Художественная роспись России: путешествие в мир народной росписи для дошкольников
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Тимчук Алина Олеговна

Данный проект в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей старшей и подготовительной группы. Цель проекта познакомить дошкольников с богатством и красотой русской художественной росписи, развить у них интерес к народному искусству, а также способствовать развитию творческих и моторных навыков через практическую деятельность. В процессе работы дети узнают о традиционных узорах, их значениях, видах и особенностях, а также научатся создавать свои собственные яркие и красивые поделки в стиле русской росписи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timchuk_a.o._hudozhestvennaya_rospis_rossii_1.docx932.65 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Управление образования города Ростова-на-Дону

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ДЕТСКИЙ САД № 3»

__________________________________________________________________

Педагогический проект

Тема: «Художественная роспись России:

путешествие в мир народной росписи для дошкольников»

Выполнила:

воспитатель старшей -подготовительной группы №7 Тимчук Алина Олеговна

Ростов - на - Дону

2025

Россия — страна с богатым культурным наследием, наполненным яркими традициями, сказочными узорами и необычайными орнаментами. Одним из самых красивых и узнаваемых её проявлений является народная роспись, которая веками украшает дома, посуду, одежду и предметы быта. Эта искусство — не просто украшение, а отражение души народа, его символов, природы и верований.

Актуальность:

Данный проект в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей старшей и подготовительной группы.

Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы маленького человека. Чем богаче и сильнее эмоции ребёнка, тем плодотворнее дети выражают себя в практической деятельности. Чувства, которые испытывает ребенок, преображают его внутренний мир, расширяют спектр эмоций, дополняя их особым очарованием, сказочными, поэтическими и романтическими чертами. При приобщении ребёнка к художественной росписи можно видеть отношение маленького художника к данному виду живописи, его настроения и чувства: радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Цель проекта: познакомить дошкольников с богатством и красотой русской художественной росписи, развить у них интерес к народному искусству, а также способствовать развитию творческих и моторных навыков через практическую деятельность. В процессе работы дети узнают о традиционных узорах, их значениях, видах и особенностях, а также научатся создавать свои собственные яркие и красивые поделки в стиле русской росписи.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения русских народных промыслов;
  • сформировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России;
  • развить сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
  • воспитать уважение и интерес к культурным традициям русского народа;
  • создать условия для самовыражения и развития воображения ребёнка.

Ожидаемый результат:

Дети будут больше проявлять интереса и любознательность к культурному наследию своего народа, научатся различать разные виды декоративно-прикладного творчества, смогут подбирать цвет, находить композиционное решение, знать и различать русские узоры. У детей сформируются навыки рисования элементов народной росписи, умеют составлять узоры по мотивам росписи, экспериментировать с цветом.

Продукт: материально-технические ресурсы: мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, презентация; литературно-художественный материал: выступление с песней о хохломе, выставка рисунков и лепки.

Оборудование: ноутбук, иллюстрации, художественная литература по теме, пошаговая инструкция рисование элементов росписи, музыкальное сопровождение продуктивной деятельности, карандаши, пластилин, мультимедийная презентация.

Формы работы:

  • интерактивные беседы и рассказы;
  • творческие мастер-классы;
  • игровые занятия и ролевые игры;
  • совместное создание коллективных работ.

Этапы осуществления проекта:

  1. Подготовительный:
  • создание условий для начала проектной деятельности;
  • подбор наглядных, дидактических, презентационных материалов: альбомы с разными видами росписи, образцы основных элементов росписи;
  • подготовка презентации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.
  • подбор художественной литературы по теме проекта.
  • подготовка материалов для организации творческой деятельности детей группы.
  1. Образовательный:
  • прослушивание сказок, связанных с русской культурой и росписью;
  • обсуждение узоров, форм и цветов, их значения и красоты;
  • мастер-класс по созданию простых узоров с помощью, рисования и лепки.
  1. Практический:
  • рисование и раскрашивание узоров;
  • создание поделок и рисунков в стиле русской росписи.
  1. Заключительный:
  • организация выставки работ детей, демонстрация полученных знаний и умений.
  • проведение небольшого праздника с русской музыкой, песнями и играми.

Календарно-тематическое планирование

День недели

Интеграция образовательных областей

Содержание

Понедельник

Художественно-эстетическое-развитие (рисование).

Познавательное развитие, развитие речи (прослушивание сказки)

Просмотр мультимедийной презентации, знакомство с узорами на тему «Гжель».

Чтение худ. лит. Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо».

