Главные вкладки

    Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?» (решение проблемной ситуации)
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Ертулова Наталья Александровна

    итоговое мероприятие направленное на воспитание экологической культуры детей с ЗПР, через решение проблемных ситуаций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esli_by_ne_bylo_ptits.docx145.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР

    Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»

    (решение проблемной ситуации)

    Образовательная область: речевое развитие

    Вид деятельности: непосредственно-образовательный.

    Программное содержание:

    Познавательное развитие:

    • Изучить последствия исчезновения из леса одного из экологических звеньев — птиц.
    • Воспитывать интерес к собственным открытиям через решение проблемных ситуаций.
    • Содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности;
    • Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе;
    • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
    • Создавать условия для развития зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, логическое мышление;
    • Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами;
    •  Воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе;
    • Познакомить с особенностями жизнедеятельности грача; 

    Социально-коммуникативное развитие:

    • Содействовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми;
    • Совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
    • Содействовать обогащению опыта эмоционально-эстетического восприятия;
    • Воспитывать экологическую культуру детей.

    Речевое развитее:

    • Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
    • Содействовать развитию связной речи;
    • Содействовать развитию словотворчества;
    • Расширить читательский интерес у детей.

    Художественно-эстетическое развитие:

    • Содействовать развитию творческих способностей детей;
    • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность.
    • Развивать художественные, творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.
    • Способствовать саморазвитию и самовыражению детей; способствовать формированию эстетического вкуса, фантазии детей;
    • прививать интерес и любовь к выполнению аппликации; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

    Физическое развитие:

    • Содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой моторики рук.

    Предварительная работа:

    Повторение названий перелётных птиц; беседа о жизни диких животных, насекомых, птицах, их месте обитания, приспособлению к жизни в природе, чем питаются; чтение рассказов, стихов, загадывание загадок; знакомство с известным художником (краткая биография); повторение признаков весны; прогулка по берёзовой аллее детского сада, наблюдение за птицами.

    Оборудование: презентация, голоса птиц; таблицы –схемы «пищевая цепочка» Репродукция картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; цветная бумага, клей, кисти, салфетки, скрепки, макет дерева.

    Ход занятия:

    Слайд 1

    1. Организационный момент. (проводит учитель-дефектолог)

    Дефектолог: Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно перышко. Кто его потерял?

    (звучат голоса птиц)

    Дефектолог: Ребята, мы сегодня снова будем говорить о птицах. Птицы –наши друзья, и мы с вами любим узнавать о них новое и интересное. Мы много наблюдали за птицами, читали о них рассказы, стихи, загадки, рассматривали иллюстрации. А сегодня хочу узнать, кто внимательно слушал, смотрел, запоминал, кто сможет рассказать о наших пернатых.

    Посмотрим, какие вы внимательные, поиграем в игру «Добавь слово»

    У человека квартира, а у птицы-…..

    У зверей шерсть, а у птиц-…

    У нас нос, а у птиц-…..

    У человека ребенок, а у птицы-…..

    Дом из кирпичей, а гнездо-…

    У человека ноги, а у птицы-….

    У людей ногти, а у птиц-….

    1-й блок:

    Молодцы, ребята. У меня для вас есть загадка:

    Дом со всех сторон открыт.

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом-

    Чудеса увидишь в нем!

    Что это? (лес)

    Слайд 2

    — Ребята, мы очутились в лесу. Скажите, что здесь растет, кто здесь живет?

    Слайд 3

    (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы..)

    Слайд 4

    — Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

    Слайд 5

    — А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

    Слайд 6

    — Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

    Слайд 7

    — А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

    Слайд 8

    — А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

    —А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)

    Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

    Блок 2:

    Слайд 9

    — Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

    — Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.) Животные, употребляющие мышей в пищу.

    Слайд 10

    —Мыши вышли покормиться. Съели почти все растения… А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)

    — А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)

    — Почему? (Ответ детей: грызуны съедят все растения и семена растений, которыми питаются птицы)

    Слайд 11

    — А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц.

    —Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

    — А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

    Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

    Дефектолог: А какие птицы прилетают к нам и приносят весну на своих крыльях. (дети перечисляют  перелётных птиц)   А сейчас поиграем с вами в игру и проверим, какие вы внимательные .  Я буду называть вам птиц, но если  вы услышите лишнее слово, которое не относится к птицам - хлопайте в ладоши .

