Жанровая пластилинография
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа создана для ознакомления детей с основными жанрами искусства и для укрепления и развития мелкой моторики рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№112 г. Липецка
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педсовета № ___ Заведующая ДОУ № 112 г. Липецка
от «____»____________20___г. _____________О.А.Шацких
Председатель_____О.А.Шацких «____»___________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Жанровая пластилинография»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 96 академических часов
Стартовый уровень
Составитель программы:
Щетинина Людмила Владимировна
г. Липецк, 2025 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Раздел | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1. | Пояснительная записка | 3 |
Концепция программы | 3 | |
Цель и задачи программы | 5 | |
Характеристика программы | 6 | |
Организационно-педагогические основы обучения | 6 | |
Ожидаемые результаты и способы их проверки | 7 | |
2. | Учебно-тематический план | 8 |
II. | Организационный раздел | |
Методическое обеспечение программы | ||
Материально-техническое обеспечение программы | 36 | |
Кадровое обеспечение программы | 36 | |
Информационное обеспечение программы | 37 | |
Организационное обеспечение программы | 37 | |
Нормативно-правовое обеспечение программы | 37 | |
Мониторинг образовательных результатов | 38 | |
Список литературы | 38 | |
Для педагога | 39 | |
Для обучающихся | 40 | |
Для родителей | 40 | |
Интернет- ресурсы | 41 | |
Лист регистрации изменений | 41 | |
Приложение | 41 | |
Приложение 1 | 42 | |
Приложение 2 | 43 | |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы
Направленность дополнительной образовательной программы «Жанровая пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной. (Порядок 1008, п.9).
Новизна
данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и ознакомлению с живописью. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинография. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических ,психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова ,игровых методов и приемов позволит достичь успехов в формировании у детей интереса к искусству, изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Актуальность
заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, развитию желания познавать искусство во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие детского творчества в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, развитие интереса детей к изобразительной деятельности играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Педагогическая целесообразность
- Содержание педагогической работы построено на основе решения не только практических, но и воспитательно-образовательных задач, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу « от простого к сложному».
- Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная координация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.
- Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Программа «Жанровая пластилинография» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Она предполагает проведение 2 занятий в неделю продолжительностью 25 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с сентября по август. Общее количество занятий в год – 96. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации программы один год.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
1) продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства;
2)формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
3) в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже) ,установление сходства и различия предметов и их частей. Выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
4) закреплять у детей знание об основных формах предметов и объектов природы.
Развивающие: 1) продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе.
2) развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
3) продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности
4)развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
5)обогащать у детей сенсорный опыт, развивать органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Воспитательные:
1) формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с
различными видами искусства духовно-нравственного содержания.
2) формировать бережное отношение к произведениям искусства.
3) продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных
традиций своего народа через творческую деятельность.
4) поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения
искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность,
инициативность, индивидуальность, творчество.
5) развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту
окружающего мира.
Характеристика программы
Связь с другими программами по данному направлению
Наряду с ранее разработанными программами социально-гуманитарной направленности авт. Колесниковой Е.В., Новиковой В.Н., Сычёвой Г.Е., Смоленцевой А.А., данная программа не противоречит им. Она решает те же задачи, но через комплекс дидактических игр и упражнений посредством организации проблемно-игровой деятельности.
Отличительные особенности программы
Жанровая пластилинография требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
#1054;рганизационно-педагогические основы обучения
Особенности обучающихся
Возраст обучающихся – 5-6лет. Предварительная подготовка детей не требуется.
Условия приёма и система набора
Для освоения программы «Жанровая пластилинография» набор детей производится по запросу родителей из общеразвивающих групп дошкольного возраста (от 6 до 12 человек). Работа ведется с группой детей. В группу принимаются все желающие. Дополнительный набор на вакантные места осуществляется до 1 октября.
Сроки реализации программы
Для решения поставленных задач согласно возрасту детей составлен перспективный план, реализация которого рассчитана на один год – 96 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академ. часу, в месяц планируется 8занятий. Каждое занятие включает 23 минут учебного времени и 2 минуты обязательного перерыва в соответствии с требованиями СП
Формы и режим занятий
Форма проведения – групповая. Режим занятий соответствует утвержденному графику проведения занятий: вторая половина дня – вторник, четверг.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Планируемые результаты:
1)Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных видах художественной деятельности.
2)Позитивное отношение к самому себе, ответственность за начатое дело.
3)Сформирован интерес к искусству.
4)Хорошее владение изобразительными навыками пластилтнографии.
5)Развита мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.
6)Развиты тонко координированные движения руки, мелкая мускулатура пальцев.
7)Развиты слухо - зрительно-моторные функции.
8)Развиты психические процессы: внимания, памяти, мышления, воображения.
9)Сформирован навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Мониторинг образовательных результатов
