Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 Костенко Елена Игоревна

Познавательно-речевое направление.

Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_burogo_i_belogo_medvedey.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Сравнение белого и бурого медведей»

Познавательно-речевое направление.

Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие».

Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Закрепить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках лесных и северных медведей;

2. Учить составлять сравнительный рассказ- описание о животных с опорой на карточки-схемы;

3. Учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

4. Закрепить использование сложносочинённых предложений .

Развивающие:

1. Развивать диалогическую речь детей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.

2. Воспитывать любовь к родной природе.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методическое обеспечение:

- словесные приёмы и методы: вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово, слушание грамзаписи сказки;

- наглядные приёмы и методы: рассматривание картин и картинок, рассматривание карточек;

- практические приёмы и методы: метод наглядного моделирования с опорой на карточки-схемы, метод поощрения.

Словарная работа: ненцы, реветь, корешки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о животных, разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание подвижных игр.

Демонстрационный материал: макет-модель климатических зон – леса и севера, картинки с изображением бурого и белого медведей, карточки-схемы, шапочки медведей, мультимедийные презентации «Сравнение белого и бурого медведей»,

Ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».

Форма проведения: совместная деятельность.

 

Ход деятельности:

1 часть. вводная:

А) Воспитатель: (на экране появляется картинка лесных животных) Дети,кто это у нас появился на экране?

Дети: Это лесные, дикие животные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.

Воспитатель:Назовите лесных животных, которых вы запомнили.

Дети: Лиса, волк, заяц….

Воспитатель:Догадайтесь, кто это.

Все тропинки, все дороги

Белым снегом замело.

А у него в берлоге

Тихо, сухо и тепло.

Над берлогой пар струится -

Лежебоке лето снится.

(Медведь)

Дети: Это бурый медведь. (Картинка-отгадка на экране )

Б) Показываю картину (на экране ) с изображением северных диких животных.

Воспитатель:Кто это?

Дети: Это северные, дикие животные.

Воспитатель:Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.

Логопед: Назовите северных животных, которых вы запомнили.

Дети: Песец, полярный волк, тюлень…

Воспитатель:О каком животном загадка?

     Умеет яростно реветь,

     Пугать добычу страшным рыком

     На Севере холодном, диком

     Полярный, северный …………

Дети: Белый медведь. Картинка-отгадка-на экране .

Воспитатель:Сегодня мы поговорим о белом и буром медведях, попробуем сравнить их.

2 часть: основная:

1. На экране телевизора картинки белого и бурого медведей.

Воспитатель:Кто это?

Дети: Это медведи.

Воспитатель:Чем они похожи?

Дети: Это дикие животные. Они сильные, ловкие, злые. У них есть голова, лапы, уши, хвост. В семье медведей есть медведь, медведица и медвежата.

Воспитатель:Ещё медведи похожи тем, как подают голос.

Кто умеет так реветь?

Лишь рассерженный медведь!

Запись голоса медведя.

2. Воспитатель:Сейчас мы все вместе расскажем, чем отличаются белый и бурый медведи. Я буду рассказывать о буром медведе (надеваю шапочку бурого медведя), а вы-о белом.

Воспитатель:Бурый медведь живёт в густом лесу. Где живёт белый медведь?

Дети: Белый медведь живёт на Севере.

Воспитатель: Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной

Ходит по снегам безбрежным.

Воспитатель:Лесной медведь шубу бурую носит. Какая шуба у  северного медведя?

Дети: У него белая шуба.

Воспитатель:Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз

Воспитатель:

Чтобы мёд отведать сладкий

Бурый медведь может улей разорить.

Ищет по кустам малинку,

Подставляя солнцу спинку.

Мёд у пчёл берёт украдкой,

Прикрываясь бурой лапой.

Желудей, орехов, ягод

Наедается он на год!

Чем питается белый медведь?

Дети: Он питается рыбой.

Воспитатель: Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Воспитатель:Бурый медведь спит зиму всю в берлоге. Как проводит зиму белый медведь?

Дети: Он не спит, а охотится.

Воспитатель:Не впадают в спячку белые медведи.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами увидели, что медведи очень разные.

Физминутка:

Бурый медведь спит под ёлкой в лесу,

(«спят»)

И снится во сне

(потягиваются, руки вверх)

Горшок с мёдом ему.

(опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)

На Севере белый мишутка бредёт,

(шагают)

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

(показывают отрицание пальцем)

Наш Умка пытается рыбку ловить,

(зачерпывающие движения правой и левой руками)

Чтоб вкусно покушать

(жевательные движения)

И жить-не тужить!

(разводят руки в стороны)

3. Воспитатель:Мы составим рассказ-сравнение о медведях. Помогут нам в этом карточки-схемы. Я буду рассказывать о буром медведе, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о белом медведе.Вызываю желающего ребенка  к опорной схеме , надеваю на него шапочку белого медведя.

Воспитатель:Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. Показываю на карточку-схему с изображением глаза.

Воспитатель:У лесного медведя шерсть бурая или коричневая. Показываю на карточку с изображением бурого пятна. А какая шерсть у северного медведя?

Ребёнок: А у северного медведя белая шерсть. Показывает на карточку-схему с изображением белого пятна.

Воспитатель:Мы расскажем о том, где живут медведи. Показываю на

карточку -схему с изображением дома.

Воспитатель:Бурый медведь живёт в густом лесу. Показываю на карточку с изображением деревьев.              

Воспитатель:А где живёт белый медведь?

Ребёнок: А белый медведь живёт на Севере. Показывает на карточку с изображением льдины и снежинки.

Воспитатель:Расскажем, чем питаются медведи. Показываю на карточку-схему с изображением ложки.

Воспитатель:Бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. Показываю на карточку с изображением ягод, корешков, рыбы. А чем питается белый медведь?

Ребёнок: А он питается рыбой, тюленями. Показывает на карточку с изображением рыбы, тюленей.

Воспитатель:Расскажем, как медведи проводят зиму. Показываю на карточку-схему со знаком вопроса.

Воспитатель:Бурый медведь спит зимой в берлоге. Показываю на карточку-схему с изображением берлоги. А как зимует белый медведь?

Ребёнок: А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.

Воспитатель:Вот такой интересный рассказ-сравнение по карточкам о медведях у нас получился.

Воспитатель:А сейчас нужно попробовать ещё раз составить такой рассказ- сравнение, глядя на карточки.

Приглашаю ещё несколько детей.

Воспитатель:В конце занятия я приготовила для вас интересную ненецкую сказку «Белый медведь и бурый медведь». Ненцы-это народ, который живёт на Севере. Они очень много наблюдают за белыми медведями и сравнили их в сказке с бурыми.

Слушание и просмотр ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»

 (на Мультимедийной установке).

Воспитатель:Да, очень трудная была встреча у медведей, и серьёзный разговор состоялся у них. Какое решение они приняли.

Дети: Хозяин леса живёт в лесу, а хозяин моря-в море. И никто друг другу не мешает.

Рефлексия

Воспитатель: Чему новому вы научились на занятии , что вам большего всего понравилось делать ?

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".

Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с речевыми нарушениями «Профессия строитель»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».Закрепить знания о признаках весны.Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.Закрепить знания о родственных словах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  № 37 г. Новочеркасска        Конспект занятия по ознакомлению ...