Опыт работы "Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Грунь Татьяна Борисовна

ВВЕДЕНИЕ 

 

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возрасте неустойчива, то длительное пребывание  в стрессовом  состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Поэтому в течение  трех лет

я работала над проблемой: «Профилактика психоэмоционального  напряжения у детей раннего возраста».

     Основная задача дошкольного  учреждения  -  это охрана и укрепление здоровья ребенка.  А здоровье  -  это не просто отсутствие болезней, а  состояние полного физического, психологического и  социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Таким образом, психоэмоциональное  состояние ребенка такой же неотъемлемый показатель его здоровья, как и физическое состояние.

Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

     Целью работы является:

  • помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

      Задачи:

  • развитие потребности ребенка в общении, во взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, его значение для успешной адаптации;
  • создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания;
  • правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

 

 

 

     2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

     2.1. «ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

        ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

       Ранний возраст -  первый и самый основной этап в жизни ребенка, так как в этот период происходит быстрое физическое и психическое  развитие. Ни в один из последующих периодов ребенок не приобретает так много, как в первые три года жизни.

       На основании специальных исследований, Н.М. Аскариной  были определены  основные особенности и этапы развития высшей нервной  и психической деятельности детей раннего возраста.

       Между организмом ребенка  с его врожденными  и унаследованными особенностями  и окружающей средой происходит непрерывный процесс взаимодействия, в результате которого формируются  новые нервные и психические процессы. Это взаимодействие начинается с первых дней жизни.

       Развитие ребенка происходит в результате непосредственных  воздействий на него  окружающих его взрослых (родителей, воспитателей), т.е. в результате обучения и воспитания. А также в процессе самостоятельной  деятельности ребенка.

       Решающую роль в развитии  и эмоциональном состоянии на всем протяжении раннего детства играет взрослый. Именно в результате непосредственных воздействий взрослых у ребенка появляется первая улыбка, первые действия с предметами, развивается речь, интерес к окружающему миру.

       С возрастом ребенка, расширением его личного опыта, приобретенного под влиянием взрослых, развитием подражания, возрастает роль самостоятельной деятельности детей. Однако основным, определяющим фактором развития является активное, целенаправленное  влияние  окружающих взрослых. Без этого влияния, без специального обучения  у детей раннего возраста невозможен переход на новую ступень развития, без общения взрослого с детьми нельзя обеспечить их положительное эмоциональное состояние.

       Развитие ребенка  определяется его воспитанием и обучением, в результате которых происходит быстрое физическое  и психическое развитие. В раннем возрасте быстрее, чем в другие периоды жизни, увеличивается  рост и вес, быстро развиваются все функции организма, высшая нервная деятельность. Также интенсивно идет психическое развитие – развитие ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления. Очень велики достижения в речи.

       В процессе деятельности  и под влиянием взрослых у ребенка формируются многие представления, элементарные понятия, он приобретает много умений и знаний, формируются различные взаимоотношения со взрослыми и детьми, закладываются основы нравственного поведения, развития личности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, обогащаются  поводы различных эмоциональных  переживаний. Дети рано способны переживать сложные эмоции – радость, огорчение,  удовольствие, обиду, смущение, привязанность.

       Своевременно начатое правильное воспитание в период раннего детства обеспечивает доброе , положительное эмоциональное состояние ребенка, его полноценное физическое и гармоничное психическое развитие. Кроме того, способствует лучшему дальнейшему развитию детей, предупреждает возможность возникновения отрицательных привычек и форм поведения.

       Нельзя недооценивать психологическое состояние ребенка, так как физическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны между собой.

У неразвитых  в нервно-психическом отношении, вялых, малоэмоциональ-

ных детей отмечается недостаточное общее физическое развитие и плохое здоровье. Поэтому учет психического состояния ребенка – одна из актуальных проблем современной образовательной практики.

 

 

2.2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА.

 

       Адаптационный период – это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания.

       Очень важно в этот период, чтобы переход из знакомой семейной обстановки  в непривычную для ребенка среду, был как можно более мягким, плавным, бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям  в психическом  и  физическом  развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо  понять интересы, желания каждого  поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлин-

ского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

       Под  адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Этот процесс приводит или к позитивным результатам (адаптированность), или к негативным (стресс).

При этом выделяются два основных критерия  успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

 

       Различают три степени адаптации:

  • легкая адаптация:(10-15 дней) отрицательное эмоциональное состояние   длится недолго; к 15-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми , сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком 7-10 дней, без осложнений;
  • адаптация средней тяжести:(15-30 дней) отрицательное эмоциональное  состояние ребенка нормализуется более медленно; поведенческие реакции восстанавливаются  к 30 дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений;
  • тяжелая адаптация:(2-6 месяцев и более)характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. Нервно-психическое развитие отстает от исходного. Заболеваемость более трех раз сроком  более 10-ти дней с осложнениями.

 

        Нельзя  равнодушно относиться  к эмоциональным реакциям  детей, считая, что плач и капризы – результат избалованности в семье. Или вообще не видеть здесь проблемы: «Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет».  В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду. Необходимо, чтобы ребенок  справился с трудностями  привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и стараться не  допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому нужна такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы  к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками.

       Длительность периода адаптации зависит от многих  причин:

  • от индивидуальных особенностей и  возраста ребенка;
  • от состояния здоровья и уровня развития;
  • от биологических (беременность матери) и социальных  (уровень жизни в семье) факторов;
  • от наличия или отсутствия  предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • от резкого различия между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

 Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает

непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам. Поэтому очень важно найти к каждому ребенку индивидуальный подход, учитывая его интересы, желания, особенности характера. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического и психического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

       Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

   Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

      Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает так, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они делают все за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

 

       Душевное благополучие ребенка зависит также от социальной среды, в которой он растет. Установлено: уже на втором году жизни факторы социальной среды играют ведущую роль в психологическом состоянии малыша. На первом году ведущими являются генетические факторы здоровья и наследственности. Если семья не способна обеспечить ребенку эмоциональное благополучие, то малыш должен получить его в детском учреждении.

       Повышенная невротизация современного взрослого населения  отражается на детях. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения и эмоций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому необходимо проводить работу с семьей, как педагогов, так и психологов.

       Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: и в педагогических, и в психологических. Практика показывает, что достижение положительного эффекта в результате занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима связь работы детского учреждения и воспитания в семье. Положительный результат можно получить только при условии единства целей и методов обучения и воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении.

       В проведении любого педагогического процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всему происходящему, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

 

       ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ:

     -    создать  условия  для охраны и укрепления здоровья детей;

  • развивать потребность ребенка в общении, во взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, его значение для  быстрой и безболезненной адаптации  к условиям детского сада;
  • создать  благоприятные условия для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания;
  • правильно  организовать  игровую  деятельность  в адаптационный период;
  • организовать  рациональный  режим дня, обеспечивающий  ребенку физический и психический комфорт;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности;
  • формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, простейшие виды речевых суждений, развивать память, внимание;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать  разнообразными сенсорными впечатлениями, воспитывать интерес к явлениям природы;
  • расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи, развивать речевое общение со сверстниками;
  • воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь;
  • формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, к концу года научить играть и заниматься вместе;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, музыка, картины, иллюстрации).

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

     Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет. Здесь большое значение имеет работа воспитателя, его внимание, забота, умение создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

   В своей работе я стараюсь придерживаться этих принципов. Ставлю перед собой цель: помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к детскому саду.  Для достижения данной цели использую в комплексе различные формы и методы.

Большое значение для успешной адаптации ребенка имеет работа с родителями. (Приложение 1).  Мама, отдавая ребенка в детский сад, испытывает тревогу за него. Ребенок улавливает это состояние и тоже тревожится. Поэтому первая задача — это успокоить прежде всего маму: пригласить осмотреть группу, спальню, познакомить с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься. В первые дни я предлагаю маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Но при этом прошу ее не заниматься ребенком, а просто быть рядом. Стараюсь наладить контакт с ребенком, увлечь его. Постепенно малыш начинает отходить от мамы все дальше, а подружившись со сверстниками  «забывает»  о ней.

Присутствие мамы в первые дни адаптации помогает и ребенку безболезненно войти в новую среду, и маме избавиться от тревоги за него. Наблюдая как ведет себя  малыш, как с ним общаются воспитатели, мама спокойно будет оставлять его в группе одного.

Знакомясь с новыми  родителями, я узнаю об индивидуальных особенностях ребенка, его характере, интересах, о  его умениях  и  навыках, в какой помощи он нуждается. Даю рекомендации и советы, как облегчить адаптацию. Рекомендую родителям заранее готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать детские площадки, наблюдать, как он себя ведет: уединяется, конфликтует или легко контактирует со сверстниками, тянется к общению. Также рекомендую формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Следует говорить детям:

«Учись есть сам – тогда тебя возьмут в детский сад» или «Ты совсем большая, пора в детский сад! Там так хорошо, весело, интересно!».

Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью.

Адаптационный период – тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа, тесный контакт с родителями каждого малыша. Согласованность действий родителей и воспитателей, наше тесное сотрудничество – необходимое условие успешной адаптации.

В нашей группе оформлен уголок для родителей. Впервые приведя ребенка в детский сад, они могут получить нужную информацию. (Приложение 2, 3, 4).

Работа по проблеме: «Как снять эмоциональное напряжение ребенка?» начинается сразу по приходу малыша в детский сад и продолжается в течение всего учебного года. Поэтому основным методом в моей работе является метод наблюдения. С первых дней посещения детей и на протяжении всего года я наблюдаю за их состоянием,  выявляя признаки психоэмоционального напряжения. (Приложение 5).

 В период адаптации я  завожу  адаптационные листы на каждого ребенка, что позволяет тщательно наблюдать за  детьми  и делать соответствующие выводы. (Приложение 6).  В этом листе отражается поведение ребенка с первого дня его посещения и пока не закончится адаптация. Параметры, по которым ведется наблюдение следующие: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения с детьми и взрослыми. Ведение адаптационных листов помогает анализировать течение адаптации, выявлять проблемы каждого ребенка и искать способы их решения. Большое значение здесь имеет сотрудничество с педагогом-психологом, который  на основании адаптационных листов,  дает рекомендации, предлагает индивидуальные  приемы,  облегчающие процесс адаптации. Психолог также проводит консультации с родителями детей, у которых тяжелая адаптация.

Следующий этап – это решение выявленных проблем. Свою работу я строю на основе перспективного планирования  по теме «Профилактика психоэмоционального  напряжения  детей раннего возраста», составленного 

московскими педагогами Харитоновой Н.А. и Зубковой Л.Н.(Приложение7).

      Ранний возраст – особый период становления всех органов и систем, формирования их функций. Психика ребенка в этом возрасте устроена  так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Малышу должно быть интересно  делать что-то, это должно доставлять ему радость. А это возможно только в игре. Поэтому основным и важнейшим видом  деятельности  является игра, особенно  в раннем возрасте.

В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового всегда прийти на помощь человека (как мама). Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки. Именно такие контакты как обнять ребенка, погладить, прижать к себе помогут ему эмоционально раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. 

Для снятия психоэмоционального напряжения в период адаптации я проводила следующие игры:  «Приходите ко мне в гости», «Я иду к вам в гости с подарками», «Шли-шли что-то нашли». (Приложение 8).

Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.

Игра и организация двигательной активности в адаптационный период помогают снятию психоэмоционального напряжения. Поэтому я постоянно провожу с детьми игровые упражнения и подвижные игры, такие как: «Солнышко и дождик»,  «Мой веселый звонкий мяч»,  «Зайка серенький сидит» и т.д. (Приложение 9). Подвижные игры развивают координацию движений, ловкость, меткость, способствуют повышению эмоционального тонуса. В нашей группе для двигательной активности детей освобождена большая часть комнаты, имеется  спортивный уголок.

Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры. Тренировка мелкой моторики рук является мощным средством, стимулирующим развитие речи. Но пальчиковые игры могут не только дать толчок в речевом развитии, а решить более широкий круг задач. Среди них: развитие творческих способностей, фантазии; подготовка руки к письму; тренировка внимания, координации движений; развитие эмоционального мира. Поэтому я  регулярно провожу  с детьми пальчиковые игры (Приложение 10).

В раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Очень полезны для снятия психоэмоционального напряжения игры-драматизации, когда ребенок может не только увидеть героя, но и сам стать им.  В  играх-драматизациях  вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение. Я проводила  с детьми игры-драматизации  по хорошо известным  им  сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».  Также я заметила, что детям очень нравится выполнять имитационные движения, подражая животным, их повадкам и голосу.

Элементы русского народного творчества, такие как потешки,  также благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка. Уже в раннем возрасте (с полутора лет) ребенок   является активным исполнителем

детского фольклора. Но для этого возраста наибольшую ценность представляют колыбельные песни, которые легко усваиваются детьми. Наблюдения показали, что их исполнение вызывает у детей положительные эмоции, оказывает успокаивающее действие. Элементы фольклора можно использовать в различных ситуациях: при укладывании детей спать, при одевании на прогулку, при умывании, во время обеда (Приложение 11). Во время чтения потешек дети затихают, улыбаются, просят рассказать еще, зарождается интерес к художественному слову.

      Лучшее лекарство от стресса – это смех. Я стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вношу игрушки-забавы, приглашаю необычных гостей – зайчиков, лисичек, клоунов, показываю кукольный театр.

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному. Поэтому регулярно в работе с детьми  провожу  музыкальные паузы. Для этой цели в нашей группе имеется магнитофон, диски с детскими песнями, песнями из мультфильмов, колыбельными, звуками природы.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка - это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства и эмоции. В нашей группе имеется уголок для рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Малыш в любое время может удовлетворить потребность выразить свои чувства. По цвету, выбранного для рисунка, можно определить, что на душе у ребенка -тоскливо и тревожно или светло и радостно.

Умиротворяюще действуют на детей игры с природным материалом: песком и водой (Приложение 12). Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее расслабляющее действие.

Эффективно использовать метод «песочной терапии» (Приложение 13).  Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей  друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.  Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

В нашей группе имеется набор мелких предметов для игры с песком: животные, сказочные герои, человеческие персонажи, растения, машинки, геометрические фигуры. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка,  ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных  навыков, т. е. умение нормально общаться.

 Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки  крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. В нашей группе имеется много дидактических игр, наборов конструктора, настольных игр, пирамидок, строительного материала – все яркое и красочное. Такие игрушки привлекают внимание детей и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Работая над проблемой  профилактики психоэмоционального напряжения  детей       за период в три года,  я добилась положительных результатов. На основании адаптационных листов я составила диаграммы  «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» (Приложение 14),  на   которых прослеживается положительная динамика. Так, диаграмма показывает, что в 2008 году  34% детей прошли легкую адаптацию, 55% - средний уровень адаптации, у 11% - адаптация прошла тяжело. По сравнению с 2005годом, сократился процент детей с тяжелой адаптацией и увеличился процент детей с легкой адаптацией.

Положительных результатов я добилась, используя в комплексе  все выше перечисленные  методы и приемы. Дети, которые поступили  в нашу группу в начале учебного года, успешно прошли адаптационный период. В настоящее время малыши идут в детский сад с желанием, легко расстаются  с родителями по утрам, весь день проводят в хорошем настроении, активны, любознательны, общаются друг с другом.  Многие дети по вечерам не хотят уходить из детского сада домой.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

 

        Таким образом,  можно сделать вывод: поставленная цель достигнута, является критерием позитивного качества моей педагогической деятельности  и необходимым условием быстрого и безболезненного привыкания детей к условиям детского сада.

        Поставленная цель была достигнута благодаря комплексности и системности работы, разработке методического обеспечения опыта по данной проблеме, сотрудничеству с коллегами ДОУ, педагогом-психологом и родителями воспитанников.

        Учитывая возрастные  и  индивидуальные  особенности каждого ребенка, можно сказать, что адаптационный период в нашей группе протекает  успешно. Использованные мною методы и приемы благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей, помогают снятию психоэмоционального  напряжения  и  формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций  - это залог полноценного развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы101 КБ

Предварительный просмотр:

     ВВЕДЕНИЕ  

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возрасте неустойчива, то длительное пребывание  в стрессовом  состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Поэтому в течение  трех лет

я работала над проблемой: «Профилактика психоэмоционального  напряжения у детей раннего возраста».

     Основная задача дошкольного  учреждения  -  это охрана и укрепление здоровья ребенка.  А здоровье  -  это не просто отсутствие болезней, а  состояние полного физического, психологического и  социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Таким образом, психоэмоциональное  состояние ребенка такой же неотъемлемый показатель его здоровья, как и физическое состояние.

Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

     Целью работы является:

  • помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

      Задачи:

  • развитие потребности ребенка в общении, во взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, его значение для успешной адаптации;
  • создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания;
  • правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

     2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

     2.1. «ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

        ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

       Ранний возраст -  первый и самый основной этап в жизни ребенка, так как в этот период происходит быстрое физическое и психическое  развитие. Ни в один из последующих периодов ребенок не приобретает так много, как в первые три года жизни.

       На основании специальных исследований, Н.М. Аскариной  были определены  основные особенности и этапы развития высшей нервной  и психической деятельности детей раннего возраста.

       Между организмом ребенка  с его врожденными  и унаследованными особенностями  и окружающей средой происходит непрерывный процесс взаимодействия, в результате которого формируются  новые нервные и психические процессы. Это взаимодействие начинается с первых дней жизни.

       Развитие ребенка происходит в результате непосредственных  воздействий на него  окружающих его взрослых (родителей, воспитателей), т.е. в результате обучения и воспитания. А также в процессе самостоятельной  деятельности ребенка.

       Решающую роль в развитии  и эмоциональном состоянии на всем протяжении раннего детства играет взрослый. Именно в результате непосредственных воздействий взрослых у ребенка появляется первая улыбка, первые действия с предметами, развивается речь, интерес к окружающему миру.

       С возрастом ребенка, расширением его личного опыта, приобретенного под влиянием взрослых, развитием подражания, возрастает роль самостоятельной деятельности детей. Однако основным, определяющим фактором развития является активное, целенаправленное  влияние  окружающих взрослых. Без этого влияния, без специального обучения  у детей раннего возраста невозможен переход на новую ступень развития, без общения взрослого с детьми нельзя обеспечить их положительное эмоциональное состояние.

       Развитие ребенка  определяется его воспитанием и обучением, в результате которых происходит быстрое физическое  и психическое развитие. В раннем возрасте быстрее, чем в другие периоды жизни, увеличивается  рост и вес, быстро развиваются все функции организма, высшая нервная деятельность. Также интенсивно идет психическое развитие – развитие ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления. Очень велики достижения в речи.

       В процессе деятельности  и под влиянием взрослых у ребенка формируются многие представления, элементарные понятия, он приобретает много умений и знаний, формируются различные взаимоотношения со взрослыми и детьми, закладываются основы нравственного поведения, развития личности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, обогащаются  поводы различных эмоциональных  переживаний. Дети рано способны переживать сложные эмоции – радость, огорчение,  удовольствие, обиду, смущение, привязанность.

       Своевременно начатое правильное воспитание в период раннего детства обеспечивает доброе , положительное эмоциональное состояние ребенка, его полноценное физическое и гармоничное психическое развитие. Кроме того, способствует лучшему дальнейшему развитию детей, предупреждает возможность возникновения отрицательных привычек и форм поведения.

       Нельзя недооценивать психологическое состояние ребенка, так как физическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны между собой.

У неразвитых  в нервно-психическом отношении, вялых, малоэмоциональ-

ных детей отмечается недостаточное общее физическое развитие и плохое здоровье. Поэтому учет психического состояния ребенка – одна из актуальных проблем современной образовательной практики.

2.2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА.

       Адаптационный период – это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания.

       Очень важно в этот период, чтобы переход из знакомой семейной обстановки  в непривычную для ребенка среду, был как можно более мягким, плавным, бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям  в психическом  и  физическом  развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо  понять интересы, желания каждого  поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлин-

ского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

       Под  адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Этот процесс приводит или к позитивным результатам (адаптированность), или к негативным (стресс).

При этом выделяются два основных критерия  успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

       Различают три степени адаптации:

  • легкая адаптация:(10-15 дней) отрицательное эмоциональное состояние   длится недолго; к 15-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми , сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком 7-10 дней, без осложнений;
  • адаптация средней тяжести:(15-30 дней) отрицательное эмоциональное  состояние ребенка нормализуется более медленно; поведенческие реакции восстанавливаются  к 30 дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений;
  • тяжелая адаптация:(2-6 месяцев и более)характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. Нервно-психическое развитие отстает от исходного. Заболеваемость более трех раз сроком  более 10-ти дней с осложнениями.

        Нельзя  равнодушно относиться  к эмоциональным реакциям  детей, считая, что плач и капризы – результат избалованности в семье. Или вообще не видеть здесь проблемы: «Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет».  В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду. Необходимо, чтобы ребенок  справился с трудностями  привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и стараться не  допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому нужна такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы  к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками.

       Длительность периода адаптации зависит от многих  причин:

  • от индивидуальных особенностей и  возраста ребенка;
  • от состояния здоровья и уровня развития;
  • от биологических (беременность матери) и социальных  (уровень жизни в семье) факторов;
  • от наличия или отсутствия  предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • от резкого различия между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

 Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает

непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам. Поэтому очень важно найти к каждому ребенку индивидуальный подход, учитывая его интересы, желания, особенности характера. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического и психического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

       Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

   Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

      Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает так, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они делают все за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

       Душевное благополучие ребенка зависит также от социальной среды, в которой он растет. Установлено: уже на втором году жизни факторы социальной среды играют ведущую роль в психологическом состоянии малыша. На первом году ведущими являются генетические факторы здоровья и наследственности. Если семья не способна обеспечить ребенку эмоциональное благополучие, то малыш должен получить его в детском учреждении.

       Повышенная невротизация современного взрослого населения  отражается на детях. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения и эмоций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому необходимо проводить работу с семьей, как педагогов, так и психологов.

       Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: и в педагогических, и в психологических. Практика показывает, что достижение положительного эффекта в результате занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима связь работы детского учреждения и воспитания в семье. Положительный результат можно получить только при условии единства целей и методов обучения и воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении.

       В проведении любого педагогического процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всему происходящему, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

       ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ:

     -    создать  условия  для охраны и укрепления здоровья детей;

  • развивать потребность ребенка в общении, во взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, его значение для  быстрой и безболезненной адаптации  к условиям детского сада;
  • создать  благоприятные условия для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания;
  • правильно  организовать  игровую  деятельность  в адаптационный период;
  • организовать  рациональный  режим дня, обеспечивающий  ребенку физический и психический комфорт;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности;
  • формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, простейшие виды речевых суждений, развивать память, внимание;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать  разнообразными сенсорными впечатлениями, воспитывать интерес к явлениям природы;
  • расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи, развивать речевое общение со сверстниками;
  • воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь;
  • формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, к концу года научить играть и заниматься вместе;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, музыка, картины, иллюстрации).

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

     Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет. Здесь большое значение имеет работа воспитателя, его внимание, забота, умение создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

   В своей работе я стараюсь придерживаться этих принципов. Ставлю перед собой цель: помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к детскому саду.  Для достижения данной цели использую в комплексе различные формы и методы.

Большое значение для успешной адаптации ребенка имеет работа с родителями. (Приложение 1).  Мама, отдавая ребенка в детский сад, испытывает тревогу за него. Ребенок улавливает это состояние и тоже тревожится. Поэтому первая задача — это успокоить прежде всего маму: пригласить осмотреть группу, спальню, познакомить с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься. В первые дни я предлагаю маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Но при этом прошу ее не заниматься ребенком, а просто быть рядом. Стараюсь наладить контакт с ребенком, увлечь его. Постепенно малыш начинает отходить от мамы все дальше, а подружившись со сверстниками  «забывает»  о ней.

Присутствие мамы в первые дни адаптации помогает и ребенку безболезненно войти в новую среду, и маме избавиться от тревоги за него. Наблюдая как ведет себя  малыш, как с ним общаются воспитатели, мама спокойно будет оставлять его в группе одного.

Знакомясь с новыми  родителями, я узнаю об индивидуальных особенностях ребенка, его характере, интересах, о  его умениях  и  навыках, в какой помощи он нуждается. Даю рекомендации и советы, как облегчить адаптацию. Рекомендую родителям заранее готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать детские площадки, наблюдать, как он себя ведет: уединяется, конфликтует или легко контактирует со сверстниками, тянется к общению. Также рекомендую формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Следует говорить детям:

«Учись есть сам – тогда тебя возьмут в детский сад» или «Ты совсем большая, пора в детский сад! Там так хорошо, весело, интересно!».

Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью.

Адаптационный период – тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа, тесный контакт с родителями каждого малыша. Согласованность действий родителей и воспитателей, наше тесное сотрудничество – необходимое условие успешной адаптации.

В нашей группе оформлен уголок для родителей. Впервые приведя ребенка в детский сад, они могут получить нужную информацию. (Приложение 2, 3, 4).

Работа по проблеме: «Как снять эмоциональное напряжение ребенка?» начинается сразу по приходу малыша в детский сад и продолжается в течение всего учебного года. Поэтому основным методом в моей работе является метод наблюдения. С первых дней посещения детей и на протяжении всего года я наблюдаю за их состоянием,  выявляя признаки психоэмоционального напряжения. (Приложение 5).

 В период адаптации я  завожу  адаптационные листы на каждого ребенка, что позволяет тщательно наблюдать за  детьми  и делать соответствующие выводы. (Приложение 6).  В этом листе отражается поведение ребенка с первого дня его посещения и пока не закончится адаптация. Параметры, по которым ведется наблюдение следующие: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения с детьми и взрослыми. Ведение адаптационных листов помогает анализировать течение адаптации, выявлять проблемы каждого ребенка и искать способы их решения. Большое значение здесь имеет сотрудничество с педагогом-психологом, который  на основании адаптационных листов,  дает рекомендации, предлагает индивидуальные  приемы,  облегчающие процесс адаптации. Психолог также проводит консультации с родителями детей, у которых тяжелая адаптация.

Следующий этап – это решение выявленных проблем. Свою работу я строю на основе перспективного планирования  по теме «Профилактика психоэмоционального  напряжения  детей раннего возраста», составленного  

московскими педагогами Харитоновой Н.А. и Зубковой Л.Н.(Приложение7).

      Ранний возраст – особый период становления всех органов и систем, формирования их функций. Психика ребенка в этом возрасте устроена  так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Малышу должно быть интересно  делать что-то, это должно доставлять ему радость. А это возможно только в игре. Поэтому основным и важнейшим видом  деятельности  является игра, особенно  в раннем возрасте.

В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового всегда прийти на помощь человека (как мама). Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки. Именно такие контакты как обнять ребенка, погладить, прижать к себе помогут ему эмоционально раскрепоститься и приобрести уверенность в себе.  

Для снятия психоэмоционального напряжения в период адаптации я проводила следующие игры:  «Приходите ко мне в гости», «Я иду к вам в гости с подарками», «Шли-шли что-то нашли». (Приложение 8).

Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.

Игра и организация двигательной активности в адаптационный период помогают снятию психоэмоционального напряжения. Поэтому я постоянно провожу с детьми игровые упражнения и подвижные игры, такие как: «Солнышко и дождик»,  «Мой веселый звонкий мяч»,  «Зайка серенький сидит» и т.д. (Приложение 9). Подвижные игры развивают координацию движений, ловкость, меткость, способствуют повышению эмоционального тонуса. В нашей группе для двигательной активности детей освобождена большая часть комнаты, имеется  спортивный уголок.

Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры. Тренировка мелкой моторики рук является мощным средством, стимулирующим развитие речи. Но пальчиковые игры могут не только дать толчок в речевом развитии, а решить более широкий круг задач. Среди них: развитие творческих способностей, фантазии; подготовка руки к письму; тренировка внимания, координации движений; развитие эмоционального мира. Поэтому я  регулярно провожу  с детьми пальчиковые игры (Приложение 10).

В раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Очень полезны для снятия психоэмоционального напряжения игры-драматизации, когда ребенок может не только увидеть героя, но и сам стать им.  В  играх-драматизациях  вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение. Я проводила  с детьми игры-драматизации  по хорошо известным  им  сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».  Также я заметила, что детям очень нравится выполнять имитационные движения, подражая животным, их повадкам и голосу.

Элементы русского народного творчества, такие как потешки,  также благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка. Уже в раннем возрасте (с полутора лет) ребенок   является активным исполнителем

детского фольклора. Но для этого возраста наибольшую ценность представляют колыбельные песни, которые легко усваиваются детьми. Наблюдения показали, что их исполнение вызывает у детей положительные эмоции, оказывает успокаивающее действие. Элементы фольклора можно использовать в различных ситуациях: при укладывании детей спать, при одевании на прогулку, при умывании, во время обеда (Приложение 11). Во время чтения потешек дети затихают, улыбаются, просят рассказать еще, зарождается интерес к художественному слову.

      Лучшее лекарство от стресса – это смех. Я стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вношу игрушки-забавы, приглашаю необычных гостей – зайчиков, лисичек, клоунов, показываю кукольный театр.

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному. Поэтому регулярно в работе с детьми  провожу  музыкальные паузы. Для этой цели в нашей группе имеется магнитофон, диски с детскими песнями, песнями из мультфильмов, колыбельными, звуками природы.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка - это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства и эмоции. В нашей группе имеется уголок для рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Малыш в любое время может удовлетворить потребность выразить свои чувства. По цвету, выбранного для рисунка, можно определить, что на душе у ребенка -тоскливо и тревожно или светло и радостно.

Умиротворяюще действуют на детей игры с природным материалом: песком и водой (Приложение 12). Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее расслабляющее действие.

Эффективно использовать метод «песочной терапии» (Приложение 13).  Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей  друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.  Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

В нашей группе имеется набор мелких предметов для игры с песком: животные, сказочные герои, человеческие персонажи, растения, машинки, геометрические фигуры. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка,  ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных  навыков, т. е. умение нормально общаться.

 Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки  крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. В нашей группе имеется много дидактических игр, наборов конструктора, настольных игр, пирамидок, строительного материала – все яркое и красочное. Такие игрушки привлекают внимание детей и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Работая над проблемой  профилактики психоэмоционального напряжения  детей         за период в три года,  я добилась положительных результатов. На основании адаптационных листов я составила диаграммы  «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» (Приложение 14),  на   которых прослеживается положительная динамика. Так, диаграмма показывает, что в 2008 году  34% детей прошли легкую адаптацию, 55% - средний уровень адаптации, у 11% - адаптация прошла тяжело. По сравнению с 2005годом, сократился процент детей с тяжелой адаптацией и увеличился процент детей с легкой адаптацией.

Положительных результатов я добилась, используя в комплексе  все выше перечисленные  методы и приемы. Дети, которые поступили  в нашу группу в начале учебного года, успешно прошли адаптационный период. В настоящее время малыши идут в детский сад с желанием, легко расстаются  с родителями по утрам, весь день проводят в хорошем настроении, активны, любознательны, общаются друг с другом.  Многие дети по вечерам не хотят уходить из детского сада домой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

        Таким образом,  можно сделать вывод: поставленная цель достигнута, является критерием позитивного качества моей педагогической деятельности  и необходимым условием быстрого и безболезненного привыкания детей к условиям детского сада.

        Поставленная цель была достигнута благодаря комплексности и системности работы, разработке методического обеспечения опыта по данной проблеме, сотрудничеству с коллегами ДОУ, педагогом-психологом и родителями воспитанников.

        Учитывая возрастные  и  индивидуальные  особенности каждого ребенка, можно сказать, что адаптационный период в нашей группе протекает  успешно. Использованные мною методы и приемы благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей, помогают снятию психоэмоционального  напряжения  и  формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций  - это залог полноценного развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный проц...

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмо...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...