МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Пластилинография и объёмная лепка: раскрываем творческий потенциал старших дошкольников»
учебно-методический материал по аппликации, лепке
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Пластилинография и объёмная лепка: раскрываем творческий потенциал старших дошкольников»
Цель: Познакомить педагогов с современными приёмами работы с пластилином для развития творческих, познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование:
Для педагогов: пластилин разных видов (обычный, восковой, шариковый), стеки, доски для лепки, картон (белый и цветной), крышечки, пуговицы, бусины, природные материалы (шишки, веточки), зубочистки.
Наглядный материал: образцы работ в техниках пластилинографии и объёмной лепки, презентация или фотографии с этапами работы, готовые композиции.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть (Теоретическая)
«Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что лепка – это не только увлекательный, но и чрезвычайно полезный вид деятельности для дошкольников. Она развивает мелкую моторику, что напрямую связано с речью и мышлением, сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление.
Однако в старшей группе мы часто сталкиваемся с тем, что традиционная лепка «колобка» и «столбика» уже не так интересна детям. Их возможности выросли, а значит, пора предлагать им новые, более сложные и интересные техники. Сегодня мы рассмотрим две из них: пластилинографию и сложную объёмную лепку с использованием каркаса и дополнительных материалов».
2. Практическая часть. Станция первая: «Волшебная пластилинография»
Суть техники: Создание лепной картины на плоскости.
Задание для педагогов: Создание мини-картины «Ветка рябины» или «Совушка» в технике пластилинографии.
Этапы работы:
1. Нанесение эскиза: Легкими штрихами наносим контур рисунка на картон.
2. Приём «размазывание»: Показываем, как небольшой кусочек пластилина можно размазывать пальцем, заполняя фон или крупные детали. Важно: слой должен быть тонким, чтобы работа не деформировалась.
3. Приём «скатывание»: Скатываем маленькие шарики для ягод рябины или перьев совы. Аккуратно прикрепляем их к основе, слегка прижимая.
4. Приём «жгутики»: Раскатываем тонкие жгутики для веточек, стеблей или контуров. Это отлично тренирует мышечную силу пальцев и точность движений.
5. Детализация: Используем стеки для прорисовки прожилок на листьях, текстуры перьев. Можно добавить бусины для глаз.
Акцент для коллег: Эта техника идеальна для тематических занятий («Космос», «Осень», «Подводный мир»), так как позволяет сочетать изобразительную деятельность с лепкой.
3. Практическая часть. Станция вторая: «Объёмный мир. От скульптуры к конструкции»
Суть техники: Создание сложных, часто составных фигур с использованием каркаса для устойчивости.
Задание для педагогов: Создание фигурки «Жираф» или «Динозавр» на каркасе.
Этапы работы:
1. Создание каркаса: Берём зубочистку или проволоку в мягкой обмотке. Это наш «скелет». Он придаст фигурке прочность и позволит придать ей динамичную позу (жираф тянется к листьям, динозавр шагает).
2. Формирование туловища и конечностей: На каркас постепенно наращиваем пластилин, формируя основные части тела. Убираем лишнее стекой.
3. Текстурирование: Показываем, как с помощью стеки, зубочистки или штампов (например, колпачка от ручки) можно создать фактуру шерсти, кожи, чешуи.
4. Соединение деталей: Важно научить детей не просто прилеплять, а тщательно «примазывать» детали друг к другу, чтобы они не отвалились.
5. Дополнение декораторами: Используем бусины для глаз, веточки для рогов, кусочки фетра для ушей. Это делает поделку выразительной.
Акцент для коллег: Эта техника учит детей планированию: сначала думаем о каркасе, потом создаём форму. Она отлично интегрируется с темой «Животные разных континентов».
4. Рефлексия и обмен опытом
Вопрос для обсуждения:
«Какие темы из нашей образовательной программы вы могли бы реализовать с помощью этих техник?»
Советы:
* Безотходное производство: Остатки пластилина разных цветов можно смешать в шар «мрамор» — он красиво смотрится в пластилинографии.
* Исправление ошибок: Не бойтесь! Пластилин – материал прощающий. Неудачную деталь можно легко снять стекой и переделать.
* Работа с вдохновением: Всегда показывайте детям качественные образцы, репродукции картин, фотографии животных. Это формирует художественный вкус.
5. Заключение
«Уважаемые коллеги, сегодня мы на собственном опыте убедились, что пластилин – это безграничная творческая среда. Выходя за рамки простых поделок, мы помогаем детям не просто лепить, а мыслить, творить и воплощать свои замыслы. Давайте дарить нашим воспитанникам радость настоящего творчества! Спасибо за участие!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Развитие художнно-творческих способностей детей...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает ку...

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»
Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....
Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

"Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами дизайн - деятельности "
В статье раскрывается значение дизайн - деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников
Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников...
