Программа дополнительного образования детей "Пластилиновая сказка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Коротенко Елена Александровна

Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по художественно-творческой деятельности "Пластилиновая сказка". Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Данная техника хороша тем, что доступна даже детям младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Рябинушка»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад № 2»

Протокол №___

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 2»

__________ Н. А Берёза

от «__»________2020г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности

«Пластилиновая сказка»

на 2020 – 2021 учебный год

Подготовил:

Воспитатель

Коротенко Е. А.

2020 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность программы……………………………………………...3
  2. Актуальность программы………………………………………………....3
  1. Содержание реализации программы
  1. Цель и задачи программы……………………………………………..….6
  2. Возраст детей……………………………………………………………...7
  3. Формы, принципы, методы реализации программы…………………....7
  4. Этапы реализации…………………………………………………………8
  5. Материалы…………………………………………………………………9
  6. Планируемые результаты…………………………………………………9
  7. Организация итоговых мероприятий…………………………………….9
  8. Взаимодействие с родителями…………………………………………..10
  1. Учебный план ……………………………………………………………….11
  2. Тематический план……………………………………………………….12-16
  3. Литература……………………………………………………………………17

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов.

#1055;ояснительная записка.

Направленность программы.

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновая сказка» имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

По мнению М. М. Кольцовой (доктор медицинских наук) уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилиновая сказка» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разносторонне развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности.

Данная техника хороша тем, что доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество, делает его более увлекательным и интересным. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимых для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Весь подобранный материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирует и активизирует словарь, способствует пониманию ребёнком речи окружающих.

При ознакомлении с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками и играми у детей появляются элементарные представления об окружающем мире, математических свойствах: счёте, размере, величине.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновая сказка» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

В содержание занятий включены разные виды деятельности: рассказы, заучивание стихов, организация выставок, сбор природного, декоративного и бросового материала.

2. Содержание реализации программы.

Цель и задачи программы.

Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приёмами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
  • воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;
  • способствовать повышению речевой активности детей;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Возраст детей: 4-5 лет.

Формы, принципы, методы реализации программы

Формы реализации программы:

  • По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая, индивидуальная.
  • По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.
  • По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Принципы реализации программы:

  • Принцип доступности обучение и воспитание ребёнка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманистичности индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина.
  • Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  • Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Методы реализации программы:

  • Наглядные - наблюдение, показ, образец.
  • Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
  • Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Этапы реализации.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный.

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной.

  • Научиться не выходить за контур рисунка.
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина.
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой.
  • Научиться доводить дело до конца.
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу воспитателя.
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

3. Итоговый.

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Материалы:

  • картон белый и цветной;
  • пластилин;
  • клеёнка для лепки;
  • влажные салфетки;
  • стеки;
  • бросовый материал.

Планируемые результаты кружковой работы:

  • положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  • повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
  • увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
  • дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Организация итоговых мероприятий.

  • Смотры-выставки творческих работ для детей и родителей.
  • Открытые занятия для сотрудников детского сада.
  • Результаты диагностики.

Взаимодействие с родителями.

  • Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях.
  • Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
  • Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

3. Учебный план.

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий

1

4

37

20 мин.


4. Тематический план

Дата

Тема занятия

Цель, задачи

Знакомство с пластилинографией

Цель: показ приёмов работы с пластилином.

Задачи: развивать мелкую моторику, цветовосприятие; воспитывать эстетические чувства.

Воздушный шарик

Цель: развитие представлений о круге и основных цветах (синий, красный, жёлтый, зелёный).

Задачи: вызывать интерес к созданию картинок из воздушных шариков; развивать чувство формы; закреплять и уточнять знания о воздушных шарах, учить использовать шары в подвижных играх; закреплять знания о геометрической фигуре – круге.

Мой весёлый, звонкий мяч

Цель: обучение созданию работы в технике пластилинографии.

Задачи: развивать навыки работы в техники пластилинографии – отщипывание, скатывание, размазывание, разглаживание; фантазию, творческое воображение; мелкую и общую моторику; познакомить детей с историей появления мяча, происхождением слова «мяч»; закреплять умение правильно подбирать цвет.

