Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Редькина Полина Евгеньевна

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Редькина Полина Евгеньевна

 Возрастная группа

средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет

Форма организации,

количество обучающихся

Подгрупповое занятие, 6 человек.

Тема занятия

Насекомые

Методы

Словесные, наглядные, практические

Используемые технологии

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие

Цель занятия

Создать условия для формирования фонематических процессов , лексико-грамматических категорий , развития связной речи. Обобщение знаний по теме.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

1.  Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые».

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Совершенствование навыков слогового анализа слов.

4.Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков

1.Развитие связной речи

2.Развитие зрительного внимания и восприятия

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие речевого слуха

5 Развитие мышления

6. Развитие памяти

7. Развитие тонкой моторики

1.Воспитывать интерес к занятию

2. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3.Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование

Большой контейнер с горохом и фасолью, плоскостные силуэты насекомых (муравей, кузнечик, пчела, стрекоза, бабочка, жук), изображение сказочной полянки, 3 слоговые ромашки, по 5 штук каждого наименование насекомых. Изображение злой осы.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I. Организационный момент(Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование звукового анализа слов. Объявление темы занятия).

   Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где на столе стоит большой контейнер с горохом и фасолью. В контейнере спрятаны плоскостные силуэты насекомых (бабочка, жук, стрекоза, муравей, кузнечик, пчела).

-Опустите руки по очереди в «бассейн», найдите там по одному предмету.

 Расскажите, кого вы нашли?

Дети выполняют задание.

-Я нашел бабочку.

-Я нашел жука.

-Я нашел стрекозу.

 -Я нашел муравья.

 -Я нашел кузнечика.

-Я нашел пчелу.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.

Актуализация знаний.

Развитие речевого дыхания, общих речевых навыков, просодической стороны речи.

Кто это такие? Как их можно назвать одним словом?

А у меня в руках оса, она нас не пускает на места, давайте расскажем  для нее чистоговорку. Сделайте вдох, а на выдохе расскажите ее. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков.

У осы – не усы, не усищи, а усики.

Это насекомые.

Хором повторяют чистоговорку

Самостоятельное обобщение.

II Основной этап.

Совершенствование грамматического строя речи

Совершенствование навыка слогового анализа слов

Физ. минутка.

Развитие речевого слуха, памяти, мышления,

Сегодня мы продолжим разговор о насекомых.

Надо назвать первый звук того насекомого, которого вы достали из бассейна.

 

Игра «На полянке»

Расскажите, где находится ваше насекомое

Какой предлог вы использовали?

Приложи на место вашего насекомого изображение предлога.

Логопед раскладывает на столе плоскостное изображение насекомых, и плоскостное изображение цветков.

 Игра «слоговые ромашки»

Посадите вашего насекомого на ромашку, которая соответствует количеству слогов.

Давайте немного отдохнем.

На полянке я сижу,  

Во все стороны гляжу.

Сколько насекомых здесь!

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

А она красуется!

Упражнение «Кто лишний?» А теперь я хочу посмотреть, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.

Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

Кузнечик, гусеница, собака. Кто лишний?

Это стрекоза. Слово начинается со звука [с].

 Это бабочка. Первый звук [б]. Это кузнечик. Слово начинается со звука [к].

 Это пчела. Слово начинается со звука [п].  

Дети размещают своих насекомых на полянке

 Жук спрятался под колокольчиком.

 Стрекоза сидит на стебельке.

Предлог «на»

Муравей стоит под грибом. Предлог «под»

Ит.д.

Дети выполняют и комментируют задание.

Поворачивают голову сначала налево, затем направо .

Руки через верх разводят в стороны.                 Поочередно загибают пальцы

на каждое название насекомого на двух руках одновременно.

Поочередно ударяют кулаками                                и ладонями.

Лишний воробей. Это птица, а бабочка, комар и жук-насекомые.

Лишняя собака. Это животное, а другие насекомые.

Совместная деятельность.

Ответы детей целыми предложениями.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

Согласование числительных с существительными в разных падежах

Игра «На лесной полянке»

Посмотрите какие интересные коробочки стоят, кажется там кто-то шевелится…

Давайте, каждый возьмет по коробочке и откроет ее по очереди…

(в коробочках по 5 насекомых)

Посчитайте, сколько спряталось бабочек, жуков и т.д.?

Ответы: - это муравьи

У меня одна бабочка, 2 бабочки, 3 бабочки, 4 бабочки, 5 бабочек. И т.д.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Развитие словаря1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим ...

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...