«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
материал по аппликации, лепке

Одним из условий, которые обеспечивают развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста, считается художественно-творческая деятельность. Огромный потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, поскольку в работе с детьми любой вид изобразительной деятельности будет содействовать развитию их творческих способностей. В процессе занятий лепкой развитие творческих способностей характеризуется рядом особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_testoplastika.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1161

Тема семинара:

«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Воспитатели:

 Савельева Т.А.

Котова Г.А.

 Цель: научить использовать возможности соленого теста в совместном творчестве воспитателей, родителей и детей.

Задачи: 

- познакомить с историей возникновения солёного теста, технологическими возможностями этого материала;

- заинтересовать и вовлечь педагогов в совместную досуговую деятельность с детьми;

- вызвать интерес к данному виду деятельности.

Одним из условий, которые обеспечивают развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста, считается художественно-творческая деятельность. Огромный потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, поскольку в работе с детьми любой вид изобразительной деятельности будет содействовать развитию их творческих способностей. В процессе занятий лепкой развитие творческих способностей характеризуется рядом особенностей.

Каждый предмет обладает объемом и воспринимается дошкольником со всех сторон. В это время в его сознании образуется образ предмета. В процессе лепки, опираясь на реальные знания, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как при рисовании либо аппликации. Значит, ему не приходится обращаться к условному изображению, что является необходимым в иных видах изобразительной деятельности. Помимо этого, лепка положительно влияет на развитие и совершенствование природного чувства осязания обеих рук, активное действие которых способствует более точной передаче формы.

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является тестопластика – один из видов народно-прикладного искусства. Лепка из соленого теста одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Посредством тестопластики дошкольники способны быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе без демонстрации взрослым, что в свою очередь содействует интенсивному развитию творчества.

Лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей дошкольников.

Техника «Тестопластика» представляет собой лепку из соленого теста. Она может обучить детей пластике, способствовать развитию у них творчества и мастерства. Образовательную и воспитательную роль лепки, особенно в сфере интеллектуального и эстетического развития ребенка, трудно переоценить. Лепка способствует развитию умения ориентироваться в пространстве, овладению целым рядом математических представлений. В процессе работы с тестом у детей исчезают нервозность, излишняя возбужденность, улучшается концентрация внимания, такая деятельность является хорошим средством разгрузки для детей.

В ходе работы дошкольники знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Со временем формируется умение владения соленым тестом. Занятие тестопластикой развивают способность к выделению главных признаков и свойств предметов, к синхронизации работы обеих рук, координации деятельности глаз и рук, то есть к формированию зрительного контроля за движением собственных рук. Посредством занятий лепкой идет развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

При воспроизведении того или иного предмета с натуры, по памяти либо с опорой на рисунок, дошкольники знакомятся с формой, у них развиваются движения рук, пальцев, то есть мелкая и крупная моторика рук, что содействует речевому развитию. Кроме этого, развивается наблюдательность и фантазия детей. Занятие тестопластикой вызывает у дошкольников лишь позитивные эмоции, стремление к творчеству. Тестопластика является актуальной на сегодняшний день, поскольку способствует всестороннему развитию ребенка.

На занятиях дошкольники учатся лепить людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Многообразие тематики находится в непосредственной связи с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, прежде всего, осуществляет воспитательные цели, удовлетворяя познавательные и творческие потребности детей.

В лепке данная задача быстрее находит свое решение: вначале ребенок лепит предмет в статичном положении, а после этого сгибает его элементы в зависимости от замысла. Кроме того, в лепке становится проще передать пространственные отношения предметов, поскольку объекты, как в окружающей действительности, располагаются друг за другом, ближе или дальше от центра композиции.

В процессе лепки из соленого теста у дошкольников развивается умение тонкого восприятия формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, формируется точность движений рук, конструктивные способности. Кроме того, у дошкольников развивается способность к планированию работы по осуществлению замысла, к предвидению результата и достижению его. Работа с соленым тестом содействует развитию у дошкольников познавательного интереса, стимулирует к поиску новых действий, позволяет определять физические закономерности, усваивать представления об изменении веществ.

Лепка развивает не только художественные и творческие способности дошкольников. В процессе лепки и развития мелкой моторики пальцев рук, происходит совершенствование речи и мыслительных процессов. Кроме того, лепка оказывает положительное влияние на всю нервную систему в целом. Именно по этой причине возбудимым, шумным и активным дошкольникам часто советуют заниматься лепкой. Роль лепки из соленого теста сложно переоценить, в особенности в сфере интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста.

Лепка из теста оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, способствует психологической разрядке. Лепка из теста способствует расширению кругозора и словарного запаса, содействует развитию творческого мышления, формирует художественный вкус, способность к наблюдению за предметами и явлениями окружающего мира, воспитывает усидчивость, формирует трудовые умения и навыки, воспитывает аккуратность и терпение. Главной особенностью тестопластики является ее тесная взаимосвязь с игрой, поскольку именно она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Объемность созданной фигурки побуждает ребенка к осуществлению игровых действий с ней. В ходе занятий лепкой и обыгрывания сюжета дети чаще вступают в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми. Таким образом, занятия тестопластикой вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности проявления собственного отношения к увиденному или услышанному в пластическом виде изобразительного искусства.

Все эти исследования позволяют глубже понять, что занятия тестопластикой вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности проявления собственного отношения к увиденному или услышанному в пластическом виде изобразительного искусства. Система обучения дошкольников, которая ориентирована на развитие творческих способностей, должна предусматривать формирование у детей умения находить необычные пути и способы для создания художественного образа, которое возможно посредством тестопластики.

Развитие творческих способностей – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способно чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка его интеллектуальных и творческих задатков.

 

                          

 «Я понял одну нехитрую истину.

Она в том чтобы делать

так называемые чудеса

своими руками»

А. Грин

     Соленое тесто – хороший обучающий материал. Лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. 

В процессе лепки из соленого теста у детей повышается:

- сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

- развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.  

- способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления;

- развивает творческое воображение, мышление, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности;

- формирует умение планировать работу, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

      Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

       Каждый ребенок стремиться к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг.

   Сухомлинский говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

   Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.     Основным инструментом в лепке является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

    Искусство создания объемных и рельефных изделий из солёного теста называется тестопластикой. Соленое тесто очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.                                                              

   Поделки из теста – очень древняя традиция, но и сегодня         соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

    Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

 2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

 4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Сейчас я вас познакомлю с разминкой, которая не только разминает наши пальчики, но и доставляет большое удовольствие, настраивает на работу.

Разминка с соленым тестом.

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

    Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить близким людям. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Солёное тесто становится в последнее время всё более популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, так как в наши дни ценится всё эк...

Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

« Тестопластика, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Закирова Радина Надимовна  " Тестопластика,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Данная статья посвящена раскрытию творческих способностей дошко...

Статья «Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста».АННОТАЦИЯСодержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появи...

Консультация для родителей: «Роль природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является базой  для формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе и творческого развития. Развивать творческ...

Тема семинара: «Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является тестопластика – один из видов народно-прикладного искусства. Лепка из соленого теста одно из полезнейших занятий для ребен...