Консервируем огурцы и помидоры

Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением.

Задачи: развивать умение видеть связь между формой реальной и изображаемых овощей, передавая их форму и цвет; мелкую моторику; закреплять знания о месте произрастания овощей и фруктов, умение классифицировать фрукты и овощи, представление о заготовке овощей на зиму.

Созрели яблочки в саду

Цель: развитие у детей эстетического восприятие природы.

Задачи: закреплять навыки работы с пластилином, названия цветов; развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина, творческое воображение; расширять представления о фрукте – яблоке, его полезных свойствах, познавательный интерес к объектам окружающего мира.

Осенние листочки

Цель: развитие сообразительности, мышления, формирование обобщённых представлений об осени как о времени года.

Задачи: совершенствовать приёмы лепки; поддерживать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; воспитывать аккуратность.

Золотая осень

Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

Задачи: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать осенние деревья, продолжать учить приёмам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество.

Мухомор

Цель: формирование изобразительных умений.

Задачи: научить детей подбирать цвета, подходящие к описанию гриба; закреплять навыки отщипывания от куска пластилина маленького кусочка; распределять кусочек пластилина на всю работу; учить аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура; дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи и движений.

Корзинка с грибами

Цель: формирование обобщённого понятия о грибах, развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.

Задачи: закреплять знания о времени года и характерных признаках осени; активизировать познавательные способности детей, любознательность; развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику.

Тучка и дождик

Цель: уточнение представлений о явлениях природы.

Задачи: учить самостоятельно прикреплять скатанные маленькие шарики пластилина, доводить начатое дело до конца, мелкую моторику.

Разноцветные зонты

Цель: создание цветного изображения зонта в технике пластилинографии.

Задачи: закреплять умения и навыки при работе с пластилином; побуждать самостоятельно выбирать цвета, сочетание красок; активизировать речь.

«Украсим чашку» (подарок маме)

Цель: формирование желания делать подарки близким и родным.

Задачи: упражнять в умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму; развивать аккуратность в работе с пластилином; закрепить знания о цветах.

Снежинка

Цель: развитие ручной умелости посредством пластилинографии.

Задачи: обучать приёмам работы с пластилином – примазывание, растягивание; развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Зимняя шапочка

Цель: формирование представлений о зимней одежде.

Задачи: закреплять знания о многообразии головных уборов, знания о зиме, необходимости надевать тёплую одежду; расширять и обогащать словарный запас; развивать умение аккуратно работать с пластилином, подбирать цвета.

Зайчик под ёлкой

Цель: закрепление техники создания изображения из пластилина на плоскости при помощи полуобъёма.

Задачи: учить создавать целостный объект из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки (придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения); доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Новогодняя игрушка

Цель: изготовление ёлочной игрушки в технике пластилинографии.

Задачи: учить применять декоративные средства для выразительности и красочности образа; развивать глазомер, художественное восприятие, эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику рук и координацию движений рук; формировать обобщённое представление о ёлочных игрушках.

Ёлочка-красавица

Цель: расширение представлений детей о новогоднем празднике.

Задачи: вызывать желание участвовать в подготовке праздничных мероприятий; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Рождественская свеча.

Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

Задачи: развивать мелкую моторику кистей рук; учить детей делать рождественскую свечу в технике пластилинографии; способствовать развитию творчества детей, развивать воображение детей.

Зимняя ночь

Цель: уточнение знаний детей о понятии «пейзаж».

Задачи: учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями; побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Снегирь на ветке

Цель: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, птицам.

Задачи: закреплять умения и навыки в технике пластилинографии; обобщать представления о зимующих птицах; расширять словарный запас; учить использовать контурный рисунок как основу изображения; побуждать точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвета и сопоставлять размеры.

Снеговик

Цель: расширение знаний об окружающем мире.

Задачи: учить различать и называть детали и части снеговика, сопоставлять размер частей; закреплять умение сплющивать шар на горизонтальной поверхности; развивать интерес детей к лепке.

