Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновые чудеса». Подготовительная к школе группа
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета заведующий_________Мацкул Н. В.
протокол № 1 от 30.08.2020 приказ № 72/01-08 от 30.08.2020
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
возраст обучающихся: 6-7 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Лопухова М.М.,
воспитатель
2021
Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновые чудеса»(далее-Программа) относится к программам художественной направленности.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность
Программа объединения «Пластилиновые чудеса» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Актуальность
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, была разработана программа объединения «Пластилиновые чудеса» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Новизна
Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Педагогическая целесообразность
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий объединения «Пластилиновые чудеса» способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
-У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях объединения происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа объединения «Пластилиновые чудеса» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Отличительные особенности
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновые чудеса» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилинографии.
Уровень программы «Пластилиновые чудеса»- базовый, поэтому цель программы в знакомстве ребенка с пластилинографией.
Задачи:
Обучающие задачи:
Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Закрепить приемы лепки.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
Развивать интерес к художественной деятельности.
Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Воспитательные задачи:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
• ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
• ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
• ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
• у ребенка развиты сенсорные эталоны;
• у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
• ребенок способен принимать задачу;
• ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе, радоваться полученному результату.
• Умение передавать форму, цвет, настроение
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Пластилиновые чудеса» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 35 часов.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) –30 минут, количество учебных недель – 35.
Возраст обучающихся: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Пластилиновые чудеса» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 6-7 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес ;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- показа;
- наглядный, иллюстративный;
- частично-поисковый;
- контроля;
- творческого проекта.
Приемы:
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в Программу | 1 | 1 | - | наблюдение |
2. | Основные понятия и приемы лепки (повторение) | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
3-4. | «Ежик с листьями» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
5-6. | «Осенний дуб» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
7-8. | «Дерево осенью» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
9. | «Обратная аппликация пластилином или обратная пластилинография» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
10-11. | «Подводное царство» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
12. | «Павлин» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
13. | «Хохломские узоры» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
14. | «Дымковская барышня» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
15. | «Новогодняя игрушка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
16. | «Фруктовый натюрморт» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
17. | «Чайный сервиз» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
18. | «Полосатая азбука» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
19-20. | «Торт» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
21. | «Подарок папе к 23 февраля» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
22-23. | «Пластилиновые розы» (открытка к 8 Марта) | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
24. | «Лебеди» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
25-26. | «Разноцветные клубочки» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
27-28. | «Полет в космос» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
29-30. | «Ласточка» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
31-32. | «Праздничный мишка» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
33. | «Цветущая яблонька» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
34-35. | «Сирень мой любимый цветок» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
Итого | 35 | 12.5 | 22.5 | ||
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Пластилиновые чудеса)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Мацкул Н. В.
«_____» ____________2021 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
01.09.2021- 27.05.2022 | 01.01.2022- 09.01.2022 | 1 30 мин. | 35 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-16.00 День: вторник | Стартовая: октябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Введение в Программу | 07.09.2021 | 15.30-16.00 |
Основные понятия и приемы лепки (повторение) | 14.09.2021 | 15.30-16.00 |
«Ежик с листьями» | 21.09.2021 28.09.2021 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Осенний дуб» | 05.10.2021 12.10.2021 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Дерево осенью» | 19.10.2021 26.10.2021 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Обратная аппликация пластилином или обратная пластилинография» | 02.11.2021 | 15.30-16.00 |
«Подводное царство» | 09.11.2021 16.11.2021 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Павлин» | 23.11.2021 | 15.30-16.00 |
«Хохломские узоры» | 30.11.2021 | 15.30-16.00 |
«Дымковская барышня» | 07.12.2021 | 15.30-16.00 |
«Новогодняя игрушка» | 14.12.2021 | 15.30-16.00 |
«Фруктовый натюрморт» | 21.12.2021 | 15.30-16.00 |
«Чайный сервиз» | 28.12.2021 | 15.30-16.00 |
«Полосатая азбука» | 11.01.2022 | 15.30-16.00 |
«Торт» | 18.01.2022 25.01.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Подарок папе к 23 февраля» | 01.02.2022 | 15.30-16.00 |
«Пластилиновые розы» (открытка к 8 Марта) | 08.02.2022- 15.02.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Лебеди» | 22.02.2022 | 15.30-16.00 |
«Разноцветные клубочки» | 01.03.2022 15.03.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Полет в космос» | 22.03.2022 29.03.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Ласточка» | 05.04.2022 12.04.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Праздничный мишка» | 19.04.2022 26.04.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
«Цветущая яблонька» | 17.05.2022 | 15.30-16.00 |
«Сирень мой любимый цветок» | 24.05.2022 31.05.2022 | 15.30-16.00 15.30-16.00 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2021 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Пластилиновые чудеса»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 35
Всего академических часов: 35
из них в форме групповой работы - 35
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 30 минут
Педагог:
Лопухова М. М.,
первая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Пластилиновые чудеса»
.
1.Введение в Программу
- Ознакомление с основными темами.
- Гигиена труда и организация рабочего места.
3. Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом.
2. Основные понятия и приемы лепки
1.Повторение основных приемов лепки
2. Разнообразие техник работ с пластилином (повторение)
3-4.«Ежик с листьями»
1.Закреплять навык работать с пластилином на горизонтальной поверхности.
2. Закреплять приемы надавливания и размазывания пластилина на поверхности шаблона.
3. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.
4.Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации.
5-6.«Осенний дуб»
1. Закреплять у детей технику работы с пластилином.
2. Обучать приемам создания оттенков цвета в пластилинографии.
3. Формировать эстетический вкус.
4. Развивать мелкую моторику руки, лепить всей кистью, обеими руками.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
7-8.«Дерево осенью»
1.Формировать умения передавать в лепке красивый образ осеннего дерева.
2.Учить создавать образ дерева, листьев, используя разные приемы работы с пластилином (жгутики, спиральки).
3. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, пропорции и формы.
4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
9.«Обратная аппликация пластилином или обратная пластилинография»
1.Способствовать формированию у детей представления о нетрадиционной аппликативной технике- обратной аппликации.
2.Учить аккуратно заполнять рисунок пластилином, не выходя за контур.
3.Закреплять способы смешивания цветов пластилина.
4.Развивать чувство формы и композиции.
5.Воспитывать эстетический вкус.
10-11. «Подводное царство»
1. Расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
2.Учить создавать образ жителей подводного мира в технике платилинография и используя навыки работы с пластилином- отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание.
3.Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
4.Воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям.
12. «Павлин»
1.Познакомить детей с одной из самых красивых птиц на планете.
2.Помочь детям изобразить павлина способом пластилинографии, передавая строение тела птицы, пропорции и характерные детали.
3. Закрепить умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.
4.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
13. «Хохломские узоры»
1.Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
2.Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4.Развивать композиционные навыки.
5.Воспитывать любовь и уважение к нашим русским традициям.
14. «Дымковская барышня»
1.Продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров.
2.Способствовать развитию мелкой моторики обеих рук в работе с пластилином (раскатывание колбасок, скатывание шариков, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей).
3.Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора.
4.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
15. «Новогодняя игрушка»
1. Совершенствовать навыки работы с пластилином.
2.Закреплять приемы лепки.
3.Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
4.Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5.Воспитывать усидчивость, аккуратность.
16-17. «Фруктовый натюрморт»
1.Познакомить с жанром живописи- натюрморт.
2.Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
3.Закреплять приемы лепки и создавать с их помощью сюжетные картины на плоскости.
4. Развивать мелкую моторику рук, внимание, творчество.
5.Воспитывать усидчивость.
18. «Чайный сервиз»
1.Развивать творческие способности детей в нетрадиционной технике- пластилинография.
2.Закреплять представление о посуде, учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.
3.Развивать у детей чувство композиции, цвета.
19. «Полосатая азбука»
1.Продолжать обучать детей работать с пластилиновыми жгутиками.
2.Закрепить последовательность расположения цветов радуги.
3.Воспитание любознательности, желания совершенствовать художественные навыки.
4.Развитие мелкой моторики.
20-21. «Торт»
1.Обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость.
2.Формирование навыков работы с пластилином.
3.Развитие мелкой моторики рук.
22. «Подарок папе к 23 февраля»
1.Учить создавать на плоскости полуобъемный объект, сочетая разные приемы техники-
« пластилинография».
2.Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику.
3.Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
23-24. «Открытка к 8 Марта «Пластилиновые розы»
1.Научить детей изготавливать цветы из плоских жгутиков.
2.Развитие мелкой моторики рук, глазомера, развитие творческого мышления.
3.Вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике.
25. «Лебеди»
1.Формировать умение лепить лебедя из отдельных деталей, закреплять навык работы с пластилином на горизонтальной поверхности, передавая полуобъемное изображение.
2.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
3.Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
26-27. «Разноцветные клубочки»
1. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности доски для придания предмету необходимой длины.
Упражнять детей приему сворачивания длинного жгутика по спирали «улиткой».
3.Развивать мелкую моторику рук.
28-29. «Полет в космос»
1.Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, галактиках, звездах и планетах.
2.Упражнять детей наносить пластилин на поверхность вырезанной формы ракеты.
2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
30-31. «Ласточка»
1.Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография- отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Закреплять знания детей о внешнем строении ласточки.
32-33. «Праздничный мишка»
1.Совершенствовать технику работы с пластилином.
2.Развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности, мелкую моторику рук.
3.Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
34. «Цветущая яблонька»
1.Продолжать учить наносить пластилин на картон небольшими кусочками.
2.Продолжать учить смешивать пластилин для получения новых оттенков.