Расширяем знания детей о возникновении промысла Гжель; развиваем диалогическую речь; воспитываем умение и желание слушать.

Учимся расписывать узоры, фигуры по мотивам фарфоровых изделий. Формируем навык правильно выбирать цветовую гамму и определять тематику рисунка, поддерживаем интерес к народному творчеству, закрепляем умение собирать картинку из частей в целое, воспитываем коллективизм, помогая друг другу.

Вторник

Развитие речи

Худ. - эстетич. развитие (музыка)

Физическое развитие.

Посмотр презентации и беседа на тему «Хохлома». Формируем у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Прослушивание песни «Хохлома» муз и сл. Ю. Таран.

Развиваем память, разучивая слова песни, учимся выступать на публике, обогащаем впечатления детей, вызываем эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения.

Среда

Развитие речи (скороговорки по буквам Ж, С, Т, К)

Познавательное развитие (подготовка к обучению грамоте)

Беседа на тему «Жостовская роспись», изучение матрёшки.

Формируем у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Расширяем представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомим с их характерными особенностями.

Тренируем речь с помощью скороговорок на буквы Ж, С, Т, К

  • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Сеня сено в сени нёс,
    Щекотало сено нос.
  • Тридцать три вагона в ряд
    тараторят, тарахтят
  • Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке

Четверг

Познавательное развитие

(Конструирование, ознакомление с окружающим миром)

Худ. - эстетич. развитие (лепка).

Просмотр мультфильма. Пластилинография. Филимоновская игрушка «Кот».

Воспитываем эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду; продолжаем упражняться в пластилинографии, выполняя изделия из составных частей, упражняемся в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.

Игра «Веселая игрушка».

Рассматриваем разные филимоновские игрушки и учимся находить в них отличия Расширяем представления о народной игрушке.

Пятница

Познавательное развитие (викторина, игры)

Физическое развитие (игры)

Дидактическая игра «Назови поговорку» «Расскажи про узор».

Закрепить знания о русских народных промыслах и их названиях; развиваем связную речь.

Физкультурная игра «Хохлома».

Развивать быстрый бег, изображая узоры.

Проведение праздника. Создание мини-выставки.

Вывод: проводимый проект помог сформировать у малышей уважение к культурному наследию своей страны, развить эстетический вкус и воображение, а также подарил им радость творчества и новые впечатления. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Народное искусство способствовало развитию духовно-нравственных и патриотических чувств, сформировало у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Вдохновленные красотой русских узоров, дети смогли почувствовать себя настоящими художниками и хранителями народных традиций.

Приложение 1

\Приложение 2

Сценарии занятий

Понедельник

Тема: «Гжель».

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия (смотрим вводный слайд). А сделали их русские мастера - умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

3. Беседа по теме занятия.

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

- Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

Сине-голубое чудо Гжели.

- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр слайда презентации «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?)

4. Продукт занятия:

  • Сегодня мы создадим рисунки по мотивам изделий, расписанных гжелью, посмотрите еще раз внимательно на изображения, включите фантазию и попробуйте сами изобразить голубые узоры.

Вторник

Тема: «Хохлома»

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)

2. Беседа по теме занятия

-У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматривается слайд «хохлома», анализируются фото изделия посуды)

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эта песня точно передает особенности хохломских изделий (прослушивание песни «Хохлома»).

Продукт занятия:

Сейчас мы разучим первый куплет этой прекрасной песни и попробуем сделать маленькое выступление.

Среда

Тема: «Жостовская роспись»

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир русской народной живописи. Мы познакомимся с одной из красивейших традиций нашей страны — жостовской росписью.

3. Беседа по теме занятия

-Жостовская роспись — это особый вид искусства, зародившийся в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Она появилась около двухсот лет назад и стала настоящей гордостью русских мастеров.

Представьте себе красивую деревянную тарелочку или подносик, расписанный яркими цветами, листьями и ягодами. Именно такими стали знаменитые изделия из деревни Жостово.

Чтобы создать такую красоту, художники используют специальные краски и кисти. Сначала они наносят контуры рисунка, а потом раскрашивают каждый лепесточек и листочек. Особое внимание уделяется деталям: капелькам росы, теням и светлым пятнышкам.

Но самое главное - это фантазия художника. Каждый рисунок уникален и неповторим. Нет двух одинаковых изделий!

Какие цвета используются? (рассматриваем слайд «Жостовская роспись»)

-Чаще всего в жостовской росписи встречаются яркие и насыщенные оттенки:

красный, синий, зелёный, жёлтый, белый.