Самолёт летит

Цель: формирование интереса детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии.

Задачи: закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей, дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

Подарок для папы

Цель: побуждение детей к изготовлению подарков для близких.

Задачи: развивать творческое воображение; формировать навыки самостоятельной деятельности; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Светофор

Цель: ознакомление детей с элементарными правилами дорожного движения.

Задачи: упражнять в применении правильных приёмов размазывания пластилина; рассказать о светофоре и назначении его сигналов; развивать внимание, память, мелкую моторику, речь; учить доводить начатое дело до конца.

Мимоза

Цель: формирование умения передавать в поделке природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.

Задачи: учить располагать шарики около листочков в определённой последовательности; развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, художественный вкус.

Солнышко лучистое

Цель: закрепление навыков работы с пластилином, интереса к лепке.

Задачи: закреплять навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями рук; расширять представления о природных явлениях; развивать мелкую моторику.

Радуга-дуга

Цель: расширение знаний об окружающем мире.

Задачи: формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней; упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук; продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос; развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга); воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Аквариум

Цель: формирование знаний о рыбах, закрепление уже имеющихся представлений об обитателях подводного мира.

Задачи: учить создавать образ рыб в технике пластилинографии; развивать воображение детей, раскрывать творческие способности, мелкую моторику; уточнять и расширять представления детей о подводном мире, многообразии его обитателей.

Колобок

Цель: закрепление навыков работы с пластилином, интереса к лепке.

Задачи: формирование умения отщипывать от куска пластилина маленький кусочек; закреплять умение скатывать кусочек пластилина круговыми движениями ладоней, придавая ему форму шара; развивать речь, навык использования диалогов при рассказывании сказки.

Репка

Цель: закрепление знаний и представлений о сказке.

Задачи: формировать желание отражать впечатления в художественной деятельности; закреплять стремление создавать интересные изображения, используя усвоенные ранее приёмы; вызывать интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.

Космос (коллективная работа)

Цель: расширение представлений детей о космосе.

Задачи: побуждать к проявлению инициативы и любознательности; закрепить умение детей использовать технику пластилинографии «налеп»; воспитывать интерес к творчеству, желание придумывать и фантазировать; развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию.

Пасхальные яйца

Цель: знакомство с пасхальными традициями.

Задачи: развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира; совершенствовать умения в работе с пластилином; учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приёмы для его воплощения.

Подснежник

Цель: наблюдение за изменениями в природе, знакомство с первоцветами.

Задачи: учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; закреплять умения и навыки в работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

«Вечный огонь» (Коллективная работа)

Цель: формирование уважительного отношения к историческому прошлому своей страны.

Задачи: дать детям доступное представление о вечном огне; учить рисовать пластилином вечный огонь; развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

«Берёзы» (Коллективная работа)

Цель: воспитание чувства гордости и любви к русской берёзе – символу России.

Задачи: дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; учить передавать свои наблюдения за весенними изменениями в природе в художественно-изобразительной деятельности – пластилинографии; развивать творческую активность, мелкую моторику.

Ландыш

Цель: обучение лепке ландыша, используя приёмы пластилинографии.

Задачи: рассказать о весенних лесных цветах – ландышах; продолжать учить создавать картинку в технике пластилинографии, передавая длину стебля, форму листьев и цвет ландыша; учить создавать целостное изображение из отдельных деталей; развивать композиционные умения и навыки, мелкую моторику; воспитывать любовь к природе.

«На лугу» (Коллективная работа)

Цель: закрепление навыков работы в технике пластилинографии.

Задачи: учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Литература.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография: анималистическая живопись. М., 2003.
  3. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Сценарии занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Метод. Пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. М., 2009.
  6. Нуйкина Е. Л. Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3 – 5 лет – М.: ТЦ Сфера, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕСОЧНЫЕ СКАЗКИ» В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Содержание. Пояснительная записка.   - Введение     2.Актуальность, цели, задачи.     3.Основные направления программы....

Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...

Программа дополнительного образования «Разноцветная сказка»

 Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.   Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Су...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...