3.Способствовать развитию художественно- творческой деятельности.
4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
35. «Сирень мой любимый цветок»
1.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
2.Формировать умение создавать образ растения в нетрадиционной технике- пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
3.Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Мотивация детей | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. | - старшая группа – 4-5 минут; |
2. | Пальчиковая гимнастика | - Развитие мелкой моторики. - Разминка суставов кисти. - Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве. | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - старшая группа – 2 минуты; |
3. | Художественно-изобразительная деятельность | -Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. - Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. - Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности. | - задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения; - литературные произведения; - музыкальное сопровождение; - пластические этюды, импровизации; - нетрадиционные техники рисования; - дизайн-творчество | - старшая группа – 15 минут; |
4. | Выставка-презентация детских работ | - Решение творческих задач. - Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла. | - соединение коллективных и индивидуальных форм работы; - выставки детского изобразительного творчества; - индивидуальные вернисажи; - совместное обсуждение работ. | - старшая группа – 3 минуты; |
Особенностью работы по данной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к лепке в рамках нетрадиционных техник на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям изобразительного материала, понимание детьми техник лепки, активизация активного словарного запаса.
Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов лепки и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.
Виды работы на занятиях с детьми
При обучении лепке используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:
1) работа над освоением различных техник лепки;
2) работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры и сказки;
3) работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
4) физкультминутки;
5) спокойные игры: загадки, лото;
6) творческие и сюжетно-дидактические игры;
7) рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
8) работа с фланелеграфом;
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
- Яркая предметная и изобразительная наглядность.
- Игровые ситуации.
- Новизна впечатлений.
- Эффекты неожиданностей.
- Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
- Поощрения в разных видах.
- Элементы соревнования.
- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
- Любопытство, познавательный интерес.
- Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки,обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Способы лепки
- Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
- Скульптурный - из целого куска. Превращая его в фигуру.
- Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Приемы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Требования техники безопасности
Любая деятельность детей должна осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослого.
Воспитатель обязан перед началом любого вида трудовой деятельности детей провести с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).
Обучая детей навыкам и приемам работы, владению инструментом при изготовлении поделок из пластилина, воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный показ, объяснение по тем или иным действиям детей при выполнении работ.
Инструкция для детей
«Техника безопасности при работе с пластилином и стекой»
1.Соблюдай порядок на рабочем месте.
2.Перед началом работы с пластилином засучи рукава.
3.Лепка выполняется на специальной дощечке.
4.Перед работой необходимо разогреть пластилин в руках.
5.Нельзя разбрасывать пластилин по столу и ронять на пол.
6.Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот, засовывать в нос, уши и волосы.
7.Нельзя касаться грязными руками лица, глаз, одежды.
8.Использованные стеки нужно протирать после работы салфеткой, а также каждый раз после использования пластилина определенного цвета.
9.После работы необходимо вытереть руки салфеткой, потом помыть теплой водой с мылом.
10.Дощечку для лепки и стеку тоже следует вымыть.
11.После работы необходимо сложить пластилин и стеку в коробку.
Система воспитательной работы
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка | Сентябрь 2021 |
Консультация для родителей | «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» | Октябрь 2021 |
Индивидуальное Консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Участие в творческих выставках ДОУ | По плану работы ДОУ | |
Экскурсии, целевые прогулки | Наблюдения | В течение учебного года |
5.Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 6-7 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Творческая активность |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Сенсорные способности |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Композиция |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Общая ручная умелость |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Самостоятельность |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Показатели технических навыков | Раскатывание | |
| высокий | |
| средний | |
| низкий | |
Сплющивание | ||
| высокий | |
| средний | |
| низкий | |
Размазывание | ||
| высокий | |
| средний | |
| низкий |
Материально- техническое обеспечение программы
Мебель:
- Столы ,
- Стулья ,
- Мольберт.
Материал и оборудование:
- Бумага белая,
- картон с контурным рисунком,
-трафареты ,
-набор пластилина,
-салфетки,
-стеки,
-дощечки для пластилина,
-картинки,
-бросовый и природный материал.
Цифровые образовательные ресурсы ( интернет- источники):
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
3. Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
Список литературы
1. И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ СФЕРА- М.2009»
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»
3. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
4. Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
- Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Методическая разработка по степ-аэробике комплекс степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Повышение уровеня физического...
Поле чудес Подготовительная к школе группа
Поле чудес...

Методическая разработка. Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной к школе группы "Традиции чаепития"
Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателей....

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей подготовительной к школе группы
Бумажная филигрань стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развитияУже в дошкольном возрасте дети ра...
Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе
Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»
Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...

КОНСПЕКТ НООД по художественно-эстетическому направлению с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель: познакомить с техникой - торцевания из салфеток; (изготовление аппликации, применяя технику торцевания).Программные задачи: учить детей понимать и передавать пространственное отношение (сверху, ...
