Технологическая карта интегрированного занятия на тему "Подводный мир" для старшей группы (5–6 лет)
материал по окружающему миру (старшая группа)

Абросимова Елена Анваровна

В данном занятии вы проведёте с детьми исследовательскую деятельность, вспомните названия животных и создадите с детьми панно на тему занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия для старшей группы (5–6 лет)

ФИО студента: Абросимова Елена Анваровна

Образовательной области: Речевое развитие

Тема занятия: «Подводный мир»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: расширить знания об обитателях подводного мира.

Задачи занятия (воспитательная, обучающая, развивающая):

  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в группе, слушать и выполнять инструкцию;
  • развивающие: развивать творческие способности, мелкую моторику, зрительное восприятие, связную речь; формировать элементарное исследовательское мышление;
  • образовательные: расширить представления о подводном мире, его обитателях, среде обитания; познакомить с основными морскими животными (рыбы, кораллы, медузы, морские звёзды, крабы).

Дополнительные задачи (по продуктивной деятельности: техническая и изобразительная; по дидактической игре: дидактическая задача и игровая задача):

  • познакомить с особенностями жизни морских обитателей (дыхание, передвижение, окраска, питание);
  • научить различать «водные» и «наземные» признаки у животных;
  • провести эксперимент «Почему рыбы не тонут» (наглядно объяснить плавучесть);
  • создать совместную аппликацию/панно «Подводный пейзаж»;
  • развить коммуникативные навыки через обсуждение и игровую деятельность.

Словарная работа:

Планируемый результат занятия: расширение и закрепление ранее имеющейся информации об обитателях подводного мира.

Подготовительная работа:

  • изучение изображений подводных обитателей и прибрежной зоны;
  • дидактические игры по жителям подводного мира и прибрежной зоны.

Материалы и оборудование:

  • наглядный материал: карточки с изображениями морских обитателей и растений, плакаты/проектор с фото подводного мира;
  • контейнер с водой (аквариум или прозрачный пластиковый тазик);
  • простейшие материалы для опыта: пластиковые фигурки рыб/камешки/пробки/пластиковые ложки/пенопластовые шарики;
  • бумага цветная, картон, клей-карандаш, ножницы (детские), цветные мелки/фломастеры, декоративные элементы (блёстки, мишура), салфетки;
  • формы для штампов (кусочки губки, картофельные штампы в форме рыбки/морской звезды);
  • защитные накидки/фартуки, влажные салфетки, мусорный пакет;
  • музыкальное сопровождение: спокойная звуковая дорожка с шумом моря;
  • карточки заданий для станций (при необходимости).

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап.

Настроить детей на занятие, создать доброжелательную атмосферу; проверить готовность материалов и рассадить детей.

Приветствие, настрой: воспитатель приветствует детей, проверяет готовность к занятию, кратко сообщает тему: «Сегодня мы отправимся в путешествие в подводный мир!»

Беседа.

Слушают приветствие.

Все дети готовы к занятию, воспитатель зафиксировал общее внимание и мотивацию к работе.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Пробудить интерес к теме «Подводный мир», активизировать словарь по теме, сформулировать цель занятия в доступной форме.

Показ иллюстраций/слайда с подводным миром под звуки моря. Вопросы-вводы: «Кто живёт в море? Чем отличаются морские животные от наземных? Почему вода солёная? Как вы думаете, как рыбы дышат под водой?» Краткие ответы детей; воспитатель фиксирует ключевые идеи.

Беседа.

Прослушивают короткий рассказ/визуальное пособие про океан, отвечают на наводящие вопросы, называют знакомых морских обитателей, показывают эмоции (радость, удивление).

Дети демонстрируют интерес к теме, называют 2–3 морских обитателя, принимают тему занятия и готовы участвовать.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Расширить представления о местах обитания морских животных; развивать умение соотносить животное и среду обитания; формировать логическое мышление и умение работать в паре/группе.

Рассказ воспитателя с показом карточек: рыба, медуза, дельфин, краб, морская звезда, коралл, водоросли. Краткие характеристики (форма тела, чем питаются, где живут).

Дидактическая игра «Кто и где живёт?»: дети по очереди прикрепляют карточки с животными на большой плакат «Море» (внутри воды) или «Пляж/берег» (на поверхности).

Беседа, дидактическая игра.

Рассматривают карточки с животными и средами (песок, коралловый риф, глубина), группируют карточки по месту обитания, играют в «Кто и где живёт?» — размещают фигурки на макете/коврике.

