Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?» (решение проблемной ситуации)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ертулова Наталья Александровна

итоговое мероприятие направленное на воспитание экологической культуры детей с ЗПР, через решение проблемных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_by_ne_bylo_ptits.docx145.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР

Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»

(решение проблемной ситуации)

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательный.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

  • Изучить последствия исчезновения из леса одного из экологических звеньев — птиц.
  • Воспитывать интерес к собственным открытиям через решение проблемных ситуаций.
  • Содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности;
  • Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе;
  • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
  • Создавать условия для развития зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, логическое мышление;
  • Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами;
  •  Воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе;
  • Познакомить с особенностями жизнедеятельности грача; 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Содействовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • Совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
  • Содействовать обогащению опыта эмоционально-эстетического восприятия;
  • Воспитывать экологическую культуру детей.

Речевое развитее:

  • Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
  • Содействовать развитию связной речи;
  • Содействовать развитию словотворчества;
  • Расширить читательский интерес у детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Содействовать развитию творческих способностей детей;
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность.
  • Развивать художественные, творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.
  • Способствовать саморазвитию и самовыражению детей; способствовать формированию эстетического вкуса, фантазии детей;
  • прививать интерес и любовь к выполнению аппликации; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Физическое развитие:

  • Содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

Повторение названий перелётных птиц; беседа о жизни диких животных, насекомых, птицах, их месте обитания, приспособлению к жизни в природе, чем питаются; чтение рассказов, стихов, загадывание загадок; знакомство с известным художником (краткая биография); повторение признаков весны; прогулка по берёзовой аллее детского сада, наблюдение за птицами.

Оборудование: презентация, голоса птиц; таблицы –схемы «пищевая цепочка» Репродукция картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; цветная бумага, клей, кисти, салфетки, скрепки, макет дерева.

Ход занятия:

Слайд 1

  1. Организационный момент. (проводит учитель-дефектолог)

Дефектолог: Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно перышко. Кто его потерял?

(звучат голоса птиц)

Дефектолог: Ребята, мы сегодня снова будем говорить о птицах. Птицы –наши друзья, и мы с вами любим узнавать о них новое и интересное. Мы много наблюдали за птицами, читали о них рассказы, стихи, загадки, рассматривали иллюстрации. А сегодня хочу узнать, кто внимательно слушал, смотрел, запоминал, кто сможет рассказать о наших пернатых.

Посмотрим, какие вы внимательные, поиграем в игру «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы-…..

У зверей шерсть, а у птиц-…

У нас нос, а у птиц-…..

У человека ребенок, а у птицы-…..

Дом из кирпичей, а гнездо-…

У человека ноги, а у птицы-….

У людей ногти, а у птиц-….

1-й блок:

Молодцы, ребята. У меня для вас есть загадка:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!

Что это? (лес)

Слайд 2

— Ребята, мы очутились в лесу. Скажите, что здесь растет, кто здесь живет?

Слайд 3

(Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы..)

Слайд 4

— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

Слайд 5

— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

Слайд 6

— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

Слайд 7

— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

Слайд 8

— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

—А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Блок 2:

Слайд 9

— Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.) Животные, употребляющие мышей в пищу.

Слайд 10

—Мыши вышли покормиться. Съели почти все растения… А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)

— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)

— Почему? (Ответ детей: грызуны съедят все растения и семена растений, которыми питаются птицы)

Слайд 11

— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц.

—Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

Дефектолог: А какие птицы прилетают к нам и приносят весну на своих крыльях. (дети перечисляют  перелётных птиц)   А сейчас поиграем с вами в игру и проверим, какие вы внимательные .  Я буду называть вам птиц, но если  вы услышите лишнее слово, которое не относится к птицам - хлопайте в ладоши .

«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

Все вы просто молодцы!»

Блок 3

Дефектолог:

— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось.

— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)

— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

— Становится много насекомых.

— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)

Слайд 12

— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте представим себе, что перед нами стоят не зеленые деревья на голые и безжизненные деревья.

— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)

— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.

— Раз их в этом лесу не будет, как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им совсем нечего есть. Хищники тоже погибнут.)

Слайд 13

— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)

— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы.)

Слайд 14

Вывод Для того, чтобы наш лес оставался красивым необходимо, что бы в нем жили и росли звери, птицы, насекомые, различные растения.

о взаимоотношениях в природе дети делают совместно с педагогом.

Дефектолог: Наступила весна, и мы ждем возвращения птиц. Давайте с вами поиграем в игру «Птички-пальчики»

Физминутка.

Блок 4       Конструирование из бумаги «Грачи» (проводит воспитатель)

Воспитатель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представьте, что мы, в большом зале музея. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая.

Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы, дети и вам предстоит рассказать нашим гостям об одной очень известной картинеКартину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. (показ портрета художника)

Слайд 15

Но сначала я вам немного расскажу об этом художнике. Алексей Саврасов жил в Москве.  Он был огромный, глаза чёрные, спина широкая, длинные тёмные волосы, чаще он был хмурым, насупленный, его даже иногда побаивались. Но на самом деле он был просто очень стеснительным. А стоило ему только улыбнуться, то сразу было видно, что он был очень добрый. Он очень любил природу.

Воспитатель открывает картину на мольберте.

-Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели.) 

(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

свое название картины.)

- Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка.

-А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах) 

-Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину. 

-Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине(Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей) .

 Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

-Какого цвета Грач? (Чёрного)

-Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).

-Сколько у птиц крыльев?

-Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

-Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

-Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны.

 - Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат   галдят,    хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)

Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

- Какие деревья выбрали грачи для гнёзд?

 (Грачи выбрали старое, кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

- Вспомните, как называется место, где живет грачи? (Грачовник)

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. 

Воспитатель:  А сейчас предлагаю вам оживить картину «Грачи прилетели». Но сначала мы подготовим наши ручки к работе:

Пальчиковая гимнастика «Десять  птичек стайка».

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками

Ребята, теперь я предлагаю вам сделать наших пернатых друзей.

 (объяснение выполнения работы)

  1. Используя шаблон птички, вырезала из картона черного цвета детали птички – туловище (2 шт. – склеить) и крылья с хвостиком (1шт.)

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908162.jpg 

  1. Затем делаю надрезы, как показано на шаблоне.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908338.jpg  http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908386.jpg

3.Собираю птичку, рисую глазки, на крылышках делаю небольшие надрезы в виде маленьких треугольников, переворачиваю птичку и с обеих сторон туловища укрепляю крылья прозрачным скотчем, на спинке птички иголкой делаю отверстие и вставляю в него скрепку.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-95784-1427908548.jpg 

А закончить нашу экскурсию по вернисажу, я хочу стихотворением

О. Костина «Грачи»

Включается музыка весна

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы

 - Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

 Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! 

Итог. 

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

-Что запомнилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему мируЗадачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую речь- закреплять навыки зву...

Конспект итогового интегрированного занятия для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ»

Образовательная область:Познавательно -  речевое развитие.Цель: "Систематизаия у детей: речевых функций (активизация), познавательных способностей, любознательности - как средства общения.Пр...