МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Пластилинография и объёмная лепка: раскрываем творческий потенциал старших дошкольников»
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Анна Александровна Чушкина
 
Этот мастер-класс поможет педагогам превратить традиционную лепку из рутинного занятия в захватывающий творческий процесс для старших дошкольников. Участники освоят две ключевые техники: создание картин из пластилина (пластилинография) и лепку прочных, динамичных фигур с использованием каркаса. В результате вы получите практические инструменты для проведения ярких, полезных и соответствующих возрасту занятий, которые раскроют потенциал каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Пластилинография и объёмная лепка: раскрываем творческий потенциал старших дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с современными приёмами работы с пластилином для развития творческих, познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование:

Для педагогов: пластилин разных видов (обычный, восковой, шариковый), стеки, доски для лепки, картон (белый и цветной), крышечки, пуговицы, бусины, природные материалы (шишки, веточки), зубочистки.

Наглядный материал: образцы работ в техниках пластилинографии и объёмной лепки, презентация или фотографии с этапами работы, готовые композиции.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть (Теоретическая)

«Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что лепка – это не только увлекательный, но и чрезвычайно полезный вид деятельности для дошкольников. Она развивает мелкую моторику, что напрямую связано с речью и мышлением, сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление.

Однако в старшей группе мы часто сталкиваемся с тем, что традиционная лепка «колобка» и «столбика» уже не так интересна детям. Их возможности выросли, а значит, пора предлагать им новые, более сложные и интересные техники. Сегодня мы рассмотрим две из них: пластилинографию и сложную объёмную лепку с использованием каркаса и дополнительных материалов».

2. Практическая часть. Станция первая: «Волшебная пластилинография»

Суть техники: Создание лепной картины на плоскости.

Задание для педагогов: Создание мини-картины «Ветка рябины» или «Совушка» в технике пластилинографии.

Этапы работы:

1.  Нанесение эскиза: Легкими штрихами наносим контур рисунка на картон.

2.  Приём «размазывание»: Показываем, как небольшой кусочек пластилина можно размазывать пальцем, заполняя фон или крупные детали. Важно: слой должен быть тонким, чтобы работа не деформировалась.

3.  Приём «скатывание»: Скатываем маленькие шарики для ягод рябины или перьев совы. Аккуратно прикрепляем их к основе, слегка прижимая.

4.  Приём «жгутики»: Раскатываем тонкие жгутики для веточек, стеблей или контуров. Это отлично тренирует мышечную силу пальцев и точность движений.

5.  Детализация: Используем стеки для прорисовки прожилок на листьях, текстуры перьев. Можно добавить бусины для глаз.

Акцент для коллег: Эта техника идеальна для тематических занятий («Космос», «Осень», «Подводный мир»), так как позволяет сочетать изобразительную деятельность с лепкой.

3. Практическая часть. Станция вторая: «Объёмный мир. От скульптуры к конструкции»

Суть техники: Создание сложных, часто составных фигур с использованием каркаса для устойчивости.

Задание для педагогов: Создание фигурки «Жираф» или «Динозавр» на каркасе.

Этапы работы:

1.  Создание каркаса: Берём зубочистку или проволоку в мягкой обмотке. Это наш «скелет». Он придаст фигурке прочность и позволит придать ей динамичную позу (жираф тянется к листьям, динозавр шагает).

2.  Формирование туловища и конечностей: На каркас постепенно наращиваем пластилин, формируя основные части тела. Убираем лишнее стекой.

3.  Текстурирование: Показываем, как с помощью стеки, зубочистки или штампов (например, колпачка от ручки) можно создать фактуру шерсти, кожи, чешуи.

4.  Соединение деталей: Важно научить детей не просто прилеплять, а тщательно «примазывать» детали друг к другу, чтобы они не отвалились.

5.  Дополнение декораторами: Используем бусины для глаз, веточки для рогов, кусочки фетра для ушей. Это делает поделку выразительной.

Акцент для коллег: Эта техника учит детей планированию: сначала думаем о каркасе, потом создаём форму. Она отлично интегрируется с темой «Животные разных континентов».

4. Рефлексия и обмен опытом

Вопрос для обсуждения:

«Какие темы из нашей образовательной программы вы могли бы реализовать с помощью этих техник?»

Советы:

* Безотходное производство: Остатки пластилина разных цветов можно смешать в шар «мрамор» — он красиво смотрится в пластилинографии.

* Исправление ошибок: Не бойтесь! Пластилин – материал прощающий. Неудачную деталь можно легко снять стекой и переделать.

* Работа с вдохновением: Всегда показывайте детям качественные образцы, репродукции картин, фотографии животных. Это формирует художественный вкус.

5. Заключение

«Уважаемые коллеги, сегодня мы на собственном опыте убедились, что пластилин – это безграничная творческая среда. Выходя за рамки простых поделок, мы помогаем детям не просто лепить, а мыслить, творить и воплощать свои замыслы. Давайте дарить нашим воспитанникам радость настоящего творчества! Спасибо за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает ку...

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

"Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами дизайн - деятельности "

В статье раскрывается  значение дизайн - деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников

Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников...