Художественная роспись России: путешествие в мир народной росписи для дошкольников
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Данный проект в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей старшей и подготовительной группы. Цель проекта познакомить дошкольников с богатством и красотой русской художественной росписи, развить у них интерес к народному искусству, а также способствовать развитию творческих и моторных навыков через практическую деятельность. В процессе работы дети узнают о традиционных узорах, их значениях, видах и особенностях, а также научатся создавать свои собственные яркие и красивые поделки в стиле русской росписи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 932.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Управление образования города Ростова-на-Дону
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ САД № 3»
__________________________________________________________________
Педагогический проект
Тема: «Художественная роспись России:
путешествие в мир народной росписи для дошкольников»
Выполнила:
воспитатель старшей -подготовительной группы №7 Тимчук Алина Олеговна
Ростов - на - Дону
2025
Россия — страна с богатым культурным наследием, наполненным яркими традициями, сказочными узорами и необычайными орнаментами. Одним из самых красивых и узнаваемых её проявлений является народная роспись, которая веками украшает дома, посуду, одежду и предметы быта. Эта искусство — не просто украшение, а отражение души народа, его символов, природы и верований.
Актуальность:
Данный проект в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей старшей и подготовительной группы.
Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы маленького человека. Чем богаче и сильнее эмоции ребёнка, тем плодотворнее дети выражают себя в практической деятельности. Чувства, которые испытывает ребенок, преображают его внутренний мир, расширяют спектр эмоций, дополняя их особым очарованием, сказочными, поэтическими и романтическими чертами. При приобщении ребёнка к художественной росписи можно видеть отношение маленького художника к данному виду живописи, его настроения и чувства: радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цель проекта: познакомить дошкольников с богатством и красотой русской художественной росписи, развить у них интерес к народному искусству, а также способствовать развитию творческих и моторных навыков через практическую деятельность. В процессе работы дети узнают о традиционных узорах, их значениях, видах и особенностях, а также научатся создавать свои собственные яркие и красивые поделки в стиле русской росписи.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения русских народных промыслов;
- сформировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России;
- развить сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
- воспитать уважение и интерес к культурным традициям русского народа;
- создать условия для самовыражения и развития воображения ребёнка.
Ожидаемый результат:
Дети будут больше проявлять интереса и любознательность к культурному наследию своего народа, научатся различать разные виды декоративно-прикладного творчества, смогут подбирать цвет, находить композиционное решение, знать и различать русские узоры. У детей сформируются навыки рисования элементов народной росписи, умеют составлять узоры по мотивам росписи, экспериментировать с цветом.
Продукт: материально-технические ресурсы: мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, презентация; литературно-художественный материал: выступление с песней о хохломе, выставка рисунков и лепки.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации, художественная литература по теме, пошаговая инструкция рисование элементов росписи, музыкальное сопровождение продуктивной деятельности, карандаши, пластилин, мультимедийная презентация.
Формы работы:
- интерактивные беседы и рассказы;
- творческие мастер-классы;
- игровые занятия и ролевые игры;
- совместное создание коллективных работ.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный:
- создание условий для начала проектной деятельности;
- подбор наглядных, дидактических, презентационных материалов: альбомы с разными видами росписи, образцы основных элементов росписи;
- подготовка презентации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.
- подбор художественной литературы по теме проекта.
- подготовка материалов для организации творческой деятельности детей группы.
- Образовательный:
- прослушивание сказок, связанных с русской культурой и росписью;
- обсуждение узоров, форм и цветов, их значения и красоты;
- мастер-класс по созданию простых узоров с помощью, рисования и лепки.
- Практический:
- рисование и раскрашивание узоров;
- создание поделок и рисунков в стиле русской росписи.
- Заключительный:
- организация выставки работ детей, демонстрация полученных знаний и умений.
- проведение небольшого праздника с русской музыкой, песнями и играми.
Календарно-тематическое планирование
День недели | Интеграция образовательных областей | Содержание |
Понедельник | Художественно-эстетическое-развитие (рисование). Познавательное развитие, развитие речи (прослушивание сказки) | Просмотр мультимедийной презентации, знакомство с узорами на тему «Гжель». Чтение худ. лит. Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо». Расширяем знания детей о возникновении промысла Гжель; развиваем диалогическую речь; воспитываем умение и желание слушать. Учимся расписывать узоры, фигуры по мотивам фарфоровых изделий. Формируем навык правильно выбирать цветовую гамму и определять тематику рисунка, поддерживаем интерес к народному творчеству, закрепляем умение собирать картинку из частей в целое, воспитываем коллективизм, помогая друг другу. |
Вторник | Развитие речи Худ. - эстетич. развитие (музыка) Физическое развитие. | Посмотр презентации и беседа на тему «Хохлома». Формируем у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Прослушивание песни «Хохлома» муз и сл. Ю. Таран. Развиваем память, разучивая слова песни, учимся выступать на публике, обогащаем впечатления детей, вызываем эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения. |
Среда | Развитие речи (скороговорки по буквам Ж, С, Т, К) Познавательное развитие (подготовка к обучению грамоте) | Беседа на тему «Жостовская роспись», изучение матрёшки. Формируем у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Расширяем представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомим с их характерными особенностями. Тренируем речь с помощью скороговорок на буквы Ж, С, Т, К
|
Четверг | Познавательное развитие (Конструирование, ознакомление с окружающим миром) Худ. - эстетич. развитие (лепка). | Просмотр мультфильма. Пластилинография. Филимоновская игрушка «Кот». Воспитываем эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду; продолжаем упражняться в пластилинографии, выполняя изделия из составных частей, упражняемся в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей. Игра «Веселая игрушка». Рассматриваем разные филимоновские игрушки и учимся находить в них отличия Расширяем представления о народной игрушке. |
Пятница | Познавательное развитие (викторина, игры) Физическое развитие (игры) | Дидактическая игра «Назови поговорку» «Расскажи про узор». Закрепить знания о русских народных промыслах и их названиях; развиваем связную речь. Физкультурная игра «Хохлома». Развивать быстрый бег, изображая узоры. Проведение праздника. Создание мини-выставки. |
Вывод: проводимый проект помог сформировать у малышей уважение к культурному наследию своей страны, развить эстетический вкус и воображение, а также подарил им радость творчества и новые впечатления. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Народное искусство способствовало развитию духовно-нравственных и патриотических чувств, сформировало у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Вдохновленные красотой русских узоров, дети смогли почувствовать себя настоящими художниками и хранителями народных традиций.
Приложение 1
\Приложение 2
Сценарии занятий
Понедельник
Тема: «Гжель».
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия (смотрим вводный слайд). А сделали их русские мастера - умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
3. Беседа по теме занятия.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
- Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр слайда презентации «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?)
4. Продукт занятия:
- Сегодня мы создадим рисунки по мотивам изделий, расписанных гжелью, посмотрите еще раз внимательно на изображения, включите фантазию и попробуйте сами изобразить голубые узоры.
Вторник
Тема: «Хохлома»
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)
2. Беседа по теме занятия
-У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматривается слайд «хохлома», анализируются фото изделия посуды)
- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)
- А какое настроение вызывает эта посуда?
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эта песня точно передает особенности хохломских изделий (прослушивание песни «Хохлома»).
Продукт занятия:
Сейчас мы разучим первый куплет этой прекрасной песни и попробуем сделать маленькое выступление.
Среда
Тема: «Жостовская роспись»
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир русской народной живописи. Мы познакомимся с одной из красивейших традиций нашей страны — жостовской росписью.
3. Беседа по теме занятия
-Жостовская роспись — это особый вид искусства, зародившийся в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Она появилась около двухсот лет назад и стала настоящей гордостью русских мастеров.
Представьте себе красивую деревянную тарелочку или подносик, расписанный яркими цветами, листьями и ягодами. Именно такими стали знаменитые изделия из деревни Жостово.
Чтобы создать такую красоту, художники используют специальные краски и кисти. Сначала они наносят контуры рисунка, а потом раскрашивают каждый лепесточек и листочек. Особое внимание уделяется деталям: капелькам росы, теням и светлым пятнышкам.
Но самое главное - это фантазия художника. Каждый рисунок уникален и неповторим. Нет двух одинаковых изделий!
Какие цвета используются? (рассматриваем слайд «Жостовская роспись»)
-Чаще всего в жостовской росписи встречаются яркие и насыщенные оттенки:
красный, синий, зелёный, жёлтый, белый.
Цветы часто изображаются крупными и пышными, словно они настоящие и вот-вот распустятся прямо перед вами.
Жостовскую роспись создавали обычные деревенские жители, которые хотели сделать жизнь вокруг себя ярче и радостнее. Эти предметы украшают дома, радуют глаз и напоминают нам о красоте природы.
