Занятие по изобразительной деятельности Тема: "Дымковская слобода"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Занятие по изобразительной деятельности

 

Тема: "Дымковская  слобода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konspekta_dymkovskaya_igrushka.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе

                        Тема: "Дымковская  слобода"

Цель занятия "Дымковская слобода": Продолжение начатой ранее работы по ознакомлению с  дымковской игрушкой и особенностями росписи. Закреплять умение детей создавать узоры по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

 Обучающая: Закреплять знания детей об элементах дымковской росписи: сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки.  Для росписи  игрушек используется строгий геометрический  орнамент.

Развивающая: Развитие эмоциональной отзывчивости на роспись дымковских мастеров, а так же на работы, выполненные товарищами.

Воспитательная: Воспитание любви к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, уважительного отношения к труду народных мастеров. Формирование чувства принадлежности к русскому народу. Нравственно-патриотическое воспитание детей.

Форма проведения: Практическая работа

Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный (беседа, стихотворение, объяснение)
  • Наглядный ( Дымковские игрушки, картинки из наглядно-дидактического пособия "Дымковская роспись")
  • Практический (выполнение практического задания)

Предварительная работа:

  • Презентация "Дымковская игрушка", используя которую воспитатель познакомила детей с историей создания и появления названия "дымковская игрушка",с  основными элементами росписи, этапами создания игрушки и разнообразием игрушек;
  • занятия по рисованию, на которых дети знакомились с основными элементами дымковской росписи и учились их рисовать;
  • занятия по лепке, на которых дети лепили и украшали дымковским узором Коня и Козлика;
  • просмотр с детьми концерта  ансамбля московского государственного академического театра танца "Гжель"(танец "Дымковский петух"). Дети имели возможность увидеть красочные костюмы, расписанные дымковскими узорами,    грациозность движений народного танца, получили представление о взаимосвязи музыки и промысла.

Оборудование для воспитателя: Дымковские игрушки, картинки с изображением узоров и элементов дымковской росписи, листы бумаги с заготовками изображений коней, барышень, козликов, олешек, кисть, краски, баночка для воды. Запись песенки "Едем-едем на лошадке". Записи народной музыки. Для работы по теме и подготовке к занятию  воспитатель использовала парциальную образовательную программу  духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука народной культуры» д.п.н. И.А. Лыковой. которая  была утверждена Ученым советом ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" (Протокол № 10 от 8.11.2016). 8 ноября 2016г.

Оборудование для детей:  листы бумаги с заготовками изображений коней, барышень, козликов, олешек, кисть, краски, баночки для воды.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Дымковскую слободу. Слобода - это старое слово, которое в современном языке звучит, как "деревня".  Кто же подскажет мне, куда мы держим путь-дорогу?

Дети: В деревню Дымково.

Звучит песенка "Едем-едем на лошадке". В это время  воспитатель и дети, держась за атласную ленту,  проходят на  свои рабочие места и садятся за столы.

Воспитатель:         Дым идёт из труб столбом, словно в дымке всё кругом

                                   Голубые дали, и село большое "Дымково" назвали.

                                   Там любили песни, пляски. В том селе рождались сказки.

                        Вечера зимой длинны. И лепили там из глины.

                        Игрушки не простые, а дымковские расписные.

 Когда-то, давным-давно, жили дымковские мастерицы, которые делали вот такие красивые игрушки (воспитатель обращает внимание ребят на стол, где стоят дымковские игрушки)

Мы вами уже знакомились с разнообразием дымковских игрушек, учили небольшие стихи об этих игрушках, смотрели фото презентацию, лепили дымковских коней и козликов, пробовали создавать дымковский узор самостоятельно при помощи красок и даже посмотрели небольшие танцевальные выступления ансамбля "Гжель", где у танцоров были красочные костюмы с дымковской росписью.

2.  Основная часть: Мы не случайно приехали на лошадке в Дымковскую слободу. Каждый из вас сегодня станет дымковским мастером. Посмотрите, как много у меня заготовок для росписи игрушек. Выбирайте, что вам по душе и начинайте работу.

Дети выбирают понравившуюся заготовку(конь, козлик, олень, барышня)

Воспитатель: Перед тем, как мастера начнут свою работу, не помешает вспомнить, какие цвета и какие основные элементы присущи дымковской росписи. Внимательно рассмотрите наглядные картинки на доске. На них изображены игрушки и отдельные элементы росписи. Какие?

Дети: рассказывают воспитателю о том, что элементами дымковской росписи являются сочетания кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки.  Для росписи  игрушек используется строгий геометрический  орнамент. каждый мастер создаёт свой неповторимый узор, поэтому одинаковых игрушек нет.

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, есть ли какой-то смысл, символичность в элементах дымковской росписи?

Дети: рассказывают о том, что все узоры дымковской росписи связаны с природой. Каждый элемент рисунка имеет скрытое значение. Например, круг со звездой в серединке обозначает солнце; волнистая линия - река. В дымковской росписи много растительных элементов: зёрна, ягодки, листики и цветочки.

Воспитатель: А какие основные цвета мастера используют при раскрашивании игрушек? Есть ли какой-то смысл и символичность в подборе мастерами цветовой гаммы?

Дети: рассказывают воспитателю о том, что дымковские узоры необыкновенно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета.  Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.  Цвета красок тоже имеют свою символичность и смысл. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.  

3. Практическая часть:

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь смело можно приступать к работе. Наша мастерская по росписи дымковской игрушки открывается. Удачи вам, маленькие мастера!

         Дети приступают к работе. В это время  тихо играет русская народная  музыка

(в процессе работы воспитатель напоминает, что чем меньше разводить краску, тем насыщеннее будет цвет; необходимо помнить о правильном положении руки; о том, что во время работы надо поочерёдно использовать и тонкую, и более толстую кисть; необходимо хорошо промывать кисточку и класть её на подставку)

        

4. Физкультминутка

                                

                        Дружно пальчики сгибаем, 
                        Крепко кулачки сжимаем. 
                        Раз, два, три, четыре, пять – 
                        Начинаем разгибать. 

                        Только уставать начнём, 
                        Сразу пальцы разожмём, 
                        Мы пошире их раздвинем, 
                        Посильнее напряжём. 

                        Наши пальчики сплетём 
                        И соединим ладошки. 
                        А потом как только можно 
                        Крепко-накрепко сожмём.

                        Наши пальцы рисовали,

                        Наши пальчики устали.

                        Мы немножко отдохнём -

                        Рисовать опять начнём!

                                 (Продолжение работы)

6. Подведение итогов занятия:

        Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте разложим на столе  работы. Какие они яркие, красивые!  Чем вы, ребята, занимались сегодня?

Дети: отвечают, что расписывали игрушки дымковской росписью, были мастерами из деревни Дымково.

Воспитатель: Правильно. Вы научились создавать узоры по мотивам дымковской  росписи , украшать ими игрушки.  У вас получилась настоящая Дымковская слобода. Мы обязательно оформим стенд "Дымковская слобода", и каждый, кто придёт к нам в группу, сможет полюбоваться вашим творчеством и талантом. Всем спасибо! Наше занятие подошло к концу.

   

           

 

                           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий

Тамара Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Вас...

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Ва...

Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий...