Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы "В поисках золотой рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фетхулина Оксана Александровна

конспект по лексической теме "Аквариумные рыбки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rybam.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «В поисках Золотой рыбки»

(лексическая тема «Аквариумные рыбки»).

Подготовили: учитель-логопед Солоцкая О.Н.,

                        воспитатели Дмитриева Т.С., Треничева О.А.

1. Цель: введение обобщающего понятия «аквариумные рыбки», уточнение частей тела, способа передвижения по лексической теме.

2. Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-закреплять навыки фонематического последовательного, количественного  и слогового анализа слов;

-обогащать номинативный словарь названиями аквариумных рыб;

- расширять атрибутивный словарь по теме антонимами;

- активизировать предикативный словарь в процессе наблюдения за аквариумной рыбкой;

- согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;

-совершенствовать связную речь, умение вести диалог;

-расширять и обогащать математические знания: количество, навыки счета, знание цифр;

Коррекционно — развивающие:

-развивать общие речевые навыки (дыхание, голос, артикуляцию, интонацию);

-развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое  внимание,  слуховое, зрительное, тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, логическое и вербально-логическое мышление;

-развивать тонкую, ручную и общую моторику (координация речи с движением, пальчиковая гимнастика, самомассаж).

Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать познавательную активность, любознательность;

-воспитывать бережное отношение к рыбкам, желание заботиться о них;

-воспитывать коммуникативные навыки, умение планировать и  согласовывать свои действия,

-уважение к ответам сверстников, чувство радости за успех товарища;

-воспитывать уважение к старшим, друг к другу, доброжелательность;

-воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.

3. Индивидуальная работа: следить за произношением слов сложной слоговой структуры у Дани, Насти, Алисы; следить за автоматизацией звука [р] у Радомира Софии, Милены; за правильной осанкой у Дани;

4.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания: аквариум с водой, накрытый голубой тканью, CD со звуком «зловещего смеха» акулы и песенки «Три желания» из мультфильма « Ловись, рыбка!», кукла -перчатка Акула, изображение рыбки из 3 частей формата А3, пазлы А3 и А4, идентичные друг другу, изображения скалярии, аквапарка, аквагрима, аквалангиста, 2 таза с камнями - наполнителями разного диаметра и рыбками из бумаги (на двойном скотче с обратной стороны), живая золотая рыбка.

5. Предварительная работа:

-рассматривание изображений аквариумных рыбок, аквариума;

-чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»-знакомство с частями тела рыбки, особенностями содержания в условиях аквариума -звуковой разбор слов; деление на слоги.

Интеграция

образовательных областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Деятельность педагогов

(учителя-логопеда и воспитателей)

Примечания

ОО Познавательное развитие,

ОО Речевое развитие,

ОО Художественно-эстетическое развитие

1.Введение в игровую ситуацию с постановкой цели.

Дети входят под музыку, приветствуют воспитателя и логопеда.

Воспитатель (далее-В.): «Ребята, а вы любите разные сюрпризы? Сегодня мы приготовили вам необычный сюрприз!»

Логопед(далее-Л.):

- Ой, кто так зловеще смеётся над нами?

Акула (далее-А.):

-Что смотрите? Не ожидали меня здесь увидеть? А про кого подумали?

Да, а я её спрятала.  

Нет у неё друзей и спасать её некому!!!

Тогда отгадаете мои загадки-вернёте за каждую отгадку часть ненастоящей рыбки.

А если рыбку соберёте-настоящую вернёте!!! Согласны?

Только все загадки на дне морском.

Звучит куплет песенки Золотой рыбки из мультфильма.

Второй воспитатель играет роль акулы с использованием куклы-перчатки.

Раздаётся зловещий смех (акулы).

Дети удивляются и идут на звук голоса.

В. снимает накидку с аквариума и видят акулу.

Ребята предполагают.

Ребята выражают желание спасти рыбку.

Предположительно выражают своё желание отгадать загадки.

2.Актуализация опыта.

В. «Ребята, а как же мы можем оказаться на дне морском? Ведь в садике вы просто дети, а в воде?»

Л.: «Вокруг себя обернись, в мальков превратись!

А.: « А вот и загадки!

Тот, кого я тихо назову по имени возьмёт конвертик справа!

Догадаетесь, что надо сделать?»

Здесь были нарисованы друзья вашей рыбки, только они не захотели со мной познакомиться и поиграть, я тогда рисунки и разгрызла.

Вот теперь их соберите и названия скажите!!!

Л.: «Ребята, давайте прохлопаем названия рыбок. Сколько слогов?

А.: «Вы справились с заданием, сказали, как рыбок зовут. Получайте первую часть рыбки! Как она называется?

Рассуждают, вспоминают о мальках и волшебном способе превращения.

В. снимает накидку с ракушек, под которыми лежат конверты с заданиями, нарисованными в виде алгоритмов.

Ответы детей.

А. называет ребёнка тихо. На конверте изображены пазлы.

