2023-2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновая сказка»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Пластилиновая сказка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sr.gr_.2023-24.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад № 11» города Смоленска

Принята на заседании

Педагогического совета

от «___» _________2023 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад № 11»

____________ Портениер  Т. В.

Приказ № ___ от ______2023 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

                                «Пластилиновая сказка»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Лагушкина Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования

                                            Смоленск 2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилиновая сказка» является программой художественной  направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ  «Детский сад № 11».

Направленность программы-художественная.

В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая сказка» по пластилинографии и барельефной лепке для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет МБДОУ «Детский сад №11» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

В основе программы лежит использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии и барельефной лепки. Данные  техники хороши тем, что они доступны детям среднего дошкольного возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают ее более увлекательной и интересной, что очень важно для работы с детьми.                                                   

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь   ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Необходимость организации этой дополнительной программы в нашей группе возникла по ряду причин:

-в группе есть дети, у которых слабо развита мелкая моторика пальцев рук, а занятия с пластилином хорошо укрепляют моторику рук.

-не все дети среднего возраста владеют перечнем тех действий руками, которые составляют основу техники лепки: раскатывание, скатывание, вдавливание пальцем, прищипывание, сплющивание, оттягивание, присоединение. На занятиях кружка, дети могут закрепить данные навыки.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена  развитием не только интеллектуальных и творческих способностей. Воспитываются и замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых деятельная дружеская  атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом.

Программа работы кружка  составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики  на  современном   этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости  открытия  и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной  для творческого развития способностей детей.  

Новизна программы заключается в создании лепных картин с изображением выпуклых, полу - объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Пластилинография – это нетрадиционная художественная техника рисования пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

В настоящее время барельефная лепка незаслуженно забыта в практике работы детских садов. Барельефная лепка – это вид рельефной лепки, в которой изображение выступает над плоскостью основы менее, чем на половину своего объёма.

Основной материал в данных техниках- пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография и барельефная лепка интересны вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого малыш знакомиться с новыми техниками.

Адресат программы-дети в возрасте 4-5 лет.

             Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет  предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться  по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы:36 часов.

Срок освоения программы:1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 20 минут.

Формы организации учебного процесса: очная.

Виды занятий:

-беседа;

-практическое занятие;

-игра;

Цель программы: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения приемами нетрадиционной техники работы с пластилином.   

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с новым способом изображения- пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Развивающие:

-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильно-двигательное восприятие, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;

-развивать образное мышление и воображение.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать.

Планируемые результаты

Предметные:

-дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина;

-овладеют техническими приемами пластилинографии: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-научатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии и барельефной лепки;

Метапредметные:

-дети разовьют внимание, память, пространственное воображение, фантазию;

-научатся принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

-у детей будут развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика;

-будут сформированы знания в области изобразительной деятельности, развиты художественно – творческие способности;

 -увеличится активный словарь, повысится качество связной речи.

Личностные:

-у детей сформируется устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии и барельефной лепки;

-дети освоят навыки аккуратной работы с пластилином;

-будут  более  усидчивы, выдержаны, терпеливы, получат навыки совместной работы, научатся доводить начатое до конца.

                                  Условия реализации программы:

-групповое помещение, оснащенное столами, стульями, учебной доской, шаблоны, трафареты.

          Список оборудования, необходимого для проведения занятий:

-Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия

-Цветной картон

-Пластилин

-Доски для лепки

-Тканевые и влажные салфетки для рук

-Подручные материалы (стеки, трубочки, колпачки)

                                         Виды и формы контроля

Вводный контроль проводится форме беседы, наблюдения, игры-задания.

Текущий контроль проводится в форме педагогического наблюдения, мини-выставки.

Итоговый контроль проводится в форме наблюдения, выполнения практического задания, выставки.

                                         

                                             II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Осень»

13

3,9

9,1

Педагогическое наблюдение, мини-выставка

«Зима»

12

3,6

8,4

Педагогическое наблюдение, мини-выставка

«Весна»

11

3,3

7,7

Педагогическое наблюдение, мини-выставка

Итого:

36

10,8

25,2

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Осень»

Теория: Закрепление и уточнение знаний о характерных признаках осени и осенних явлениях. Сезонные изменения в природе. Уточнение представлений об овощах и фруктах, о сборе урожая. Уточнение названий осенних месяцев.