    «Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

    Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

    Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

    Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

    Все вы просто молодцы!»

    Блок 3

    Дефектолог:

    — А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось.

    — Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)

    — Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

    — Становится много насекомых.

    — Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)

    Слайд 12

    — Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте представим себе, что перед нами стоят не зеленые деревья на голые и безжизненные деревья.

    — Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)

    — Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.

    — Раз их в этом лесу не будет, как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им совсем нечего есть. Хищники тоже погибнут.)

    Слайд 13

    — Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)

    — А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы.)

    Слайд 14

    Вывод Для того, чтобы наш лес оставался красивым необходимо, что бы в нем жили и росли звери, птицы, насекомые, различные растения.

    о взаимоотношениях в природе дети делают совместно с педагогом.

    Дефектолог: Наступила весна, и мы ждем возвращения птиц. Давайте с вами поиграем в игру «Птички-пальчики»

    Физминутка.

    Блок 4       Конструирование из бумаги «Грачи» (проводит воспитатель)

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представьте, что мы, в большом зале музея. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая.

    Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы, дети и вам предстоит рассказать нашим гостям об одной очень известной картинеКартину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. (показ портрета художника)

    Слайд 15

    Но сначала я вам немного расскажу об этом художнике. Алексей Саврасов жил в Москве.  Он был огромный, глаза чёрные, спина широкая, длинные тёмные волосы, чаще он был хмурым, насупленный, его даже иногда побаивались. Но на самом деле он был просто очень стеснительным. А стоило ему только улыбнуться, то сразу было видно, что он был очень добрый. Он очень любил природу.

    Воспитатель открывает картину на мольберте.

    -Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели.) 

    (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

    свое название картины.)

    - Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка.

    -А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах) 

    -Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину. 

    -Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине(Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей) .

     Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

    -Какого цвета Грач? (Чёрного)

    -Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).

    -Сколько у птиц крыльев?

    -Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

    -Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

    -Чем покрыто тело птицы? (перьями)

    Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны.

     - Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат   галдят,    хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)

    Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

    - Какие деревья выбрали грачи для гнёзд?

     (Грачи выбрали старое, кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

    - Вспомните, как называется место, где живет грачи? (Грачовник)

    - Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. 

    Воспитатель:  А сейчас предлагаю вам оживить картину «Грачи прилетели». Но сначала мы подготовим наши ручки к работе:

    Пальчиковая гимнастика «Десять  птичек стайка».

    Пой-ка, подпевай-ка:
    Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

    Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
    Эта птичка – воробей.
    Эта птичка – совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
    Серенькое перышко.
    Эта – зяблик.
    Эта – стриж.
    Эта – развеселый чиж.
    Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
    Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками

    Ребята, теперь я предлагаю вам сделать наших пернатых друзей.

     (объяснение выполнения работы)

    1. Используя шаблон птички, вырезала из картона черного цвета детали птички – туловище (2 шт. – склеить) и крылья с хвостиком (1шт.)

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908162.jpg 

    1. Затем делаю надрезы, как показано на шаблоне.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908338.jpg  http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908386.jpg

    3.Собираю птичку, рисую глазки, на крылышках делаю небольшие надрезы в виде маленьких треугольников, переворачиваю птичку и с обеих сторон туловища укрепляю крылья прозрачным скотчем, на спинке птички иголкой делаю отверстие и вставляю в него скрепку.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908548.jpg 

    А закончить нашу экскурсию по вернисажу, я хочу стихотворением

    О. Костина «Грачи»

    Включается музыка весна

    Пусть проталины темнеют,

    Солнца спрятались лучи,

    А, вы, видели сегодня

    Прилетели к нам грачи!

    Удивительные птицы

     - Прилетели, гнёзда вьют,

    Словно шапки на деревьях,

     Домики грачей растут.

    Завороженно ребята

    Смотрят на гостей весны,

    Просыпается природа,

    Переменам рады мы! 

    Итог. 

    -Чем мы сегодня занимались?

    -Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

    -Что запомнилось?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

    Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Семья»

    Цели: развитие связной речиЗадачи:-учить подбирать и употреблять синонимы и фразеологические обороты;-расширить и активизировать словарь детей по лексической теме «Семья»;-закрепить поняти...

    Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»

    Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....

    Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему мируЗадачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую речь- закреплять навыки зву...