Показывает разрезанные рисунки с изображением рыбки-петушка и барбуса.

Ребята делятся на команды, собирают пазлы, называют.

Прохлопывают, называют количество слогов.

Дети крепят голову и туловище рыбки на магнитную доску.

3. Открытие новых способов действий и знаний.

В. «Ребята, а мальки любят играть? Они похожи на маленьких детей и поэтому...(продолжает логопед)

Л. «....они не грустные, а наоборот...

Будем играть?

«Мы-весёлые мальки!

Озорные огоньки!

Мы на месте не сидим,

Очень вырасти хотим!»

Дети отвечают.

Образуют антонимы.

Логопед и воспитатель проводят физминутку

«Озорные огоньки». (Солоцкая О.)

 Соединяют вытянутые и руки и поворачивают кисти рук, имитируя движения хвоста малька.

Вытянутыми вверх кистями рук крутят на уровне плеч.

Выполняют плавательные движения,

Потянулись.на носочках , подняли вверх соединённые руки.

4. Введение нового материала.

А.:« Играйте, играйте, а про загадки не забывайте! Второй конверт отдам тому, до кого дотронусь!»

Догадайся, как можно собрать слово без букв.

Л.:«Ребята, вы помните, как называется стеклянный  домик для мальков, их мам и пап?

Правильно! Первая часть этого слова АКВА в латинском языке называет воду.

И аппарат для погружения под воду называется аква....(ланг)

и место для водных развлечений называется аква---(парк)

рисунок красками на лице называется аква-(грим)

Вот такое важное слово!

Теперь скажите мне, как же называются рыбки из аквариума?

Давайте соберём слово без букв.

Собираем звуки по порядку.

А.: «Вы справились с заданием, собрали слово. Получайте вторую часть рыбки! Как она называется?

Пришла пора посмотреть последний конвертик.

Возьмёт конверт тот, кого я назову шёпотом.

Я испугала всех мальков и теперь они спрятались, потерялись в большом аквариуме и не могут построиться за своей мамой.

Что нужно сделать?

 В.: «Ребятки, когда вы стоите друг за другом-это строй, а у рыбок-это косяк.

Найдите рыбку наощупь и прикрепите её в косяк. Помните, что рыбки плывут в одну сторону. В какую плывёт мама?

Вы правильно собрали рыбий косяк.

Так и быть, забирайте!

В.: «Акула, мы собрали рыбку, и ты обещала вернуть детям сюрприз!»

А.: « Хорошо, верну!»

 В.: «Ребята, посмотрите, у рыбки нет части, которая есть у нас с вами, их голова соединена с туловищем. Чего не хватает? Попробуйте вжать голову в плечи и повернуться. Удобно?

Неудобно, приходится поворачивайться всем телом. Чего не хватает?

Нам пора возвращаться из подводного царства, ведь аквариумные рыбки должны жить в чистой несолёной воде. Иначе они могут погибнуть.

 Л.: «Ребята, нам пора возвращаться из солёной воды, ведь аквариумные рыбки должны жить в чистой несолёной воде. Иначе они могут погибнуть.

Все вместе: « Вокруг себя обернись, в детей превратись!»

А. дотрагивается до одного из ребят, стоящих с закрытыми глазами.

На конверте нарисованы кружки красного, синего и зелёного цветов.

Отвечают.

Заканчивают слово.

Ребята актуализируют словосочетание.

Л. открывает сундучок с кружками трёх цветов (звуков).

Дети собирают слово по порядку:[а][к][в][а].

Дети прикрепляют и называют плавник.

А. называет ребёнка шёпотом.

Ребёнок берёт конвертик, на котором изображены блестящие рыбки-гуппи.

Дети достают рыбок из сухого бассейна с наполнителями-камешками разного диаметра. Далее они прикрепляют их на двойной скотч к «аквариуму» в одном направлении за мамой. Скалярией.

Воспитатель и логопед помогают детям при необходимости.

Дети прикрепляют и называют хвост.

Акула уплывает за рыбкой.

Рассуждают. Неудобно, приходится поворачивайться всем телом.

Слушают педагога.

Повернулись вокруг оси.

5. Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

 Присядьте на стульчики и давайте вспомним, какие части рыбки мы собрали. Для чего каждая из них. А как называется рыбка, живущая в аквариуме?

Каких аквариумных рыбок запомнили?

Где же акула с нашей золотой рыбкой?

Давайте её позовём!

Акула:

«Ребята! Я совсем не хотела вас обидеть, просто со мной никто не играл и не дружил! Я больше не буду никого обижать. До свидания!!!»

Дети ведут диалог с педагогами.

А. вносит аквариум с золотой рыбка.

Золотая рыбка  приносит  детям подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ИКТ "Великие знатоки транспорта" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

КОНСПЕКТ НОД «Великие знатоки транспорта» в старшей группе компенсирующей направленности  с детьми имеющими ТНР. Форма проведения: КВН с использованием ИКТ. Реализация образовательных областей: «...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...