Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы "В поисках золотой рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «В поисках Золотой рыбки»
(лексическая тема «Аквариумные рыбки»).
Подготовили: учитель-логопед Солоцкая О.Н.,
воспитатели Дмитриева Т.С., Треничева О.А.
1. Цель: введение обобщающего понятия «аквариумные рыбки», уточнение частей тела, способа передвижения по лексической теме.
2. Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-закреплять навыки фонематического последовательного, количественного и слогового анализа слов;
-обогащать номинативный словарь названиями аквариумных рыб;
- расширять атрибутивный словарь по теме антонимами;
- активизировать предикативный словарь в процессе наблюдения за аквариумной рыбкой;
- согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
-совершенствовать связную речь, умение вести диалог;
-расширять и обогащать математические знания: количество, навыки счета, знание цифр;
Коррекционно — развивающие:
-развивать общие речевые навыки (дыхание, голос, артикуляцию, интонацию);
-развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, слуховое, зрительное, тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, логическое и вербально-логическое мышление;
-развивать тонкую, ручную и общую моторику (координация речи с движением, пальчиковая гимнастика, самомассаж).
Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать познавательную активность, любознательность;
-воспитывать бережное отношение к рыбкам, желание заботиться о них;
-воспитывать коммуникативные навыки, умение планировать и согласовывать свои действия,
-уважение к ответам сверстников, чувство радости за успех товарища;
-воспитывать уважение к старшим, друг к другу, доброжелательность;
-воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.
3. Индивидуальная работа: следить за произношением слов сложной слоговой структуры у Дани, Насти, Алисы; следить за автоматизацией звука [р] у Радомира Софии, Милены; за правильной осанкой у Дани;
4.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания: аквариум с водой, накрытый голубой тканью, CD со звуком «зловещего смеха» акулы и песенки «Три желания» из мультфильма « Ловись, рыбка!», кукла -перчатка Акула, изображение рыбки из 3 частей формата А3, пазлы А3 и А4, идентичные друг другу, изображения скалярии, аквапарка, аквагрима, аквалангиста, 2 таза с камнями - наполнителями разного диаметра и рыбками из бумаги (на двойном скотче с обратной стороны), живая золотая рыбка.
5. Предварительная работа:
-рассматривание изображений аквариумных рыбок, аквариума;
-чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»-знакомство с частями тела рыбки, особенностями содержания в условиях аквариума -звуковой разбор слов; деление на слоги.
Интеграция образовательных областей | Этапы деятельност- ного подхода | Деятельность педагогов (учителя-логопеда и воспитателей) | Примечания |
ОО Познавательное развитие, ОО Речевое развитие, ОО Художественно-эстетическое развитие | 1.Введение в игровую ситуацию с постановкой цели. | Дети входят под музыку, приветствуют воспитателя и логопеда. Воспитатель (далее-В.): «Ребята, а вы любите разные сюрпризы? Сегодня мы приготовили вам необычный сюрприз!» Логопед(далее-Л.): - Ой, кто так зловеще смеётся над нами? Акула (далее-А.): -Что смотрите? Не ожидали меня здесь увидеть? А про кого подумали? Да, а я её спрятала. Нет у неё друзей и спасать её некому!!! Тогда отгадаете мои загадки-вернёте за каждую отгадку часть ненастоящей рыбки. А если рыбку соберёте-настоящую вернёте!!! Согласны? Только все загадки на дне морском. | Звучит куплет песенки Золотой рыбки из мультфильма. Второй воспитатель играет роль акулы с использованием куклы-перчатки. Раздаётся зловещий смех (акулы). Дети удивляются и идут на звук голоса. В. снимает накидку с аквариума и видят акулу. Ребята предполагают. Ребята выражают желание спасти рыбку. Предположительно выражают своё желание отгадать загадки. |
2.Актуализация опыта. | В. «Ребята, а как же мы можем оказаться на дне морском? Ведь в садике вы просто дети, а в воде?» Л.: «Вокруг себя обернись, в мальков превратись! А.: « А вот и загадки! Тот, кого я тихо назову по имени возьмёт конвертик справа! Догадаетесь, что надо сделать?» Здесь были нарисованы друзья вашей рыбки, только они не захотели со мной познакомиться и поиграть, я тогда рисунки и разгрызла. Вот теперь их соберите и названия скажите!!! Л.: «Ребята, давайте прохлопаем названия рыбок. Сколько слогов? А.: «Вы справились с заданием, сказали, как рыбок зовут. Получайте первую часть рыбки! Как она называется? | Рассуждают, вспоминают о мальках и волшебном способе превращения. В. снимает накидку с ракушек, под которыми лежат конверты с заданиями, нарисованными в виде алгоритмов. Ответы детей. А. называет ребёнка тихо. На конверте изображены пазлы. Показывает разрезанные рисунки с изображением рыбки-петушка и барбуса. Ребята делятся на команды, собирают пазлы, называют. Прохлопывают, называют количество слогов. Дети крепят голову и туловище рыбки на магнитную доску. | |
