Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновые чудеса». Средний возраст
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Программа объединения «Пластилиновые чудеса» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
возраст обучающихся: 4-5 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Лопухова М.М.,
воспитатель
2023
Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновые чудеса»(далее-Программа) относится к программам художественной направленности.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность
Программа объединения «Пластилиновые чудеса» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Актуальность
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, была разработана программа объединения «Пластилиновые чудеса» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Новизна
Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Педагогическая целесообразность
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий объединения «Пластилиновые чудеса» способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
-У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях объединения происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа объединения «Пластилиновые чудеса» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Отличительные особенности
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновые чудеса» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилинографии.
Уровень программы «Пластилиновые чудеса»- базовый, поэтому цель программы в знакомстве ребенка с пластилинографией.
Задачи:
Обучающие задачи:
Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Закрепить приемы лепки.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
Развивать интерес к художественной деятельности.
Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Воспитательные задачи:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
• у ребенка развиты сенсорные эталоны;
• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
• ребенок способен принимать задачу;
• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе, радоваться полученному результату.
• Умение передавать форму, цвет, настроение
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Пластилиновые чудеса» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 20 минут, количество учебных недель – 34.
Возраст обучающихся: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Пластилиновые чудеса» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 4-5лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес ;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- показа;
- наглядный, иллюстративный;
- частично-поисковый;
- контроля;
- творческого проекта.
Приемы:
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в Программу | 1 | 1 | - | наблюдение |
2. | Основные понятия и приемы лепки | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
3. | «Воздушные шары» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
4. | «Бусы для Люси» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
5. | «Ветка рябины» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
6. | «Созрели яблочки в саду» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
7. | « Вкусное варенье, всем на угощенье» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
8. | «Солнышко» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
9. | «Осеннее дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
10. | «Цветные зонтики» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
11. | «Ёжик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
12. | «Клубочки для котёнка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
13. | «Ёловая веточка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
14. | «Зимнее дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
15. | «Снеговик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
16. | «Крендельки да баранки | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
17. | «Украсим Кате чашку» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
18. | «Лепка леденцов» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
19. | «Белая снежинка на ладошку села» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
20. | «Украсим торт» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
21. | «Мы делили апельсин» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
22. | «Утка с утятами» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
23. | «Мышка и золотое яичко» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
24. | «Сердечко в подарок маме» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
25. | «Веточка мимозы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
26. | «Украсим туфельку» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
27. | «Веточка вербы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
28. | «Змейка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
29. | «Разноцветный светофорчик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
30. | «Улитка, улитка выпусти рога». | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
31. | «Черепаха» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
32. | «Гусеница на весеннем листочке» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
33. | «Цветик-семицветик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
34. | «Радуга-дуга» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
Итого | 34 | 17.5 | 16.5 | ||
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Пластилиновые чудеса)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Мацкул Н. В.
«_____» ____________2023 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
15.09.2023- 31.05.2024 | 01.01.2024- 08.01.2024 | 1 20 мин. | 34 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-15.50 День: пятница | Стартовая: октябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Введение в Программу | 15.09.2023 | 15.30-15.50 |
Основные понятия и приемы лепки | 22.09.2023 | 15.30-15.50 |
«Воздушные шары» | 29.09.2023 | 15.30-15.50 |
«Бусы для Люси» | 06.10.2023 | 15.30-15.50 |
«Ветка рябины» | 13.10.2023 | 15.30-15.50 |
«Созрели яблочки в саду» | 20.10.2023 | 15.30-15.50 |
« Вкусное варенье, всем на угощенье» | 27.10.2023 | 15.30-15.50 |
«Солнышко» | 03.11.2023 | 15.30-15.50 |
«Осеннее дерево» | 10.11.2023 | 15.30-15.50 |
«Цветные зонтики» | 17.11.2023 | 15.30-15.50 |
«Ёжик» | 24.11.2023 | 15.30-15.50 |
«Клубочки для котёнка» | 01.12.2023 | 15.30-15.50 |
«Ёловая ветка» | 08.12.2023 | 15.30-15.50 |
«Зимнее дерево» | 15.12.2023 | 15.30-15.50 |
«Снеговик» | 22.12.2023 | 15.30-15.50 |
«Крендельки да баранки» | 12.01.2024 | 15.30-15.50 |
«Украсим Кате чашку» | 19.01.2024 | 15.30-15.50 |
«Лепка леденцов» | 26.01.2024 | 15.30-15.50 |
«Белая снежинка на ладошку села» | 02.02.2024 | 15.30-15.50 |
«Украсим торт» | 09.02.2024 | 15.30-15.50 |
«Сердечко в подарок маме» | 16.02.2024 | 15.30-15.50 |
«Утка с утятами» | 01.03.2024 | 15.30-15.50 |
«Мышка и золотое яичко» | 15.03.2024 | 15.30-15.50 |
«Мы делили апельсин» | 22.03.2024 | 15.30-15.50 |
«Веточка мимозы» | 29.03.2024 | 15.30-15.50 |
«Украсим туфельку» | 05.04.2024 | 15.30-15.50 |
«Веточка вербы» | 12.04.2024 | 15.30-15.50 |
«Змейка» | 19.04.2024 | 15.30-15.50 |
«Разноцветный светофорчик» | 26.04.2024 | 15.30-15.50 |
«Улитка, улитка выпусти рога» | 03.05.2024 | 15.30-15.50 |
«Черепаха» | 10.05.2024 | 15.30-15.50 |
«Гусеница на весеннем листочке | 17.05.2024 | 15.30-15.50 |
«Цветик-семицветик» | 24.05.2024 | 15.30-15.50 |
«Радуга-дуга» | 31.05.2024 | 15.30-15.50 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2023 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Пластилиновые чудеса»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 20 минут
Педагог:
Лопухова М. М.,
первая квалификационная категория
2023-2024 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Пластилиновые чудеса»
.
1.Введение в Программу
1.Ознакомление с основными темами.
2.Гигиена труда и организация рабочего места.
3.Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом.
2. Основные понятия и приемы лепки
1.Ознакомление с основными приемами лепки
2. Разнообразие техник работ с пластилином
3.«Воздушные шары»
1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2.Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4.Развивать эстетическое и образное восприятие.
4.«Бусы для Люси»
1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
3.Закреплять знания о цвете.
4.Развивать чувство ритма.
5.«Ветка рябины»
1.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение ветки рябины.
2.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3.Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. 4.Развивать образное восприятие.
6. «Созрели яблочки в саду»
1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.
7. « Вкусное варенье, всем на угощенье»
Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
1.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
2.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
3.Развивать мелкую моторику.
4.Учить способам лепки (мазки пальчиками)
8. «Солнышко»
1.Закрепить навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями обеих рук.
2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
9. «Осеннее дерево»
1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
3.Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
5.Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
10. «Цветные зонтики»
1.Создание цветного изображения «зонта» на плоскости в технике пластилинографии.
2.Закреплять умение и навыки в работе с пластилином — отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.
3.Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
4.Активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
5.Воспитывать интерес к пластилинографии.
11. «Ёжик»
- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
- Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
- Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
- Развивать мелкую моторику.
5.Воспитывать аккуратность в работе.
12. «Клубочки для котёнка»
1.Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.
13. «Ёловая веточка»
1.Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания.
2.Развивать эстетическое восприятие.
3.Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
14. «Зимнее дерево»
1.Учить детей изображать дерево с толстыми и тонкими ветвями с помощью пластилина.
2.Закреплять умение создавать законченную картину, используя разные виды пластилинографии.
3.Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
4.Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
15. «Снеговик»
1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
16. «Крендельки да баранки»
1.Продолжать учить детей раскатывать пластилин в колбаску, соединять концы, примазывая их пальчиком;
2.Развивать глазомер, моторику рук.
3.Воспитывать интерес к лепке, любознательность, желание играть вместе.
17. «Украсим Кате чашку»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4.Закрепить знания о цветах.
18. «»Лепка леденцов
1.Познакомить со способом лепки леденца на палочке в форме спирали (по аналогии с улиткой).
2.Продолжать знакомить со способами преобразования формы- сворачивать столбик в спираль.
3.Создать условия для художественного экспериментирования с цветом пластилина.
4.Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.
5.Воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность.
19. «Белая снежинка на ладошку села»
1.Расширять знания детей о зиме.
2.Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».
3.Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.
4.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности.
20. «Украсим торт»
1.Продолжать формировать умение у детей составлять узор на круге.
2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
3.Вызывать радость от проделанной работы.
4.Развивать согласованность в работе обеих рук
5.Воспитывать аккуратность.
21. «Мы делили апельсин»
1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.
2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
22. «Утка с утятами»
1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).
4.Развивать чувство формы и композиции.
23. «Мышка и золотое яичко»
1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4.Развивать сюжетно-игровой замысел.
24. «Сердечко в подарок маме»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
4.Закрепить знания о цветах.
25. «Веточка мимозы»
1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
26. «Украсим туфельку»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
27. «Веточка вербы»
1.Учить передавать в работе характерные особенности вербы.
2.Упражнять в ощипывание мелких деталей, катание длинной колбаски.
3.Развивать композиционные умения, моторику.
28. «Змейка»
1.Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;
2.Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
3.Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов;
4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином, желание доводить начатое дело до конца;
5.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство милосердия ко всему живому;
вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
29. «Разноцветный светофорчик»
1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
30. «Улитка, улитка выпусти рога»
1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
31. «Черепаха»
1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.