Практика: выполнение практического задания «Арбуз», «Мухомор», «Консервируем фрукты», «Овощи для засолки», «Подарки осени», «Виноград», «Астры», «Кленовый листочек», «корзинка с грибами», «Осеннее дерево», «Ветка рябины», «Веселый ежик в лесу», «Зонтик в дождь пошел гулять».

Раздел 2. «Зима»

Теория: Закрепление знаний о признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы. Расширение представлений детей о характерных особенностях зимней природы. Уточнение представлений об особенностях снега, его свойствах. Обобщение знаний о зимних забавах, зимней одежде. Закрепление знаний о новогоднем празднике. Уточнение названий зимних месяцев.

Практика: выполнение практического задания «Сказочная снежинка», «Елочная игрушка», «Рукавичка для Деда Мороза», «»Веселый снеговик», «Зимняя шапочка», «Шубка для зайчика», «Елочка- елка- колкая иголка», «Зимний вечер», «Кораблик для папы», «Зимний пейзаж».

 

Раздел 3. «Весна»

Теория: Закрепление знаний о характерных признаках весны. Уточнение особенностей весенней природы. Расширение представление о жизни насекомых, о весенних цветах. Уточнение названий весенних месяцев.

Практика: выполнение практического задания «Вазочка для мамочки», «Мимоза в вазе», «Подснежник», «Одуванчики», «Бабочка», «Звезды и планеты», «Стрекоза», «Цветущая ветка», «Праздничный салют», «Радуга-дуга», «Цветочная клумба».

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

сентябрь

«Арбуз»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

Наблюдение,

анализ продуктов детской деятельности

сентябрь

«Мухомор»

Беседа, показ-объяснение,  занятие-игра

1

наблюдение

сентябрь

«Консервируем фрукты»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

сентябрь

«Овощи для засолки»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

октябрь

«Подарки осени»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

октябрь

«Виноград»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

октябрь

«Астры»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

октябрь

«Кленовый листочек»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

ноябрь

«Корзинка с грибами»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

ноябрь

«Осеннее дерево»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

ноябрь

«Ветка рябины»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

ноябрь

«Веселый ежик в лесу»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

ноябрь

«Зонтик в дождь пошел гулять»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности,  мини-выставка

декабрь

«Сказочная снежинка»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

декабрь

«Елочная игрушка»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

декабрь

«Рукавичка для Деда Мороза»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

2

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности,  мини-выставка

январь

«Веселый снеговик»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

январь

«Зимняя шапочка»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

январь

«Шубка для зайчика»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

февраль

«Елочка-елка-колючие иголки»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

февраль

«Зимний вечер»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

2

наблюдение

февраль

«Кораблик для папы»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение,

февраль

«Зимний пейзаж»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

март

«Вазочка для мамочки»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

март

«Мимоза в вазе»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

март

«Подснежник»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

март

«Одуванчики»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

апрель

«Бабочка»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

апрель

«Звезды и планеты»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

апрель

«Стрекоза»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

апрель

«Цветущая ветка»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, мини-выставка

май

«Праздничный салют»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

май

«Радуга-дуга»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение

май

«Цветочная клумба»

Беседа, показ-объяснение, занятие-игра

1

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности выставка

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактический материал:

Демонстрационный, раздаточный материал, образцы изделий, соответствующие тематике занятий.

Наглядный материал

Иллюстрации, соответствующие тематике занятий.

Описание общей методики работы

Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

• Тактильно-двигательное восприятие, анализ объекта изображения( натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка(в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

• Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности)

• Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

• Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом

                                             Методы обучения

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 

-Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.); 

-Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-Практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-Исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

-Фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

-Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-Групповой – организация работы в группах;

-Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы обучения нетрадиционным формам лепки:

-Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации по теме, пальчиковая гимнастика, наблюдение за действиями педагога);

-Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);

-Практический (индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приемов).

                                             Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.


                     
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;

средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

высокий уровень – ребёнок самостоятельно или с частичной помощью взрослого выполняет параметры оценки.

П/П

ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЁНКА

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПРОЯВЛЕНИЕ АККУРАТНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ

РАСКАТЫВАНИЕ

СКАТЫВАНИЕ

СПЛЮЩИВАНИЕ

РАЗМАЗЫВАНИЕ

1

2

                                         

                                             

                                             VI. ЛИТЕРАТУРА

1.Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель2006

2.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн.2 Г.Н.Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

3.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» Детский дизайн кн.3 Г.Н.Давыдова, 2008 ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2008

 4.Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. Конспекты занятий

5.Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009

7.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновое чудо"

Дополнительная образовательная программа «Дошколенок» (далее -программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия". 2024 - 2025 гг.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" для детей 4- 5 лет....