Программа кружковой работы по аппликации
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Щепеткина Кристина Андреевна

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа кружковой работы

 по аппликации

в подготовительной группе

                                         Выполнила воспитатель:Щепеткина К.А.

                                         

                                                       

                                                               

   п.Арти

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.  

Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.

Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивацию продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».

Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими  повышает его самооценку, самопознание.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов

художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям старшего дошкольного возраста быстро достичь

желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети

испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Содержание программы «Фантазеры» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и  других материалов.

В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное  и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе, следовать устным инструкциям.

Занятия  интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою работу он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

Воспитательные:

-  Воспитывать у детей  интерес к работе с бумагой и другими материалами

     -  Воспитывать у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную

       отзывчивость при восприятии произведений искусства.

- Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

- Развивать речь детей, умение выражать своё отношение к происходящему. Обогащать словарь детей специальными терминами

- Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

- Совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,  

 обобщение, абстрагирование.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.

Обучающие:

      - Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник

       работы с бумагой.

      - Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.

     - Формировать у детей умение следовать устным инструкциям.

     - Учить создавать композиции в различных техниках

       работы с бумагой.

 - Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в себе.  Формировать оценочное отношение к результатам

 деятельности (своей и сверстников)

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно ( от простого к сложному)

Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу  изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.

Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.

Методы и приёмы:

Наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- показ способов выполнения работы.

Словесные методы:

- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)

- совместный анализ выполненной работы;

- анализ детских работ самими детьми.

Практические методы:

- упражнение;

- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по

  аппликации;

- самостоятельное выполнение детьми работы.

Игровые методы:

- сюрпризные моменты;

- игровые ситуации;

- использование пальчиковых игр и упражнений;

- использование динамических упражнений;

- обыгрывание своих поделок.

Программа рассчитана для детей подготовительной группы возраста(6 -7 лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц,  длительностью 30 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы: сентябрь2020 - май 2021г.

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в различной технике: разрывать и сминать, скручивать, сгибать в разных направлениях бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Предполагаемые результаты

- овладение детьми разными приёмами работы с бумагой ; умение использовать в работе разные материалы;

- более глубокие  знания  детей о техниках работы с бумагой и другими материалами

(основные элементы и базовые формы)

 - формирование  чувства композиции, умение соблюдать пропорции частей

изображаемых предметов, сочетать цвета для более выразительной передачи изображаемых объектов и явлений;

- умение  детей  создавать сюжетные и декоративные композиции;

- развитие и коррекция психических  процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение

- развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие у детей зрительно-пространственной координации, умения слушать

воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;

- развитие самоконтроля и самооценки, умение анализировать свою работу и работу своих товарищей.

Итогом в реализации кружковой работы является выставки детских работ в группе для детей, родителей, сотрудников.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ     ПЛАН  

СЕНТЯБРЬ

1.Коллективная работа                                                                                      

Тема: «Осенний лес"  (Объемная  аппликация)                                            

 Задачи: Познакомить детей с приёмом силуэтного вырезывания. Учить обводить трафарет, вырезать точно по контуру. Учить составлять объемное изображение  из готовых элементов. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

2. Индивидуальная работа                                                                                                    Тема: "Забавные овощи" (оригами)                                          

Задачи: Продолжать знакомить с приёмом сгибания  бумаги, дополнять изображение деталями. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

ОКТЯБРЬ

1.Коллективная работа                                                                                                                         Тема: "У лукоморья дуб зеленый" (Пластилиновая мозаика).                                                            Задачи: Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики, раскатывать жгутики, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении

2.Индивидуальная  работа

Тема: «В саду ли в огороде».     (Объемная аппликация)

Задачи: Развивать умение складывать бумагу гармошкой. Закреплять навык обводить трафарет, вырезать точно по контуру. Учить составлять объемное изображение  из готовых элементов. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе

НОЯБРЬ

1.Коллективная работа

Тема:  «Загорелся кошкин дом».  (Сюжетная аппликация)

Задачи: Продолжать знакомить детей с приёмом силуэтного вырезывания. Учить обводить трафарет, вырезать точно по контуру. Учить составлять объемное изображение  из готовых элементов. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

2.Индивидуальная работа

Тема: «Ежик в осеннем лесу»

Учить создавать выразительный образ ёжика средствами бумажной пластики. Учить сгибать бумагу в разных направлениях (гармошкой). Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук,  

ДЕКАБРЬ

1.Коллективная работа                                                                                                         Тема:  "Здравствуй, зимушка - зима"  (Обрывная аппликация)                

Задачи: Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю, пространственное освоение листа, развитие воображения). Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми.

2.Индивидуальная работа            

 Тема: «Зайка беленький»    (Аппликация из салфеток)

Задачи: Учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скатывать из бумаги круглые и овальные комочки  разной величины, составлять из них изображение. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми.

ЯНВАРЬ

1.Индивидуальная работа

Тема: «Дед Мороз»  

Задачи: Продолжать учить склеивать конус из полукруга, дополнять необходимыми деталями. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать  аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

2.Коллективная работа

Тема: «Зима»  ( Квилинг)

Задачи: Продолжать учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук.

ФЕВРАЛЬ

1.Индивидуальная работа

Тема: «Веселые котята»   

Задачи: Учить склеивать лист бумаги в цилиндр, дополнять необходимыми деталями. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.  Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

2.Коллективная работа  

Тема: «Подводный мир»    (Оригами)                                                              

Задачи: Учить сгибать лист бумаги в разных направлениях, дополнять необходимыми деталями. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.  Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы

МАРТ

1.Коллективная работа

Тема: Весенний ручеек в березовом лесу

Задачи: Учить склеивать лист бумаги в узкий цилиндр (ствол березы), дополнять необходимыми деталями. Продолжать учить обводить трафарет, вырезать точно по контуру, составлять объемное изображение  из готовых элементов.  Совершенствовать навыки работы с бумагой.. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.  

2.Индивидуальная работа

Тема: «Букет цветов»  (Пластилиновая мозаика)

Задачи: Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики, раскатывать жгутики, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении

АПРЕЛЬ

1.Индивидуальная работа                                                                                                                          

Тема: "Веселые человечки"   (Бумажная пластика)                                      

 Задачи: Продолжать учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скручивать из бумаги полоски  разной величины, преобразовывать их в человечка, добавляя необходимые детали. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.  Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук.

2.Коллективная работа                                

Тема: «Весенний пейзаж»    (Объемная аппликация)

Задачи: Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания. Учить создавать изображение с помощью множества мелких элементов из бумаги. Продолжать учить склеивать лист бумаги в узкий цилиндр (ствол березы).  Совершенствовать навыки работы с бумагой.  Развивать мелкую моторику рук

МАЙ

1.Индивидуальная  работа

Тема: "Яблони  цветут"  (Объемная аппликация)

 Задачи: Продолжать знакомить детей с приёмом силуэтного вырезывания. Учить обводить трафарет, вырезать точно по контуру. Учить составлять объемное изображение  из готовых элементов. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

2.Коллективная работа                                                                                    

Тема: "Веселая полянка"                                     

 Задачи: Закреплять умение  скручивать  элементы «свободная спираль» и

« капелька», составлять из них композицию, дополняя необходимыми деталями. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.  Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения с взрослыми и детьми.  Развивать мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой работы "Занимательная аппликация"в средней группе.

Перспективное планирование кружковой работы "Занимательная аппликация"в средней группе....

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой работы «Умелые ручки» Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...