Программа кружка «Пластилинка» художественно-эстетического направления для детей старшей группы
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель: создание условий для формирования практических умений работы в технике
«пластилинография» и развитие у дошкольников художественно - творческих способностей средствами пластилинографии.
Задачи:
- Учить создавать выразительные образы посредством объёма и цвета, используя основные приемы пластилинографии
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
-.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Формировать изобразительные навыки
- Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «СОШ № 108» г. Улан - Удэ
Программа кружка «Пластилинка»
художественно-эстетического направления
для детей старшей группы
Составила: воспитатель Томилова О.Г.
2023-2024 учебный год.
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ученика, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности, творческого потенциала. Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей школьников.
Программа « Пластилиновое чудо » направлена на развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии. Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография . Ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! С помощью пластилина можно
“ оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и разочарования в себе. Основой программы « Пластилиновое чудо » является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: « графия »- создавать, изображать, а первая половина слова « пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи ». Вы практически « рисуете » пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития обучающегося. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования практических умений работы в технике
«пластилинография» и развитие у дошкольников художественно - творческих способностей средствами пластилинографии.
Задачи:
- Учить создавать выразительные образы посредством объёма и цвета, используя основные приемы пластилинографии
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
-.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Формировать изобразительные навыки
- Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых обучающимися вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою фантазию и воображение.
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина. Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.
Практическая значимость: занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, дошкольник не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
В ходе реализации программы, у детей предполагается формирование и развитие: Навыков совместной работы; Навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином; Умения владеть различными техническими приемами и способами лепки; Умения изготавливать из пластилина простейшие картины; Умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами; Познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности. Усидчивости, терпения, трудолюбия.
Сроки реализации Программы «Пластилиновое чудо » предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводится с подгруппой детей (10 человек)
Режим занятий Занятия проводятся 4 раза в месяц. Продолжительность занятия 25 минут в старшей группе. Занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время.
Формы работы: Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою работу) ; Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей). Методы и приёмы реализации программы Методы: Наглядные - наблюдение, показ, образец; Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение; Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином: Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками» ; Рисование мазками; Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ; Процарапывание по пластилину ; Вырезание отдельных картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами .
Предполагаемые результаты работы : У ребёнка развит интерес к творческой деятельности; Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии ; Мелкая моторика развита на достаточном уровне; Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Результативность программы : Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. У дошкольнтков развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с обучающимися по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У ребят воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта обучающегося. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у обучающихся развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ученику в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
2. Содержательный раздел.
Перспективный план кружковой работы «Волшебный пластилин»
№ | Тема | Цель |
1 | Сентябрь 1 занятие «Виноград» | Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение винограда, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, и сплющивать создавая виноградину, развивать мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре листа. |
2 | 2 занятие « Грибы на поляне» | Цель: Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. |
3 | Октябрь 1-2 занятие «Осень в лесу» | Цель: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать березу в осеннем убранстве, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику. Учить создавать композицию, развивать творчество. |
4 | 3 занятие «Фруктовый натюрморт» | Цель: закреплять умение изображать объемные фрукты, учить изображать блюдо (выкладывание силуэта по контору, используя прием раскатывания «колбасок», развивать творчество и самостоятельность, учить самостоятельно продумывать композицию на предложенную тему, подбирать цвета пластилина для работы, учить создавать коллективную композицию. |
5 | 4 занятие «Ягода Малина» | Цель: учить выполнять работу на картонной тарелке круглой формы, закреплять умение изображать ягоды, дополнять композицию сюжета, закреплять умение лепить «шарики», использовать знакомые приемы – отщипывание, размазывание, использовать в работе стеку. |
6 | Ноябрь 1 занятие «Петушок» | Цель: расширить представления детей о домашних птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством лепки. Научить детей изображать петуха, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). |
2 занятие «Совушка - сова» | Цель: расширить представления детей о лесных птицах, Закрепить у детей умение изображать сову, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Развивать творческие способности. | |