32. «Гусеница на весеннем листочке»
1.Уточнить знания детей о насекомых, рассмотреть строение тела гусеницы,
2.Учить лепить гусеницу из частей (деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их).
3.Развивать мелкую моторику.
4.Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
5.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
33. «Цветик-семицветик»
1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
5.Закреплять знания об основных цветах спектра.
34. «Радуга-дуга»
1.Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
2.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
3.Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
5.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Мотивация детей | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. | - средняя группа – 4-5 минут; |
2. | Пальчиковая гимнастика | - Развитие мелкой моторики. - Разминка суставов кисти. - Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве. | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - средняя группа – 2 минуты; |
3. | Художественно-изобразительная деятельность | -Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. - Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. - Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности. | - задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения; - литературные произведения; - музыкальное сопровождение; - пластические этюды, импровизации; - нетрадиционные техники рисования; - дизайн-творчество | - средняя группа – 10 минут; |
4. | Выставка-презентация детских работ | - Решение творческих задач. - Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла. | - соединение коллективных и индивидуальных форм работы; - выставки детского изобразительного творчества; - индивидуальные вернисажи; - совместное обсуждение работ. | - средняя группа – 3 минуты; |
Особенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к лепке в рамках нетрадиционных техник на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям изобразительного материала, понимание детьми техник лепки, активизация активного словарного запаса.
Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов лепки и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.
Виды работы на занятиях с детьми
При обучении лепке используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:
1) работа над освоением различных техник лепки;
2) работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки;
3) работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
4) физкультминутки;
5) спокойные игры: загадки, лото;
6) творческие и сюжетно-дидактические игры;
7) рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
8) работа с фланелеграфом;
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
- Яркая предметная и изобразительная наглядность.
- Игровые ситуации.
- Новизна впечатлений.
- Эффекты неожиданностей.
- Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
- Поощрения в разных видах.
- Элементы соревнования.
- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
- Любопытство, познавательный интерес.
- Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Способы лепки
- Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
- Скульптурный - из целого куска. Превращая его в фигуру.
- Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Приемы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Требования техники безопасности
Любая деятельность детей должна осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослого.
Воспитатель обязан перед началом любого вида трудовой деятельности детей провести с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).
Обучая детей навыкам и приемам работы, владению инструментом при изготовлении поделок из пластилина, воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный показ, объяснение по тем или иным действиям детей при выполнении работ.
Инструкция для детей
«Техника безопасности при работе с пластилином и стекой»
1.Соблюдай порядок на рабочем месте.
2.Перед началом работы с пластилином засучи рукава.
3.Лепка выполняется на специальной дощечке.
4.Перед работой необходимо разогреть пластилин в руках.
5.Нельзя разбрасывать пластилин по столу и ронять на пол.
6.Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот, засовывать в нос, уши и волосы.
7.Нельзя касаться грязными руками лица, глаз, одежды.
8.Использованные стеки нужно протирать после работы салфеткой, а также каждый раз после использования пластилина определенного цвета.
9.После работы необходимо вытереть руки салфеткой, потом помыть теплой водой с мылом.
10.Дощечку для лепки и стеку тоже следует вымыть.
11.После работы необходимо сложить пластилин и стеку в коробку.
Система воспитательной работы
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка | Сентябрь 2023 |
Консультация для родителей | «Развитие творческих способностей дошкольников посредством лепки» | Октябрь 2023 |
Индивидуальное Консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Участие в творческих выставках ДОУ | По плану работы ДОУ | |
Экскурсии, целевые прогулки | Наблюдения | В течение учебного года |
5.Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 4-5 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Творческая активность |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Сенсорные способности |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Композиция |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Общая ручная умелость |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Самостоятельность |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Показатели технических навыков | Раскатывание | |
| высокий | |
| средний | |
| низкий | |
Сплющивание | ||
| высокий | |
| средний | |
| низкий | |
Размазывание | ||
| высокий | |
| средний | |
| низкий |
Материально- техническое обеспечение программы
Мебель:
- Столы ,
- Стулья ,
- Мольберт.
Материал и оборудование:
- Бумага белая,
- картон с контурным рисунком,
-трафареты ,
-набор пластилина,
-салфетки,
-стеки,
-дощечки для пластилина,
-картинки,
-бросовый и природный материал.
Цифровые образовательные ресурсы ( интернет- источники):
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
3. Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
Список литературы
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
2. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011
3. И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ СФЕРА- М.2009»
4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»
5. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
6. Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
- Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Учебная программа среднего возраста....

Рабочая программа кружка "Пластилиновые чудеса" Средняя группа
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...

2024-2025 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Пластилиновые чудеса»
Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновые чудеса». Подготовительная к школе группа
Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а пер...
