Программа дополнительного образования детей "Пластилиновая сказка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по художественно-творческой деятельности "Пластилиновая сказка". Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Данная техника хороша тем, что доступна даже детям младшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Рябинушка»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МДОУ «Детский сад № 2»
Протокол №___
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
«Детский сад № 2»
__________ Н. А Берёза
от «__»________2020г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
среднего дошкольного возраста
по художественно- творческой деятельности
«Пластилиновая сказка»
на 2020 – 2021 учебный год
Подготовил:
Воспитатель
Коротенко Е. А.
2020 год
Содержание:
- Пояснительная записка
- Направленность программы……………………………………………...3
- Актуальность программы………………………………………………....3
- Содержание реализации программы
- Цель и задачи программы……………………………………………..….6
- Возраст детей……………………………………………………………...7
- Формы, принципы, методы реализации программы…………………....7
- Этапы реализации…………………………………………………………8
- Материалы…………………………………………………………………9
- Планируемые результаты…………………………………………………9
- Организация итоговых мероприятий…………………………………….9
- Взаимодействие с родителями…………………………………………..10
- Учебный план ……………………………………………………………….11
- Тематический план……………………………………………………….12-16
- Литература……………………………………………………………………17
«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов.
#1055;ояснительная записка.
Направленность программы.
Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновая сказка» имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
По мнению М. М. Кольцовой (доктор медицинских наук) уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилиновая сказка» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разносторонне развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности.
Данная техника хороша тем, что доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество, делает его более увлекательным и интересным. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимых для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Весь подобранный материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирует и активизирует словарь, способствует пониманию ребёнком речи окружающих.
При ознакомлении с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками и играми у детей появляются элементарные представления об окружающем мире, математических свойствах: счёте, размере, величине.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновая сказка» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
В содержание занятий включены разные виды деятельности: рассказы, заучивание стихов, организация выставок, сбор природного, декоративного и бросового материала.
2. Содержание реализации программы.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приёмами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;
- способствовать повышению речевой активности детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы, принципы, методы реализации программы
Формы реализации программы:
- По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая, индивидуальная.
- По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.
- По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Принципы реализации программы:
- Принцип доступности ⎯ обучение и воспитание ребёнка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманистичности ⎯ индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности ⎯ развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы:
- Наглядные - наблюдение, показ, образец.
- Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
- Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Этапы реализации.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи.
1. Подготовительный.
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной.
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
3. Итоговый.
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Материалы:
- картон белый и цветной;
- пластилин;
- клеёнка для лепки;
- влажные салфетки;
- стеки;
- бросовый материал.
Планируемые результаты кружковой работы:
- положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Организация итоговых мероприятий.
- Смотры-выставки творческих работ для детей и родителей.
- Открытые занятия для сотрудников детского сада.
- Результаты диагностики.
Взаимодействие с родителями.
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях.
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.
3. Учебный план.
