Рабочая программа инициативной деятельности "Фантазеры" для детей подготовительной группы
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
В вечернее время с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить инициативную деятельность по художественно-эстетическому развитию "Фантазеры"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Семицветик»
(МБДОУ детский сад №10 «Семицветик»)
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ
_________ Е.А. Сенченко
«___»_____________ 2025 г.
Кружок по художественно-эстетическому развитию
«Фантазёры»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработал:
воспитатель Чередникова Е.А..
п. Матвеев Курган
2025 г.
Пояснительная записка
Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе аппликации и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и т. д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники аппликации и ручного труда, а также немного рисования. Это:
- оттиск печатью;
- рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными);
- обрывная аппликация;
- рельефная лепка;
- конструирование из природного материала;
- конструирование из бумаги;
Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.
Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.
Задачи:
- Развивать творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.
- Приучать к самостоятельности ответов и суждений;
- Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы :
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Принципы содержания программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям)
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
7. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Используемый материал: клей, клеевые кисти, бумажные и матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, природный и бросовый материал, ткань, шерстяные нитки, ватные диски
Основные ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
К концу основного этапа обучения дети научатся:
- Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;
- Освоить разные техники аппликации.
- Познакомиться с разнообразными материалами для аппликации,
- Применять для аппликации ткань, листья, крупу и другие материалы
- Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т. д.)
- Передавать в аппликации пространственное положение предметов,
- Создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции
- Правильно определять пропорции фигур и деталей;
- Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности
- Вырезать точно по разметке;
- Улучшаться показатели мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Организация занятий кружка:
Кружок «Фантазеры» проводится с детьми 6 – 7го возраста в течение учебного года (с сентября по май) 2 раза в неделю в вечерний отрезок времени, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Работа с родителями
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируется четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:
Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала»
Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики»».
Перспективный план
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Вид работы |
Сентябрь 1 неделя | «Осенний ковер» | Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. | Объёмная аппликация |
2 неделя | «Ваза с цветами» | Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво, располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус. | Объёмная аппликация |
3 неделя | «Веселые клоуны» | Продолжить знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Продолжать знакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. | Конструирование из бумаги |
4 неделя | «Корзинка» | Коллективная работа Познакомить с техникой кручения трубочек из бумаги, развить практические умения в приемах работы по плетению из бумажных трубочек; развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений и мелкую моторику рук; воспитывать потребность к труду и сохранности экологической среды, путём использования старых газет и бумаги. | Конструирование из бумаги |
Октябрь 1 неделя | «Осенний пейзаж» | Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. | Аппликация из засушенных листьев |
2 неделя | «Грибочки» | Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. | Мозаичная аппликация |
3 неделя | «Жар птица» | Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. | Аппликация из осенних листьев |
4 неделя | «Березка на нашем участке» | Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. | Обрывная аппликация |
Ноябрь 1 неделя | «Хоровод дружбы» | Коллективная работа. Учить детей трафаретному вырезыванию из бумаги; развивать умение самостоятельно доделывать работу; формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | Модульная аппликация |
2 неделя | «Совушки» | На круглом фоне наклеиваем одинаково вырезанных кружков. Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам | Модульная аппликация |
3 неделя | «Я поймал рыбку» | Учить детей трафаретному вырезыванию из бумаги; развивать мелкую моторику, вызывать интерес и любовь к животным. | Рельефная лепка |
4 неделя | «Букет для мамы» | Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно, придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. | Объёмная аппликация |
Декабрь 1 неделя | «Гроздья рябины» | Познакомить детей со способом скручивания шариков из пластилина. Формирование умений выполнять точные движения пальцами, Тренировка глазомера, Развитие художественного вкуса, Развитие фантазии, Расширение интересов ребенка. | Рельефная лепка |
2 неделя | «Елочные игрушки» | Учить детей создавать объёмные предметы; закреплять умение конструировать из бумаги сложенной гармошкой; развивать чувство композиции; учить самостоятельно, придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. | Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой |
3 неделя | «Снегурочка» | Формирование умения следовать устным инструкциям педагога, Формирование умений выполнять точные движения пальцами, Тренировка глазомера, Развитие художественного вкуса, Развитие фантазии, Расширение интересов ребенка. | Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой |
4 неделя | «Ёлочка - пушистая иголочка» | Учить детей аппликации из шерстяной нити, наматыванию на трафарет; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность | Аппликация из шерстяной нити |
Январь 1 неделя | «Веселый снеговик» | Совершенствовать умение у детей техникой - ватными дисками. Продолжать детей создавать объемные поделки. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. | Аппликация из ватных дисков |
2 неделя | «Веселые зверюшки» | Продолжить знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Продолжать знакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Формирование у детей умения анализировать образцы конструкций, | Конструирование (закручивания) прямоугольника в цилиндр с использованием аппликации |
3 неделя | «Снегири на ветках» | Коллективная работа Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться | Аппликация из ватных дисков с использованием ниток |
Февраль 1 неделя | «Пушистый зайка» | Учить детей из салфеток скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете зайчика. Воспитывать усидчивость и терпение. | Аппликация с использованием салфеток |
2 неделя | «Петя-петушок» | Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. | Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью (представить выбор детям самим выбрать) |
3 неделя | «Фоторамка для портрета папы» | Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования. Учить делать рамку для фото из цветных бумажных трубочек используются листы из старых журналов. Развивать творчество, аккуратность в работе. | Нетрадиционная аппликация |
4 неделя | «Открытка дедушке» | Обучение разметке по шаблону-кружочку. Развивать у детей способность к творчеству, прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи. Развивать моторику пальцев. Развивать умения экономно пользоваться бумагой. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Модульная аппликация |
Март 1неделя | «Цветик-семицветик для мамы» | Продолжать учить детей изготовлению цветов из бумаги; Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук, согласовывать движения обеих рук, осуществлять зрительный контроль. Развивать потребность сделать для мамы что-нибудь приятное, выполнить подарок своими руками. Развивать планирующую функцию речи в процессе выполнения поделки. | Конструирование из гофрированной бумаги |
2 неделя | «Куколка в народном костюме» | Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху. Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге; закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей. Воспитывать интерес к жизни наших предков. | Конструированию из бумаги |
3 неделя | «Ночной зимний город» | Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. | Аппликация из ткани |
4 неделя | «Весенние подснежники» | Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Воспитывать у детей глубокие и устойчивые интересы к художественному труду. | Аппликация из ватных дисков |
Апрель 1 неделя | «Планеты нашей земли» | Продолжать знакомить детей со способом скручивания шариков из пластилина. Формирование умений выполнять точные движения пальцами, Тренировка глазомера, Развитие художественного вкуса, Развитие фантазии, Расширение интересов ребенка | Рельефная лепка |
2 неделя | «Пасхальный венок» | Продолжать знакомить детей с новой техникой : мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. | Мозаичная аппликация |
3 неделя | «Персонажи из сказки Колобок» | Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из фетра; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу, | Аппликация из фетра |
4 неделя | «Весна – красна» | Коллективная работа Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться. | Аппликация из бумаги (представить выбор детям самим выбрать) |
Май 1 неделя | «Звезда для героев» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. | Нетрадиционная аппликация |
2 неделя | «Матрешки, куклы неваляшки» | Продолжать знакомить с историей и особенностями русского национального костюма. Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан у матрешки. Развивать умение аккуратно вырезать, резать, раскатывать, правильно размещать детали на бумаге; Воспитывать интерес к жизни наших предков | Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью (представить выбор детям самим выбрать) |
3 неделя | «Лиса» | Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы - треугольник. Учить проговаривать свои действия и знакомить детей с условными знаками оригами. | Оригами |
4 неделя | «Мать и мачеха» | Учить аккуратно, вырезать детали и наклеивать слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. | Накладная аппликация |
Приложение
Нетрадиционные техники аппликации, которые я использую в своей работе:
• Обрывная аппликация. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
• Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
• Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
• Оригами. Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
• Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.
• Гофрированная бумага. Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, мастер-классы на которых родители узнают, что такое аппликация, какие требуются материалы для ее выполнения, как следует обустроить рабочее место, какой может использоваться материал в работе с детьми.
Список литературы
1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М.: "Просвещение" ,2010.
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
6. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
7. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
8. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
9. Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
10. Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация». Издательство Кристалл; Спб 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной групп
Рабочая программа подготовительной группы. разработана с учетом ФГОС дошкольного образования в соответствии с. целевыми ориентирами основной образовательной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»
Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Тигрята» обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ...

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной группы, компенсирующей направленности
Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной группы, компенсирующей направленности...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Рабочая программа по развитию детей старшей компенсирующей группы № 32 разработана воспитателями Прощенко М. А. и Соболевой О. М. в соответствии с адаптиро...