Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

 

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»

Цель: знакомство дошкольников с русскими народными декоративными росписями, такими как гжель, хохлома, дымка и городец, через создание нарядов для матрёшек в технике пластилинография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии» 

Цель: знакомство дошкольников с русскими народными декоративными росписями, такими как гжель, хохлома, дымка и городец, через создание нарядов для матрёшек в технике пластилинография.

Задачи: 

  • закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемой росписи; закрепить изученную технику нетрадиционного рисования пластилинографию;
  • развивать навыки изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
  • развивать эстетические чувства, художественной инициативы и индивидуальность;
  • прививать аккуратность в работе; получать удовольствие от работы и результата работы;
  • воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  кто к нам сегодня пришёл в гости, да не один.

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их  друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир … (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И у каждой есть своё имя. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка, ну а последнюю зовут Городец. Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Вы много знаете, а если что и позабудете,  эти матрёшки  вам  напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек.

Только наши  матрешки не очень веселые, а как вы думаете, почему? (ответы детей)

Давайте мы с вами сделаем для них сестричек, и они сразу перестанут грустить. Только сначала  давайте  сначала вспомним об этих декоративные росписи.

Ребенок: Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!...

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.                

Ребенок: Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера:

И сине – белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера.                

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие  цвета и основные орнаменты используют мастера гжельской росписи (ответы детей).

Вы не знаете, ребята,

Ребенок: Отчего и почему

Очень часто называют                  

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой –

Вот чем славится она.

Ребенок: Этот звонкий, этот дивный                  

Золотистый завиток!

Раз увидишь -  не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, почему же хохлому называют «золотой». Расскажите, что вы знаете о хохломе  (ответы детей).

Ребенок: Городецкая роспись - как её нам не знать?

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.      

Ребенок: Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.                    

Воспитатель: Вспомните, из какого материала сделаны городецкие изделия и какими узорами расписаны? (ответы детей).

Ребенок: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного, а есть любовь людей.

В ней что –то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости  гремящей, как басы.                

Воспитатель: Из какого материала сделаны дымковские игрушки? Какое настроение создают эти игрушки? Какие  цвета и элементы используют дымковские мастера? Как они называются и что они символизируют? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что ж, теперь можно и приступать к росписи сестричек.  У матрешек – крошек  однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем, одни матрёшки в белых сарафанах. Другие в синих. Третьи в бежевых, светло коричневых. И четвёртые в жёлтых сарафанах. Посмотрим на их старших сестрёнок. Как думаете, какие русские народные росписи должны быть на их сарафанах? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Матрёшки в белых сарафанах нужно расписать под Гжель. В синих сарафанах под Дымку. В бежевых под Городец и в жёлтых под Хохлому.

На прошлых занятиях мы тренировались, мы рисовали элементы декоративной  росписи и у вас хорошо получилось. Сегодня нам нужно расписать платья матрёшкам в технике пластилинография. Будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки. Вы сами выбираете себе матрёшек и раскрашиваете в нужной росписи.

Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей. (Звучит русская народная музыка. Воспитатель помогает при необходимости)

Рефлексия: Что делали на занятии, какими росписями мы украшали матрёшек, в какой технике. Оформляем выставку. Какая матрёшка вам нравится больше всего? Почему? Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

Конспект занятия по художественной литературе для детей старшей дошкольной группы «Путешествие по русским народным сказкам»

Конспект занятия по художественной литературе для детей старшей дошкольной группы «Путешествие по русским народным сказкам»...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Весенняя полянка» (старшая группа).

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Весенняя полянка» (старшая группа).Цель: Закрепление знаний и умений воспитанников старшей группы использовать в продуктивной деятельности нетрадиционной...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...

Программа "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей старшего возраста"

В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изнача...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми среднего возраста. Тема: «Ёжик».

Нетрадиционное рисование – искусство изображать  не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобрази...