Образовательный проект по изобразительной деятельности
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Щелканова Виктория Александровна

«Волшебное творчество» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnoe_tvorchestvo.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект по изобразительной деятельности «Волшебное творчество» (средняя группа)

Подготовила: Щелканова В.А.

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий,  устойчивым увлечением  почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию можно использовать и нетрадиционные техники.

 

Вид проекта - групповой, познавательно–творческий

Тип проекта - долгосрочный

Руководитель проекта – Щелканова Виктория Александровна

Участники проекта - воспитатели, дети средней группы, родители

Сроки реализации - сентябрь 2024 - май  2025 года

Возраст детей - с 4 до 5 лет

 

Актуальность

Обучение детей рисованию - это интересно и увлекательно! Рисование раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества.

Рисование - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством рисования.

Задачи:

  • Прививать интерес к рисованию.
  • Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках времён года и сезонных явлениях.
  • Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

 

Организация образовательного процесса

 

Непосредственно образовательный процесс по  изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.

Начинаем мы с раскрашивания заготовленных шаблонов: развиваем мелкую моторику, приучаемся правильно держать карандаш, учимся раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Далее перейдём к предметным изображениям: сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем - переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, мы  учитываем   индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий  малыми  группами   или  как   совместная   деятельность   взрослого  с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются  игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

В процессе работы с различными материалами  дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются нами, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

В своей работе с  дошкольниками я использую следующие нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками и другие.

Методы реализации проекта:

  • метод обследования, наглядности;
  • словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

Планирование результатов проекта

Дети:

  • познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
  • получат практические навыки и умения по использованию техники «печатанья листьями», рисования пальчиками;
  • появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
  • обогатится словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт»,  они выучат стихи о природе, временах года, о деревьях;

Основное содержание

Предварительный этап (организационный):

  • обследование темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, дидактического материала;
  • обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
  • составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
  • разработка содержания занятий.

Основной этап (практический):

Проведение:

  • ООД по рисованию, познанию;
  • дидактических игр с детьми;
  • родительского собрания по данной теме;
  • итогового развлечения;
  • Организация выставки детских работ.

Заключительный этап (итоговый):

  • самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов;
  • беседы с родителями;
  • внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению;
  • мониторинг.

 

Реализация проекта

Деятельность педагога

  1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций.
  2. Подготовка учебно-методические пособия, наглядность:
  • картотека по нетрадиционной технике рисования;
  • альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования;
  • разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
  • изготовить дидактические игры.
  1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

Работа с детьми

  • Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
  • Беседы и рассказы о временах года, их характерных признаках.
  • Наблюдения в природе за сезонными явлениями.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Знакомство с техникой рисования «печатание листьями».
  • Дидактические игры «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки».
  • Чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о природе.
  • Организация выставки детских работ.
  • Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.

Работа с родителями

  • Родительское собрание на тему: «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе рисования».
  • Памятка для родителей «Рисуем вместе с детьми»
  • Помощь родителей в подготовке и проведении итогового развлечения.

 

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию я иногда использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Анализ результатов

В ходе  реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • в группе организована выставка детских работ;
  • у детей сформировались устойчивые знания и практические умения по рисованию;
  • развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
  • установились партнерские взаимоотношения между детьми и воспитателем благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития  художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по рисованию, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.

Используемая литература

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду» Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - Цветной мир, 2012

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012 Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий - СПб: КАРО, 2010

Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. - СПб: КАРО, 2009

Источник

http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/5097-izo.html

http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-znakomstvo-s-netradicionnymi-tehnikami

http://iramaks.ucoz.ru/blog/vidy_i_tekhniki_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".

Дать ребенку как можно больше знаний для более точного выражения себя....

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Портрет осени»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - печатками из картoфеля и ватными палoчками с детьми старше...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Осенние краски»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования -«печать листьями» (отпечаток осенними листьями и отпечаток ...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Белоснежная зима».

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - рисование солью с детьми старшего дошкольного возраст...