Дети правильно распределяют животных по средам (не менее 70% корректных соответствий у группы), аргументируют свой выбор простыми фразами, проявляют готовность к совместной работе.

Познакомить с понятием плавучести и ролью плавательного пузыря в упрощённой форме; развивать наблюдательность и умение делать простые выводы.

Рассказ воспитателя с показом карточек: рыба, медуза, дельфин, краб, морская звезда, коралл, водоросли. Краткие характеристики (форма тела, чем питаются, где живут).

Беседа, экспериментирование.

Ставят эксперимент с разными предметами (плотные/легкие, пустые/заполненные), наблюдают что тонет, что всплывает; воспитатель демонстрирует модель «плавательного пузыря» (например, баллончик/шарик) и просит детей предсказать результаты.

Дети участвуют в эксперименте, отмечают и проговаривают наблюдения («всплыло», «утонуло»), хотя бы один ребёнок формулирует простое объяснение почему некоторые предметы не тонут.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Развивать мелкую моторику, творческое воображение и умение работать коллективно; закрепить знакомые обитатели подводного мира через творчество.

Группа делится на 3–4 мини-команды (по 4–5 детей). Каждой команде — задание: сделать определённый элемент панно (рыбы, водоросли, кораллы, морские звёзды/медузы). Материалы на каждую группу: картонное основание (часть общей композиции) или один большой лист, цветная бумага, клей, ножницы, штампы. Ход: дети вырезают/штампуют фигурки, декорируют, наклеивают на фон. Воспитатель помогает с ножницами и безопасностью. По окончании — объединение частей в общее панно, краткая презентация каждой команды: «Что мы сделали и кто изображён».

Аппликация, беседа.

Выбирают заготовки животных, вырезают/наклеивают/раскрашивают элементы панно, договариваются о расположении элементов, помогают друг другу.

Готово коллективное панно с изображением подводного пейзажа; большинство детей внесли свой вклад (наклеили элемент или раскрасили), развиты навыки аккуратной работы с клеем и ножницами.

3.

Заключительный этап

Закрепить усвоенное, дать обратную связь, провести рефлексию в форме доступной детям и предложить небольшое домашнее задание для семьи.

Вопросы: «Что нового вы узнали о морских животных? Какие животные вам понравились? Почему важно беречь моря?»

Дидактическая игра: «Назови и покажи» — воспитатель называет животное, дети показывают его жестом или шумом (например, волнистое движение рук — медуза).

Итоговые выводы воспитателя: повторить основные факты простыми предложениями.

Беседа. Дидактическая игра.

Называют, что запомнили (названия животных, что тонет/всплывает), выражают эмоции по поводу занятия, получают листок с заданием для дома (например, рассказать родителям про одно морское животное или нарисовать любимую рыбу).

Дети формулируют 1–2 ключевые факта по теме, воспитатель фиксирует достижение критериев; родители получают информационное задание для продолжения темы дома (просмотреть совместно с ребёнком фильм/мультфильм на тему занятия).

Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

«Подводный мир»

Цель интегрированного занятия

Расширить знания об обитателях подводного мира.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

Выслушать информацию от ребёнка по пройденному материалу. Просмотреть совместно с ребёнком фильм/мультфильм на тему занятия.

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

Совместный просмотр медиафильма.

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОУ по теме интегрированного занятия

Обсуждение фотографии панно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»

Технологическая карта  интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»...

Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Знакомство с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство».

Интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы, по ознакомлению с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство». В ходе занятия дети знакомятся с хлопком, узнают о ег...

Технологическая карта интегрированного занятия «Дорога в школу» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «А», представленная на конкурс «Творческая гостиная с одарёнными детьми"

Сегодня все большее внимание уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаре...

Технологическая карта интегрированного занятия НОД с детьми средней группы «Делаем копилку»

Технологическая карта интегрированного занятия НОД с детьми средней группы «Делаем копилку» ФИО участника: Захарова Анастасия Сергеевна Тема занятия:«Делаем копилку»...

Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группы

Технологическая карта занятияОбразовательная область: речевое развитие, познавательное развитиеТема занятия: Драгунский В.Ю. «Друг детства»Возрастная группа: подготовительная к школе...

Технологическая карта интегрированного занятия по ПДД в старшей группе

ФИО воспитателя: Кошевая Т.А.Образовательная(ые) область(и): художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитиеТема занятия: «Правила дорожные знать ка...