Способом проверки достижения планируемых результатов является контроль. По программе предусмотрен следующий вид контроля: входящий, текущий (декабрь, 2 неделя, 2 занятие) и итоговый. Формы контроля: контрольные диагностические упражнения, открытое занятие.
2. Учебно-тематический план
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Входящий |
Диагностическое занятие | 1 | 0 | 1 | Текущий | |
Пластилинография | 91 | 0 | 91 | Текущий | |
Открытое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | - | |
Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Итоговый | |
ИТОГО | 96 | 1,5 | 94,5 | ||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение программы
Используемые методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- игровой;
- деятельностный.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической составляющей, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению пластилинографии основывается на принципах дидактики :систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество освоения программы зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Данная программа является модифицированной. В ее основе методики Помораевой И.А., Позиной В.А., технология Н.Б. Буракова «Интеллектуальный тренинг дошкольников», программы Михайлиной З.А., Столяра А.А. и классической программы по ФЭМП Л.С. Метлиной, а также дидактические игры по технологии В.В. Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.
Мониторинговое исследование проводится на основе авторской разработки.
Формы работы:
- игры с индивидуальными и групповыми заданиями;
- работа с наглядным материалом, с раздаточным и демонстрационным материалом;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- экспериментирование.
Каждое занятие (кроме диагностических) включает теоретическую часть и практическую. С теорией дети знакомятся через объяснение педагога, наглядного материала. В практической части дети занимаются с раздаточным материалом. Диагностические занятия включают тестовые упражнения, которые проводятся в мини-группах.
Материально-техническое обеспечение программы
Программа «Жанровая пластилинография» реализуется в методическом кабинете учебного здания, в котором соблюдаются требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования (имеются соответствующие заключения). Помещение оборудовано необходимым количеством столов и стульев с учетом роста детей и требований СП . Имеется учебная доска с подсветкой. На занятиях используется:
- ноутбук, проектор, цветной принтер;
- индивидуальные раздаточные наборы ;
- наглядный и раздаточный материал;
Дети получают задания на листах. Канцелярские принадлежности на каждого ребенка: бумага, карандаши, картон,пластилин,стеки, салфетки.
Кадровое обеспечение программы
Реализовывать дополнительную общеразвивающую программу может лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
Информационное обеспечение программы
Информирование заинтересованных лиц о программе, руководителе услуги происходит на сайте ДОУ в разделе «Платные услуги», а также на стенде ДОУ (в музыкальном зале). Ежемесячно родители получают информацию в информационных центрах группы, через рекламные листовки.
Взаимодействие с заказчиками услуг по ее реализации проходит через личные встречи, телефон, электронную почту, чат.
#1054;рганизационное обеспечение программы
С законными представителями обучающего заключается Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам в двустороннем порядке.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана с учетом законодательной базы:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Распоряжение Правительства РФ от № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
-Указ Президента РФ от № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».
Мониторинг образовательных результатов
Мониторинг освоения программы осуществляется в виде входящего, текущего и итогового контроля.
Формой входящего и итогового контроля является выполнение контрольных упражнений. Проводится в мини-группеи оценивается по актуальному уровню достижения планируемых результатов. Диагностика включает качественные и количественные показатели. На каждого ребенка ведётся карта личного развития ребёнка. Диагностические материалы и бланки карт личного развития ребенка в Приложении 1, Приложении 2. Также в программе предусмотрено открытое занятие
Список литературы
Для педагога:
1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн, пластилинография. М.: Издательство Скрикторий 2003.
2. Костарева Л.А. Новые уроки для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2021.
3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера» 2013.
4. Морозова О. А. Волшебный пластилин . Москва «Мозаика синтез», 2005.
5. Немешаева Е.А. Разноцветные ладошки .Москва Айрис пресс. 2013.
6. Петрова Н.М. Объемная аппликация. Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002.
7. Петрова Н.М. Волшебные полоски. Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002.
8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Кристалл», 2000
9. Сыропятова Г.А. Графические диктанты.Екатеринбург ООО «Издательский Дом Литера» ,2019.
Для обучающихся
Костарева Л.А. Увлекательно готовимся к школе ,новые уроки для дошкольников, 2020.
Для родителей:
1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги, Академия холдинг. 2014.
2. Берсенева А.А. Мастерим чудеса, поделки для малышей. ООО Издательство «Питер». 2011.
3. Майорова Ю.А. Поделки из соленого теста и пластилина ООО Издательство «Доброе слово», 2011
Интернет- ресурсы:
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
БЛАНК КАРТЫ ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Возраст ____________________________________________________
Начало занятий по программе______________________________________
Дата итогового занятия________________________________________
Сводная таблица результатов
Вид контроля/ раздел программы | Дата контроля | Качественный показатель | Колич. показатель | УРОВЕНЬ | ||
Входящий | Тонкая моторика,умение работать по образцу | |||||
Моторная координация и ловкость | ||||||
Графический диктант | ||||||
Штриховка | ||||||
Текущий | Графический диктант | |||||
Штриховка | ||||||
Итоговый | Тонкая моторика,умение работать по образцу | |||||
Моторная координация и ловкость | ||||||
Графический диктант | ||||||
Штриховка | ||||||
Программа освоена ________________________уровне. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» ...

Развлекательно-познавательный КВН по жанровой живописи
Программное содержание:1. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.2. Расширять знания детей о видах и жанрах изо...

Конспект занятия в средней группе «Жанровая живопись. Семья»
Конспект занятия по проектной деятельности "Мир искусств" в средней группе «Жанровая живопись. Семья»...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с жанровой живописью (бытовой жанр) "Наши праздники"
Путешествие по жанрам живописи. Знакомство с бытовым жанром....

Проект "Знакомство с жанровой живописью"
Паспорт проекта и проект "Знакомство с жанровой живописью" ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Жанровая съемка. Спортивная съемка»
Способствуем познавательному развитию детей....
