием ИКТ "Новоселье Маши ", средняя группа (4-5 лет)...

Технологическая карта дидактической игры "Подбери слово" (средняя группа 4-5 лет)

Технологическая карта дидактической игры "Подбери слово" (средняя группа 4-5 лет)...

Технологическая карта дидактической игры «Что где лежит?» (средняя группа 4-5 лет)

Технологическая карта дидактической игры «Что где лежит?»  (средняя группа 4-5 лет)...