А бывают такие деревянные игрушки, расписанные с помощью жостовской росписи. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (рассматриваем слайд «Матрешка»)
А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
Продукт занятия:
-Слово «Жостовская» необычное и сложное. Какие буквы вы слышите в этом слове? (Ж,С,Т,К)
Сегодня мы выучим с вами скороговорки по этим буквам и сможет размять наш язык:
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Сеня сено в сени нёс,
Щекотало сено нос. - Тридцать три вагона в ряд
тараторят, тарахтят - Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке
Четверг
Тема: «Филимоновская игрушка»
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)
2. Сообщение темы занятия.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с филимоновской игрушкой.
3. Беседа по теме занятия
Сегодня мы поговорим о красивой игрушке, сделанной мастерами в небольшой деревушке Филимоново, расположенной в Тульской области (рассматориваем слайд «Филимоновская игрушка». Эти игрушки известны далеко за пределами нашей страны благодаря своему уникальному стилю и ярким цветам.
Представьте себе чудесного кота с длинненьким телом, вытянутая мордочка, большие уши и длинные лапки. Именно такими рисуют филимоновских кошек наши народные умельцы. Игрушечки получаются очень необычными и веселыми!
Давайте посмотрим на изображение филимоновского кота: обратите внимание на характерную форму тела, тонкие линии, изящные пропорции. У каждой игрушки своя индивидуальность, каждая особенная.
Цветовые решения тоже удивляют разнообразием: используются контрастные цвета, например, красный, зеленый, желтый и синий. Рисунки выполнены простыми геометрическими фигурами: круги, полосы, точечки. Каждый рисунок наносится вручную, что придает игрушкам особый шарм и тепло человеческих рук.
История филимоновской игрушки насчитывает многие века. Ее секреты передаются от поколения к поколению, сохраняя связь времен и культурные традиции нашего народа. Люди создавали эти игрушки не только для развлечения, но и для передачи своего опыта, мастерства будущим поколениям.
И сейчас, глядя на такого забавного филимоновского кота, хочется улыбнуться и ощутить радость детства. Эта игрушка способна радовать всех нас своим внешним видом и трогательной простотой.
Игра «Веселая игрушка»
-Сейчас мы рассмотрим разные игрушки и попробуем найти в них отличия (рассматриваем разных филимоновских котов).
4. Продукт занятия
-Давайте возьмем в руки пластилин и попробуем сами создать таких ярких и прекрасных котиков.
Пятница
«Обобщающее занятие»
- Организационный момент.
(Подготовка рабочих мест к проведению занятия)
2. Сообщение темы занятия.
За неделю вы узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
3. Беседа занятия
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Дидактическая игра «Назови поговорку»
- Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
- Делу – время…… (потехе – час)
- Терпенье и труд… (все перетрут)
- Сделал дело – … (гуляй смело)
- Семь раз отмерь – … (один отрежь)
-А теперь давайте теперь сыграем в игру «Расскажи про узор». (Рассматриваем с детьми иллюстрации с образцами изделий) Назовите какой элемент росписи вы видите?
Физкультурная минутка. Хохломские мотивы
Становимся в шахматном порядке и повторяем за мной хохломскую зарядку:
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
- А теперь побежали друг за другом создавая хохломские узоры и кружева росписи.
- Останавливаемся. (Когда закончилась физкульт. минутка)
Давайте обратим внимание, какая прекрасная выставка у нас собралась за эту неделю. (рассматриваем выставку).
Спасибо вам большое за внимание! Пусть ваша жизнь будет наполнена теплом традиций и красотой родного края!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию". Рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе "Роспись петуха"
«РОСПИСЬ ПЕТУХА»Цель: расширение представлений о городецкой росписи, ее колорите, особенностях; учить выделять основные элементы узора.Задачи:Образовательные:• упражнять в рисовании городецких у...

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).
Конспект занятия в подготовительной группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).Программное содержание: Продол...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию – рисование – «Графическое рисование в стиле народной росписи «Город»
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию - рисование - "Графическое рисование в стиле народной росписи "Город"...

Презентация Народные промыслы России. Художественная роспись
04.11.2021Народные промыслы России: художественная роспись Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольк...

Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»Цель: знакомство д...

Художественная обработка дерева. Виды и технологии народной росписи по дереву.
Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных о...
