Методическая разработка. Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной к школе группы "Традиции чаепития"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Якшис Татьяна Ивановна

Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

20.12.2016.

Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной к школе группы «Традиции чаепития»

(лексическая тема «Посуда»)

Подготовили: учитель-логопед Якшис Т.И.,

                          воспитатели Измайлова Т.Ю., Иванисова Л.В.

1. Цель: уточнить, расширить, обобщить и систематизировать          представления по лексической теме «Посуда».

2. Задачи:

  • Коррекционно - образовательные:

-расширять, уточнять, актуализировать словарь и представления детей о посуде, материалах, из которых она сделана, ее частях;

-совершенствовать связную речь (учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением), общие речевые навыки;

-уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»;

-совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык образования  имен существительных в родительном падеже с предлогом «без»; образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, относительные прилагательные; понимать и использовать в речи предлоги и наречия (в, перед, справа, слева, за, по, под, между), продолжать упражнять в согласовании имен существительных с именами прилагательными;

-закреплять умение делить слово на слоги, развивать функции фонематического анализа;

-расширять и обогащать математические знания: количество, навыки счета, знание цифр;

-развивать математические представления.

  • Коррекционно - развивающие:

-развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание;

-развивать мелкую и общую моторику (координация речи с движением, пальчиковая гимнастика, рисование по клеткам), ориентировку в пространстве.

  • Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;

-воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте;

-воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, умение выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению;

-воспитывать уважение к старшим, друг к другу, доброжелательность;

-воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.

3. Индивидуальная работа: следить за произношением слов сложной слоговой структуры у Дани, Насти, Даниэля, Никиты; следить за автоматизацией звука [р] у Кристины, Насти; следить за произношением шипящих звуков у Даниэля, Аиши, Дани; следить за правильной осанкой у Мирона, Жени.

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания: скатерть, колокольчик, кукла Федора, мешок с картинками посуды с недостающими деталями, посуда – самовар, стеклянный чайник заварочный, фарфоровые чашки, мельхиоровые ложки, пластмассовая салфетница, хрустальная конфетница, поднос, блюдца, молочник, сахарница, пиала; листы бумаги в клетку по числу детей, цветные карандаши, пакетики с разными видами чая, шоколадные конфеты, иллюстрация «Восточное чаепитие».

5. Предварительная работа:

-рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;

-чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»;

-знакомство с качествами стекла, фарфора (хрупкие, могут разбиться), металла, дерева, пластмассы (крепкие, прочные).

Интеграция областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Организация работы

Деятельность педагога

Примечания

ОО Познавательное развитие,

ОО Речевое развитие

1.Введение в игровую ситуацию

Приветствие детей.

-Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! Как вы думаете, что это такое? Для чего она нужна? Что мы можем с ней сделать?

-Я – скатерть-самобранка!

-Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадайте:

-Она всем очень нравится,

на блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Беленькая … (чашка).

-Разделите слово «чашка» на слоги.

-Сама не ем, а людей кормлю (ложка). Делим слово на слоги.

-Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита и чайник –

Сам заварит, сам нальет (самовар).

-Из песочницы песок сыплют в чай, в кефир и в сок (сахарница).

-Разделим и эти слова на слоги.

-Загадки о чем? Для чего нужна эта посуда? Как вы думаете, может неслучайно у нас на скатерти-самобранке появилась именно чайная посуда? Как вы думаете, что нас сегодня может ждать?

Логопед звонит в колокольчик.

Показ скатерти-самобранки, рассматривание ее детьми.

Во время расстилания скатерти на столе звучит «сказочная» музыка.

После отгадывания загадок, на стол выставляются предметы-отгадки.

ОО Познавательное развитие,

ОО Речевое развитие,

ОО Социально-коммуникативное развитие,

ОО Физическое развитие,

ОО Художественно-эстетическое развитие

2.Актуализация опыта.

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

Ф.: Здравствуйте, ребята! Вы меня позвали, чтобы я на стол для вас накрыла, но я не могу этого сделать. От меня вся посуда ушла.

-Ребята, вы догадались, кто к нам пришел? А пришла она к нам по звонку колокольчика. В давние времена, звонком колокольчика приглашали прислугу, чтобы она накрыла на стол или приглашали всю семью к столу. Вот и Федора к нам пришла.

-Как вы думаете, почему от нее посуда ушла? А какая посуда должна быть? Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться бережно, аккуратно.

Ф.: Мне посуду жалко! Убежала она от меня!

-Ребята, давайте покажем, как же убегала от Федоры посуда:

-А за ними блюдца, блюдца

Вдоль по улице несутся.

На стаканы – дзынь – натыкаются

И стаканы – дзынь – разбиваются.

Ф.: Я посуду перемыла,

Только чашку я разбила,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку я чуть-чуть сломала,

Всю посуду поломала!