3 занятие «Павлин» | Цель: Закреплять представления детей о птицах. Закрепить у детей умения изображать павлина, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Использовать знакомые техники для достижения результата. | |
4 занятие «Зимний пейзаж» | Цель: Закрепить умение изображать зимнее дерево используя в работе пластилин холодных оттенков. Продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику. Учить создавать зимнее дерево | |
Декабрь 1 занятие «Снежинка» | Цель: Формировать умение скатывать пластилин в колбаски определенной длины. Учить создавать форму снежинки из готовых жгутиков, используя полученные навыки. Развивать внимание, мелкую моторику кисти рук. | |
2 занятие «Новогодняя игрушка» | Цель: Учить изображать елочные игрушку, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу деталями. Учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
3 занятие «Дед Мороз» | Цель: Формировать у детей умения применять в работе разные техники лепки, создавать образ Деда Мороза, передовая его характерные элементы. Развивать у детей эстетический вкус, желание выполнить свою работу красиво и аккуратно. | |
4 занятие «Новогодняя гостья» | Цель: Учить детей передавать в лепке образ новогодней елочки. Научить детей использовать стеку в работе для передачи текстуры хвои на ветках. Формировать умение украшать елочку по своему желание, используя разную технику и пластилин. | |
Январь 1- 2 занятие «Зимний теремок» | Цель: Научить детей выполнять заготовки по образцу, в правильной последовательности располагать детали бедующего теремка. Закрепить умение скатывать цилиндры, ровным слоем размазывать пластилин по поверхности, использовать в работе стеку. | |
3 занятие «Зимние узоры на окне» | Цель: Научить детей изображать зимний узор с помощью пластилина на картоне, используя технику пластилиновой живописи. Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении за зимней природой, рассматривании узоров на окне. | |
Февраль 1 занятие «Сосновая ветка с шишками» | Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскатывания, закреплять умение изображать ветку – ели и шишку, продолжать учить работать на заданном пространстве. Развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер. | |
2 занятие «Лыжник» | Цель: Учить детей передавать в работе фигуру человека в движении. Формировать умение соблюдать пропорцию, подбирать цветовую гамму для передачи образа. Развивать эстетический вкус у ребенка. | |
3 занятие «Зайка попрыгайка» | Цель: Расширить представления детей о диких животных, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством лепки. Научить детей изображать зайца, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, ушей, хвоста, характерную окраску). | |
4 занятие «Вкусное мороженное» | Цель: Формировать у детей умение раскатывать пластилин, в тонкий пласт, используя скалку. Делать насечки придавая пластилину нужную текстуру. Развивать у детей видение, художественное творчество. | |
Март 1 занятие «Цветы для мамы» | Цель: Учит детей создавать цветы, из пластилина применяя в работе разные техники лепки. Формировать умение подбирать цветовую гамму для красочности и эффекта. Вызвать у детей желание создать красивую работу в подарок самому близкому человеку. Развивать у детей творческие способности, фантазию. | |
2-3 занятие «Мамин завтрак» | Цель: Закрепить у детей умение создавать небольшой натюрморт, передовая образ предмета при помощи пластилина. Уточнить у детей знания о понятии натюрморт. Развивать умение работать аккуратно, передавать задуманный сюжет в работе. Воспитывать интерес к лепке. | |
4 занятие «Пирожное» | Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскатывания, закреплять умение изображать ветку – ели и шишку, продолжать учить работать на заданном пространстве. Развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер. | |
Апрель 1занятие «Ветка сирени» | Цель: Закреплять умение изображать объемные цветы. Учить. изображать цветы используя технику мелихиори, создавать ветку (выкладывание силуэта по контору, используя прием раскатывания «колбасок», развивать творчество и самостоятельность, учить самостоятельно располагать цветы, подбирать цвета пластилина для создания цветов сирени. | |
2-3 занятие «Космос» | Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками- иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе с пластилином . | |
4 занятие «Рыбка плавает в пруду» | Цель: учить изображать рыбок с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
Май 1 занятие «Гвоздики» | Цель: Побуждать детей к изготовлению открытки для ветеранов. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | |
2 занятие «Аисты на крыши» | Цель: Расширить представления детей о птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством лепки. Научить детей изображать аистят, передавать особенности внешнего вида (строение туловища, форму головы, ушей, хвоста, характерную окраску). Учить составлять образ из заготовок, дополняя отдельными деталями. | |
3 занятие «Курочка наседка» | Цель: Формировать у детей умения применять в работе разные техники лепки, создавать образ Курицы, передовая ее характерные элемент перья используя прием налеп. Развивать у детей эстетический вкус, желание выполнить свою работу красиво и аккуратно. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(аппликация) для детей старшей группы «Винни-Пух»
художественное развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. Тема: «Зимняя берёза»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)для детей старшей группы с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ори...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей старшей группы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей старшей группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) для детей старшей группы с ЗПР Тема: «Друзья для Цыпленка»
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) для детей старшей группы с ЗПР с использованием технологии «обры...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) для детей старшей группы на тему «Воздушный шар»
Целью данной работы является закреплние умения детей рисовать акварелью.Задачи:Образовательные:Закреплять умение детей набирать густо акварель на кисть, промакивать кисть на салфеткеСпособствовать акт...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «ИЗОНИТЬ» для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию "Изонить" для детей 5-7 лет...

