ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Стенякина Елена Викторовна

ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ  ПЛОСКОСТОПИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ  ПЛОСКОСТОПИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые родители предлагаем вам игры и упражнения для профилактики плоскостопия, которые вы можете выполнить вместе с детьми дома.

Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.

 Стопа – это опора и фундамент всего организма. Поэтому изменение её формы влияет не только на функцию стопы, но и изменяет положение позвоночника. То есть, плоскостопие провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, что часто является причиной нарушения осанки.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте дошкольного учреждения). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.

Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия  следующие:

  1. Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения не только в детском саду, но и дома. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.

  • Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
  • Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
  • Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
  • Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.

Игровые упражнения

«Ёжик»

И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч (скалка для раскатывания теста).

Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),

Он на ёжика похож.

Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),

Мячик стопами катать.

«Корова»

И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).

«Мои ножки»

И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).

Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).

Раз, два, три, четыре, пять –

Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).

«Подъёмный кран»

Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево небольшой предмет (игрушка), захватив его ногами, и произносят:

Я сейчас подъёмный кран,

Он на стройке великан.

Груз тяжёлый поднимает,

Как построить домик, знает.

 «Быстрый мяч»

Дети сидят рядом друг с другом (или со взрослыми), руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку, затем в другую сторону. При этом произносит такие слова:

Я свой мячик подниму,

И соседу подарю!

После этих слов, второй ребенок (взрослый) берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.

"Нарисуй картину"

 Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета). Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок. Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

 "Рисуем кистью"

 Оборудование: бумага, гуашь, кисти. Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки. Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад" Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка" Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения таких игр с детьми, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития внимания, воображения, двигательной активности, обобщающих понятий и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, которые спосообствуют развитию внимания, воображения, мышления и профилактике плоскостопия у детей....

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Игры – этюды для профилактики детской агрессии детей дошкольного возраста

Игры – этюды для профилактики детской агрессии детей дошкольного возраста           Агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной с...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмо...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...