Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Орлова

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.

Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмотреть варианты игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.


Задачи:
1.  Развивать у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.

2. Формировать доброжелательные отношения и навыки совместной деятельности в детском коллективе.
3. Способствовать повышению самооценки каждого ребёнка.

4. Вырабатывать у детей правильное отношение к собственным ошибкам, неудачам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_profilaktiki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных. 

Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмотреть варианты игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.


Задачи:
1.  Развивать у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.

2. Формировать доброжелательные отношения и навыки совместной деятельности в детском коллективе.
3. Способствовать повышению самооценки каждого ребёнка.

4. Вырабатывать у детей правильное отношение к собственным ошибкам, неудачам.


1. "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем"
Правила игры: Из числа детей выбирается водящий. Он выходит за дверь, а педагог с детьми придумывают инсценировку какого-либо несложного действия (умывание в ванной, рисование, собирание ягод в лесу, звонок по телефону, мытье полов, красим губы, играем в мяч, одеваемся, расчесываемся, едим). Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Когда водящий возвращается в группу, педагог с детьми, молча показывают задуманное действие. Ему нужно отгадать, что делают товарищи. Затем выбирается новый водящий и игра продолжается.
 

2. "Узнай, кто позвал?"
Правила игры: Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз.

3. "Дотронься до…"
Правила игры: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
4. "Липучки"
Правила игры: Из числа детей выбираются 2 водящих. Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Водящие, держась за руки, пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.

5. "Веселое приветствие"
Правила игры: Дети встают в круг. Педагог рассказывает, что когда люди здороваются, то пожимают друг другу руки. А затем предлагает им поздороваться по кругу различными частями тела (кулачками, спинками, коленками, животиками, лбами).

6. "Лиса и куры"
Правила игры: педагог становится лисой, а дети - курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями - руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.
Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить любого игрока.

7. "Золотые ворота"
Правила игры: двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

8. «Жуки»

Дети — жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки, Летают майские жуки.

Падают, устали! На спинке полежали.

Ножками болтают. Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.


9. "Сороконожка"
Правила игры: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом и положите руки на плечи соседа. Начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее. Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости. Давайте немного отдо
хнем». 

10. «Я самый»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул (либо лежит обруч на полу).

Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Педагог отвечает: «Это наша Машенька! Ну-ка, Маша, выбегай! На волшебный стул (обруч) вставай!»

Тот, кого назвали, встает на стул (обруч). Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, «Маша красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».

Затем выбирают следующего участника, и игра повторяется.

11. «Вьюнок»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, "поднимается" по спине другого ребенка снизу-вверх (вьюнок растет, тянется вверх).

Эти упражнения снимают напряжение, успокаивают ребенка. Перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).

12. «Ласковые ладошки»

Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

13. «Угадай, о ком говорим»

Цель: развитие уверенности в себе.

Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например, «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»

Задача водящего – узнать, о ком идет речь.

14. «Тихий колокольчик»

Цель. Развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

15. Игра «Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка.

Педагог по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал педагога через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»...

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Опыт работы "Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста"

ВВЕДЕНИЕ        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возра...

Профилактика психоэмоционального напряжения в дошкольном возрасте посредством психофизической тренировки.

На этапе дошкольного образования, когда создаются условия для развития личности, гармоничного становления эмоциональных и интеллектуальных отношений ребенка с окружающим миром, подготовки к переходу н...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...