Жанровая пластилинография
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Программа создана для ознакомления детей с основными жанрами искусства и для укрепления и развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики рук65.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№112 г. Липецка

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол педсовета № ___ Заведующая ДОУ № 112 г. Липецка

от «____»____________20___г. _____________О.А.Шацких

Председатель_____О.А.Шацких «____»___________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Жанровая пластилинография»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 96 академических часов

Стартовый уровень

Составитель программы:

Щетинина Людмила Владимировна

г. Липецк, 2025 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

Раздел

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка

3

Концепция программы

3

Цель и задачи программы

5

Характеристика программы

6

Организационно-педагогические основы обучения

6

Ожидаемые результаты и способы их проверки

7

2.

Учебно-тематический план

8

II.

Организационный раздел

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы

36

Кадровое обеспечение программы

36

Информационное обеспечение программы

37

Организационное обеспечение программы

37

Нормативно-правовое обеспечение программы

37

Мониторинг образовательных результатов

38

Список литературы

38

Для педагога

39

Для обучающихся

40

Для родителей

40

Интернет- ресурсы

41

Лист регистрации изменений

41

Приложение

41

Приложение 1

42

Приложение 2

43

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы

Направленность дополнительной образовательной программы «Жанровая пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной. (Порядок 1008, п.9).

Новизна

данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и ознакомлению с живописью. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинография. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических ,психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова ,игровых методов и приемов позволит достичь успехов в формировании у детей интереса к искусству, изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Актуальность

заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, развитию желания познавать искусство во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие детского творчества в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, развитие интереса детей к изобразительной деятельности играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Педагогическая целесообразность

  • Содержание педагогической работы построено на основе решения не только практических, но и воспитательно-образовательных задач, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу « от простого к сложному».
  • Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная координация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.
  • Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Программа «Жанровая пластилинография» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Она предполагает проведение 2 занятий в неделю продолжительностью 25 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с сентября по август. Общее количество занятий в год – 96. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации программы один год.

Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

1) продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства;

2)формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

3) в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже) ,установление сходства и различия предметов и их частей. Выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

4) закреплять у детей знание об основных формах предметов и объектов природы.

Развивающие: 1) продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе.

2) развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

3) продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности

4)развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

5)обогащать у детей сенсорный опыт, развивать органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Воспитательные:

1) формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с

различными видами искусства духовно-нравственного содержания.

2) формировать бережное отношение к произведениям искусства.

3) продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных

традиций своего народа через творческую деятельность.

4) поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения

искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность,

инициативность, индивидуальность, творчество.

5) развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту

окружающего мира.

Характеристика программы

Связь с другими программами по данному направлению

Наряду с ранее разработанными программами социально-гуманитарной направленности авт. Колесниковой Е.В., Новиковой В.Н., Сычёвой Г.Е., Смоленцевой А.А., данная программа не противоречит им. Она решает те же задачи, но через комплекс дидактических игр и упражнений посредством организации проблемно-игровой деятельности.

Отличительные особенности программы

Жанровая пластилинография требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

#1054;рганизационно-педагогические основы обучения

Особенности обучающихся

Возраст обучающихся – 5-6лет. Предварительная подготовка детей не требуется.

Условия приёма и система набора

Для освоения программы «Жанровая пластилинография» набор детей производится по запросу родителей из общеразвивающих групп дошкольного возраста (от 6 до 12 человек). Работа ведется с группой детей. В группу принимаются все желающие. Дополнительный набор на вакантные места осуществляется до 1 октября.

Сроки реализации программы

Для решения поставленных задач согласно возрасту детей составлен перспективный план, реализация которого рассчитана на один год – 96 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академ. часу, в месяц планируется 8занятий. Каждое занятие включает 23 минут учебного времени и 2 минуты обязательного перерыва в соответствии с требованиями СП

Формы и режим занятий

Форма проведения – групповая. Режим занятий соответствует утвержденному графику проведения занятий: вторая половина дня – вторник, четверг.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Планируемые результаты:

1)Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных видах художественной деятельности.

2)Позитивное отношение к самому себе, ответственность за начатое дело.

3)Сформирован интерес к искусству.

4)Хорошее владение изобразительными навыками пластилтнографии.

5)Развита мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.

6)Развиты тонко координированные движения руки, мелкая мускулатура пальцев.

7)Развиты слухо - зрительно-моторные функции.

8)Развиты психические процессы: внимания, памяти, мышления, воображения.

9)Сформирован навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Мониторинг образовательных результатов

Способом проверки достижения планируемых результатов является контроль. По программе предусмотрен следующий вид контроля: входящий, текущий (декабрь, 2 неделя, 2 занятие) и итоговый. Формы контроля: контрольные диагностические упражнения, открытое занятие.

2. Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Входящий

Диагностическое занятие

1

0

1

Текущий

Пластилинография

91

0

91

Текущий

Открытое занятие

1

0,5

0,5

-

Итоговое занятие

1

0

1

Итоговый

ИТОГО

96

1,5

94,5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение программы

Используемые методы:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- игровой;

- деятельностный.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической составляющей, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению пластилинографии основывается на принципах дидактики :систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество освоения программы зависит от:

- грамотного методического руководства со стороны взрослых;

- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);

- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Данная программа является модифицированной. В ее основе методики Помораевой И.А., Позиной В.А., технология Н.Б. Буракова «Интеллектуальный тренинг дошкольников», программы Михайлиной З.А., Столяра А.А. и классической программы по ФЭМП Л.С. Метлиной, а также дидактические игры по технологии В.В. Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Мониторинговое исследование проводится на основе авторской разработки.

Формы работы:

- игры с индивидуальными и групповыми заданиями;

- работа с наглядным материалом, с раздаточным и демонстрационным материалом;

- практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- экспериментирование.

Каждое занятие (кроме диагностических) включает теоретическую часть и практическую. С теорией дети знакомятся через объяснение педагога, наглядного материала. В практической части дети занимаются с раздаточным материалом. Диагностические занятия включают тестовые упражнения, которые проводятся в мини-группах.

Материально-техническое обеспечение программы

Программа «Жанровая пластилинография» реализуется в методическом кабинете учебного здания, в котором соблюдаются требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования (имеются соответствующие заключения). Помещение оборудовано необходимым количеством столов и стульев с учетом роста детей и требований СП . Имеется учебная доска с подсветкой. На занятиях используется:

- ноутбук, проектор, цветной принтер;

- индивидуальные раздаточные наборы ;

- наглядный и раздаточный материал;

Дети получают задания на листах. Канцелярские принадлежности на каждого ребенка: бумага, карандаши, картон,пластилин,стеки, салфетки.

Кадровое обеспечение программы

Реализовывать дополнительную общеразвивающую программу может лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.

Информационное обеспечение программы

Информирование заинтересованных лиц о программе, руководителе услуги происходит на сайте ДОУ в разделе «Платные услуги», а также на стенде ДОУ (в музыкальном зале). Ежемесячно родители получают информацию в информационных центрах группы, через рекламные листовки.

Взаимодействие с заказчиками услуг по ее реализации проходит через личные встречи, телефон, электронную почту, чат.

#1054;рганизационное обеспечение программы

С законными представителями обучающего заключается Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам в двустороннем порядке.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана с учетом законодательной базы:

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от )

- Приказ Минтруда РФ от № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства РФ от № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

-Указ Президента РФ от № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».

Мониторинг образовательных результатов

Мониторинг освоения программы осуществляется в виде входящего, текущего и итогового контроля.

Формой входящего и итогового контроля является выполнение контрольных упражнений. Проводится в мини-группеи оценивается по актуальному уровню достижения планируемых результатов. Диагностика включает качественные и количественные показатели. На каждого ребенка ведётся карта личного развития ребёнка. Диагностические материалы и бланки карт личного развития ребенка в Приложении 1, Приложении 2. Также в программе предусмотрено открытое занятие

Список литературы

Для педагога:

1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн, пластилинография. М.: Издательство Скрикторий 2003.

2. Костарева Л.А. Новые уроки для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2021.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет Санкт-Петербург, Издательский Дом «Литера» 2013.

4. Морозова О. А. Волшебный пластилин . Москва «Мозаика синтез», 2005.

5. Немешаева Е.А. Разноцветные ладошки .Москва Айрис пресс. 2013.

6. Петрова Н.М. Объемная аппликация. Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002.

7. Петрова Н.М. Волшебные полоски. Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002.

8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Кристалл», 2000

9. Сыропятова Г.А. Графические диктанты.Екатеринбург ООО «Издательский Дом Литера» ,2019.

Для обучающихся

Костарева Л.А. Увлекательно готовимся к школе ,новые уроки для дошкольников, 2020.

Для родителей:

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги, Академия холдинг. 2014.

2. Берсенева А.А. Мастерим чудеса, поделки для малышей. ООО Издательство «Питер». 2011.

3. Майорова Ю.А. Поделки из соленого теста и пластилина ООО Издательство «Доброе слово», 2011

Интернет- ресурсы:

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

БЛАНК КАРТЫ ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Возраст ____________________________________________________

Начало занятий по программе______________________________________

Дата итогового занятия________________________________________

Сводная таблица результатов

Вид контроля/ раздел программы

Дата контроля

Качественный показатель

Колич.

показатель

УРОВЕНЬ

Входящий

Тонкая моторика,умение работать по образцу

Моторная координация и ловкость

Графический диктант

Штриховка

Текущий

Графический диктант

Штриховка

Итоговый

Тонкая моторика,умение работать по образцу

Моторная координация и ловкость

Графический диктант

Штриховка

Программа освоена ________________________уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»                                    ...

Развлекательно-познавательный КВН по жанровой живописи

Программное содержание:1.      Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.2.      Расширять знания детей о видах и жанрах изо...

Конспект занятия в средней группе «Жанровая живопись. Семья»

Конспект занятия по проектной деятельности "Мир искусств" в средней группе «Жанровая живопись. Семья»...

Проект "Знакомство с жанровой живописью"

Паспорт проекта и проект "Знакомство с жанровой живописью" ...