3. Открытие новых способов действий и знаний. | В. «Ребята, а мальки любят играть? Они похожи на маленьких детей и поэтому...(продолжает логопед) Л. «....они не грустные, а наоборот... Будем играть? «Мы-весёлые мальки! Озорные огоньки! Мы на месте не сидим, Очень вырасти хотим!» | Дети отвечают. Образуют антонимы. Логопед и воспитатель проводят физминутку «Озорные огоньки». (Солоцкая О.) Соединяют вытянутые и руки и поворачивают кисти рук, имитируя движения хвоста малька. Вытянутыми вверх кистями рук крутят на уровне плеч. Выполняют плавательные движения, Потянулись.на носочках , подняли вверх соединённые руки. | |
4. Введение нового материала. | А.:« Играйте, играйте, а про загадки не забывайте! Второй конверт отдам тому, до кого дотронусь!» Догадайся, как можно собрать слово без букв. Л.:«Ребята, вы помните, как называется стеклянный домик для мальков, их мам и пап? Правильно! Первая часть этого слова АКВА в латинском языке называет воду. И аппарат для погружения под воду называется аква....(ланг) и место для водных развлечений называется аква---(парк) рисунок красками на лице называется аква-(грим) Вот такое важное слово! Теперь скажите мне, как же называются рыбки из аквариума? Давайте соберём слово без букв. Собираем звуки по порядку. А.: «Вы справились с заданием, собрали слово. Получайте вторую часть рыбки! Как она называется? Пришла пора посмотреть последний конвертик. Возьмёт конверт тот, кого я назову шёпотом. Я испугала всех мальков и теперь они спрятались, потерялись в большом аквариуме и не могут построиться за своей мамой. Что нужно сделать? В.: «Ребятки, когда вы стоите друг за другом-это строй, а у рыбок-это косяк. Найдите рыбку наощупь и прикрепите её в косяк. Помните, что рыбки плывут в одну сторону. В какую плывёт мама? Вы правильно собрали рыбий косяк. Так и быть, забирайте! В.: «Акула, мы собрали рыбку, и ты обещала вернуть детям сюрприз!» А.: « Хорошо, верну!» В.: «Ребята, посмотрите, у рыбки нет части, которая есть у нас с вами, их голова соединена с туловищем. Чего не хватает? Попробуйте вжать голову в плечи и повернуться. Удобно? Неудобно, приходится поворачивайться всем телом. Чего не хватает? Нам пора возвращаться из подводного царства, ведь аквариумные рыбки должны жить в чистой несолёной воде. Иначе они могут погибнуть. Л.: «Ребята, нам пора возвращаться из солёной воды, ведь аквариумные рыбки должны жить в чистой несолёной воде. Иначе они могут погибнуть. Все вместе: « Вокруг себя обернись, в детей превратись!» | А. дотрагивается до одного из ребят, стоящих с закрытыми глазами. На конверте нарисованы кружки красного, синего и зелёного цветов. Отвечают. Заканчивают слово. Ребята актуализируют словосочетание. Л. открывает сундучок с кружками трёх цветов (звуков). Дети собирают слово по порядку:[а][к][в][а]. Дети прикрепляют и называют плавник. А. называет ребёнка шёпотом. Ребёнок берёт конвертик, на котором изображены блестящие рыбки-гуппи. Дети достают рыбок из сухого бассейна с наполнителями-камешками разного диаметра. Далее они прикрепляют их на двойной скотч к «аквариуму» в одном направлении за мамой. Скалярией. Воспитатель и логопед помогают детям при необходимости. Дети прикрепляют и называют хвост. Акула уплывает за рыбкой. Рассуждают. Неудобно, приходится поворачивайться всем телом. Слушают педагога. Повернулись вокруг оси. | |
5. Осмысление содержания ситуации (рефлексия) | Присядьте на стульчики и давайте вспомним, какие части рыбки мы собрали. Для чего каждая из них. А как называется рыбка, живущая в аквариуме? Каких аквариумных рыбок запомнили? Где же акула с нашей золотой рыбкой? Давайте её позовём! Акула: «Ребята! Я совсем не хотела вас обидеть, просто со мной никто не играл и не дружил! Я больше не буду никого обижать. До свидания!!!» | Дети ведут диалог с педагогами. А. вносит аквариум с золотой рыбка. Золотая рыбка приносит детям подарки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием ИКТ "Великие знатоки транспорта" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
КОНСПЕКТ НОД «Великие знатоки транспорта» в старшей группе компенсирующей направленности с детьми имеющими ТНР. Форма проведения: КВН с использованием ИКТ. Реализация образовательных областей: «...
Конспект открытого коррекционного занятия с использованием ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями зрения) "Домашние животные"
Представленное занятие имеет коррекционную направленность...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...