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Продолжительность занятий |
1 |
4 | 37 | 20 мин. |
4. Тематический план
Дата | Тема занятия | Цель, задачи |
Знакомство с пластилинографией | Цель: показ приёмов работы с пластилином. Задачи: развивать мелкую моторику, цветовосприятие; воспитывать эстетические чувства. | |
Воздушный шарик | Цель: развитие представлений о круге и основных цветах (синий, красный, жёлтый, зелёный). Задачи: вызывать интерес к созданию картинок из воздушных шариков; развивать чувство формы; закреплять и уточнять знания о воздушных шарах, учить использовать шары в подвижных играх; закреплять знания о геометрической фигуре – круге. | |
Мой весёлый, звонкий мяч | Цель: обучение созданию работы в технике пластилинографии. Задачи: развивать навыки работы в техники пластилинографии – отщипывание, скатывание, размазывание, разглаживание; фантазию, творческое воображение; мелкую и общую моторику; познакомить детей с историей появления мяча, происхождением слова «мяч»; закреплять умение правильно подбирать цвет. | |
Консервируем огурцы и помидоры | Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: развивать умение видеть связь между формой реальной и изображаемых овощей, передавая их форму и цвет; мелкую моторику; закреплять знания о месте произрастания овощей и фруктов, умение классифицировать фрукты и овощи, представление о заготовке овощей на зиму. | |
Созрели яблочки в саду | Цель: развитие у детей эстетического восприятие природы. Задачи: закреплять навыки работы с пластилином, названия цветов; развивать мелкую моторику при создании композиции из пластилина, творческое воображение; расширять представления о фрукте – яблоке, его полезных свойствах, познавательный интерес к объектам окружающего мира. | |
Осенние листочки | Цель: развитие сообразительности, мышления, формирование обобщённых представлений об осени как о времени года. Задачи: совершенствовать приёмы лепки; поддерживать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; воспитывать аккуратность. | |
Золотая осень | Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Задачи: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать осенние деревья, продолжать учить приёмам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество. | |
Мухомор | Цель: формирование изобразительных умений. Задачи: научить детей подбирать цвета, подходящие к описанию гриба; закреплять навыки отщипывания от куска пластилина маленького кусочка; распределять кусочек пластилина на всю работу; учить аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура; дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи и движений. | |
Корзинка с грибами | Цель: формирование обобщённого понятия о грибах, развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Задачи: закреплять знания о времени года и характерных признаках осени; активизировать познавательные способности детей, любознательность; развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику. | |
Тучка и дождик | Цель: уточнение представлений о явлениях природы. Задачи: учить самостоятельно прикреплять скатанные маленькие шарики пластилина, доводить начатое дело до конца, мелкую моторику. | |
Разноцветные зонты | Цель: создание цветного изображения зонта в технике пластилинографии. Задачи: закреплять умения и навыки при работе с пластилином; побуждать самостоятельно выбирать цвета, сочетание красок; активизировать речь. | |
«Украсим чашку» (подарок маме) | Цель: формирование желания делать подарки близким и родным. Задачи: упражнять в умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму; развивать аккуратность в работе с пластилином; закрепить знания о цветах. | |
Снежинка | Цель: развитие ручной умелости посредством пластилинографии. Задачи: обучать приёмам работы с пластилином – примазывание, растягивание; развивать творческое воображение, мелкую моторику. | |
Зимняя шапочка | Цель: формирование представлений о зимней одежде. Задачи: закреплять знания о многообразии головных уборов, знания о зиме, необходимости надевать тёплую одежду; расширять и обогащать словарный запас; развивать умение аккуратно работать с пластилином, подбирать цвета. | |
Зайчик под ёлкой | Цель: закрепление техники создания изображения из пластилина на плоскости при помощи полуобъёма. Задачи: учить создавать целостный объект из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки (придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения); доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
Новогодняя игрушка | Цель: изготовление ёлочной игрушки в технике пластилинографии. Задачи: учить применять декоративные средства для выразительности и красочности образа; развивать глазомер, художественное восприятие, эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику рук и координацию движений рук; формировать обобщённое представление о ёлочных игрушках. | |
Ёлочка-красавица | Цель: расширение представлений детей о новогоднем празднике. Задачи: вызывать желание участвовать в подготовке праздничных мероприятий; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. | |
Рождественская свеча. | Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке. Задачи: развивать мелкую моторику кистей рук; учить детей делать рождественскую свечу в технике пластилинографии; способствовать развитию творчества детей, развивать воображение детей. | |
Зимняя ночь | Цель: уточнение знаний детей о понятии «пейзаж». Задачи: учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями; побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | |
Снегирь на ветке | Цель: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, птицам. Задачи: закреплять умения и навыки в технике пластилинографии; обобщать представления о зимующих птицах; расширять словарный запас; учить использовать контурный рисунок как основу изображения; побуждать точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвета и сопоставлять размеры. | |