-Федора Егоровна, а что это в мешке у вас?

Ф.: Это все, что осталось от моей посуды. Разбилась, раскололась вся, что-то потерялось.

-Ребята, посмотрите на посуду и скажите, без каких она частей.

Ф.: Ребята, почему же моя посуда побилась? Почему стаканы, тарелки разбиваются? Какая еще посуда бьется? Какая посуда не разбивается?

-Ребята, поможем Федоре помыть посуду, наведем порядок!

«Мы посуду для Федоры вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварешку, моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран».

Ф.: Устала я, ребята, сяду-посижу.

-А еще, Федорушка, ласково слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.

Чашка - …, ложка - …, блюдце - …, стакан - …, кружка - …, чайник - …, самовар - …

Ф.: Спасибо, ребята за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

Я для вас тоже игру приготовила:

«Вот большой стеклянный чайник, очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес».

Ф.: Вот теперь я добрая, ласковая хозяюшка. Помогите мне, ребята, к чаепитию накрыть стол.

-Конечно, поможем! Ребята, принесите посуду, которая начинается на звук [с], посуду, в названии которой есть звук [ч],  [ц].

Снова звонит колокольчик. Появляется плачущая Федора с мешком за спиной.

Мимическая гимнастика (улыбнулись, удивились, нахмурились, загрустили).

Дети достают из мешка картинки и называют без чего посуда.

Пальчиковая гимнастика «Посуда» (имитация движений, самомассаж пальцев, имитация движений)

Федора переходит на ковер, дети идут вместе с ней.

Развитие общей моторики «Посуда»

Дети приносят посуду и ставят на стол.

ОО Познавательное развитие,

ОО Речевое развитие

4.Включение нового материала.

- Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор, комплект посуды, предназначенный, например, для чаепития. Что это?

Закрепление слова «сервиз».

ОО Познавательное развитие,

ОО Речевое развитие,

ОО Социально-коммуникативное развитие,

ОО Физическое развитие

2.Актуализация опыта.

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

-Давайте расставим посуду. …, поставь самовар из металла в центр стола. Куда ты поставил самовар? Поставь чайник из стекла перед самоваром. Куда ты поставил чайник? Поставь сахарницу из фарфора слева от чайника, конфетницу из хрусталя между сахарницей и чайником, салфетницу из пластмассы за самовар, поставь чашки из фарфора по углам стола, ложки из серебра положи справа от чашек, поставь блюдца под чашки, положи конфеты из шоколада в конфетницу.

-Правильно расставили посуду, ребята. Прошу к столу!

-Посмотрите, стол мы накрыли, расставили чашки. Что замечаете? Как доказать, что чашек меньше, чем детей?

-Посмотрите внимательно, чего не хватает на столе? Для чаепития нам понадобятся салфетки. Давайте их украсим оборочкой, вышивкой крестиком и не только.

-Наш стол готов к чаепитию, но хватит ли нам всем места за столом? Что же нам делать?

-На востоке есть хорошая традиция. Там люди пьют чай не за столом, а на ковре, сидя по-турецки. И чай они пьют не из чашки, а из пиалы. Выберем, какой будем пить чай. Чай с малиной? -… . Чай с лимоном - … . С земляникой - …, с смородиной- …, …

-Я предлагаю выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Дети расставляют посуду, образовывают относительные прилагательные.

Звенит колокольчик.

Дети пересчитывают чашки, друг друга, ищут способ уравнять. Воспитатель на доске наглядно показывает решение со знаками «<», « >».

Обратить внимание детей на необходимость уважительного отношения к старшим, друг к другу.

Работа на листах в клетку. Готовые салфетки затем ставятся в салфетницу.

Дети рассуждают, предлагают свои варианты.

Показ иллюстрации «Восточное чаепитие». Все рассаживаются на ковре. Педагог приносит на подносе разные виды чая.

Дыхательное упражнение.

ОО Речевое развитие,

ОО Социально-коммуникативное развитие

5.Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

-Чудесное у нас чаепитие! А для чего же нужно совместное чаепитие? Для чего люди собираются вместе и пьют чай?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.

В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а...

Методическая разработка творческой мастерской" Самоделки" средней группы компенсирующей направленности для детей ( ТНР).

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми. Работая с разными крупами можно усовершенствовать моторику у детей....

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 лет "В гостях у бабушки"

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5-6 летВоспитатель: Хайруллина Гулия Шамилевна, 1кв.кат.Орешникова Людмила Алексеевна, 1кв.кат.«В гости к...

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе компенсирующей направленности для детей с особенными образовательными потребностями «Вечер мастер-классов»

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе компенсирующей направленности для детей с особенными образовательными потребностями...

Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"...


 

Комментарии

Солоцкая Ольга Николаевна

Замечательный конспект!

Якшис Татьяна Ивановна

Спасибо! Мы старались))