Цветы часто изображаются крупными и пышными, словно они настоящие и вот-вот распустятся прямо перед вами.

Жостовскую роспись создавали обычные деревенские жители, которые хотели сделать жизнь вокруг себя ярче и радостнее. Эти предметы украшают дома, радуют глаз и напоминают нам о красоте природы.

А бывают такие деревянные игрушки, расписанные с помощью жостовской росписи. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (рассматриваем слайд «Матрешка»)

А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

Продукт занятия:

-Слово «Жостовская» необычное и сложное. Какие буквы вы слышите в этом слове? (Ж,С,Т,К)

Сегодня мы выучим с вами скороговорки по этим буквам и сможет размять наш язык:

  • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Сеня сено в сени нёс,
    Щекотало сено нос.
  • Тридцать три вагона в ряд
    тараторят, тарахтят
  • Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке

Четверг

Тема: «Филимоновская игрушка»

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)

2. Сообщение темы занятия.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с филимоновской игрушкой.

3. Беседа по теме занятия

Сегодня мы поговорим о красивой игрушке, сделанной мастерами в небольшой деревушке Филимоново, расположенной в Тульской области (рассматориваем слайд «Филимоновская игрушка». Эти игрушки известны далеко за пределами нашей страны благодаря своему уникальному стилю и ярким цветам.

Представьте себе чудесного кота с длинненьким телом, вытянутая мордочка, большие уши и длинные лапки. Именно такими рисуют филимоновских кошек наши народные умельцы. Игрушечки получаются очень необычными и веселыми!

Давайте посмотрим на изображение филимоновского кота: обратите внимание на характерную форму тела, тонкие линии, изящные пропорции. У каждой игрушки своя индивидуальность, каждая особенная.

Цветовые решения тоже удивляют разнообразием: используются контрастные цвета, например, красный, зеленый, желтый и синий. Рисунки выполнены простыми геометрическими фигурами: круги, полосы, точечки. Каждый рисунок наносится вручную, что придает игрушкам особый шарм и тепло человеческих рук.

История филимоновской игрушки насчитывает многие века. Ее секреты передаются от поколения к поколению, сохраняя связь времен и культурные традиции нашего народа. Люди создавали эти игрушки не только для развлечения, но и для передачи своего опыта, мастерства будущим поколениям.

И сейчас, глядя на такого забавного филимоновского кота, хочется улыбнуться и ощутить радость детства. Эта игрушка способна радовать всех нас своим внешним видом и трогательной простотой.

Игра «Веселая игрушка»

-Сейчас мы рассмотрим разные игрушки и попробуем найти в них отличия (рассматриваем разных филимоновских котов).

4. Продукт занятия

-Давайте возьмем в руки пластилин и попробуем сами создать таких ярких и прекрасных котиков.

Пятница

«Обобщающее занятие»

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)

2. Сообщение темы занятия.

За неделю вы узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

3. Беседа занятия

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Дидактическая игра «Назови поговорку»

  • Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
  • Делу – время…… (потехе – час)
  • Терпенье и труд… (все перетрут)
  • Сделал дело – … (гуляй смело)
  • Семь раз отмерь – … (один отрежь)

-А теперь давайте теперь сыграем в игру «Расскажи про узор». (Рассматриваем с детьми иллюстрации с образцами изделий) Назовите какой элемент росписи вы видите?

Физкультурная минутка. Хохломские мотивы

Становимся в шахматном порядке и повторяем за мной хохломскую зарядку:

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

- А теперь побежали друг за другом создавая хохломские узоры и кружева росписи.

- Останавливаемся. (Когда закончилась физкульт. минутка)

Давайте обратим внимание, какая прекрасная выставка у нас собралась за эту неделю. (рассматриваем выставку).

Спасибо вам большое за внимание! Пусть ваша жизнь будет наполнена теплом традиций и красотой родного края!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию". Рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе "Роспись петуха"

«РОСПИСЬ ПЕТУХА»Цель: расширение представлений  о городецкой росписи, ее колорите, особенностях; учить выделять основные элементы узора.Задачи:Образовательные:• упражнять в рисовании городецких у...

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).

Конспект занятия в подготовительной группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).Программное содержание: Продол...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию – рисование – «Графическое рисование в стиле народной росписи «Город»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию - рисование - "Графическое рисование в стиле народной росписи "Город"...

Презентация Народные промыслы России. Художественная роспись

04.11.2021Народные промыслы России: художественная роспись Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольк...

Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»Цель: знакомство д...

Художественная обработка дерева. Виды и технологии народной росписи по дереву.

Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных о...