Снеговик | Цель: расширение знаний об окружающем мире. Задачи: учить различать и называть детали и части снеговика, сопоставлять размер частей; закреплять умение сплющивать шар на горизонтальной поверхности; развивать интерес детей к лепке. | |
Самолёт летит | Цель: формирование интереса детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии. Задачи: закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей, дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. | |
Подарок для папы | Цель: побуждение детей к изготовлению подарков для близких. Задачи: развивать творческое воображение; формировать навыки самостоятельной деятельности; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | |
Светофор | Цель: ознакомление детей с элементарными правилами дорожного движения. Задачи: упражнять в применении правильных приёмов размазывания пластилина; рассказать о светофоре и назначении его сигналов; развивать внимание, память, мелкую моторику, речь; учить доводить начатое дело до конца. | |
Мимоза | Цель: формирование умения передавать в поделке природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Задачи: учить располагать шарики около листочков в определённой последовательности; развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, художественный вкус. | |
Солнышко лучистое | Цель: закрепление навыков работы с пластилином, интереса к лепке. Задачи: закреплять навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями рук; расширять представления о природных явлениях; развивать мелкую моторику. | |
Радуга-дуга | Цель: расширение знаний об окружающем мире. Задачи: формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней; упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук; продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос; развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга); воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. | |
Аквариум | Цель: формирование знаний о рыбах, закрепление уже имеющихся представлений об обитателях подводного мира. Задачи: учить создавать образ рыб в технике пластилинографии; развивать воображение детей, раскрывать творческие способности, мелкую моторику; уточнять и расширять представления детей о подводном мире, многообразии его обитателей. | |
Колобок | Цель: закрепление навыков работы с пластилином, интереса к лепке. Задачи: формирование умения отщипывать от куска пластилина маленький кусочек; закреплять умение скатывать кусочек пластилина круговыми движениями ладоней, придавая ему форму шара; развивать речь, навык использования диалогов при рассказывании сказки. | |
Репка | Цель: закрепление знаний и представлений о сказке. Задачи: формировать желание отражать впечатления в художественной деятельности; закреплять стремление создавать интересные изображения, используя усвоенные ранее приёмы; вызывать интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. | |
Космос (коллективная работа) | Цель: расширение представлений детей о космосе. Задачи: побуждать к проявлению инициативы и любознательности; закрепить умение детей использовать технику пластилинографии «налеп»; воспитывать интерес к творчеству, желание придумывать и фантазировать; развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию. | |
Пасхальные яйца | Цель: знакомство с пасхальными традициями. Задачи: развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира; совершенствовать умения в работе с пластилином; учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приёмы для его воплощения. | |
Подснежник | Цель: наблюдение за изменениями в природе, знакомство с первоцветами. Задачи: учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; закреплять умения и навыки в работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
«Вечный огонь» (Коллективная работа) | Цель: формирование уважительного отношения к историческому прошлому своей страны. Задачи: дать детям доступное представление о вечном огне; учить рисовать пластилином вечный огонь; развивать мелкую моторику пальцев рук, аккуратность; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. | |
«Берёзы» (Коллективная работа) | Цель: воспитание чувства гордости и любви к русской берёзе – символу России. Задачи: дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; учить передавать свои наблюдения за весенними изменениями в природе в художественно-изобразительной деятельности – пластилинографии; развивать творческую активность, мелкую моторику. | |
Ландыш | Цель: обучение лепке ландыша, используя приёмы пластилинографии. Задачи: рассказать о весенних лесных цветах – ландышах; продолжать учить создавать картинку в технике пластилинографии, передавая длину стебля, форму листьев и цвет ландыша; учить создавать целостное изображение из отдельных деталей; развивать композиционные умения и навыки, мелкую моторику; воспитывать любовь к природе. | |
«На лугу» (Коллективная работа) | Цель: закрепление навыков работы в технике пластилинографии. Задачи: учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. |
Литература.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография: анималистическая живопись. М., 2003.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Сценарии занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Метод. Пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
- Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. М., 2009.
- Нуйкина Е. Л. Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3 – 5 лет – М.: ТЦ Сфера, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕСОЧНЫЕ СКАЗКИ» В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Содержание. Пояснительная записка. - Введение 2.Актуальность, цели, задачи. 3.Основные направления программы....

Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...

Программа дополнительного образования «Разноцветная сказка»
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Су...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
