«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».
статья (младшая группа) на тему

Сморгович Олеся Альбертовна

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smorgovich_o.a.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».

Два человеческих изобретения можно

считать самыми трудными, а именно:

искусство управлять и искусство воспитывать…

И.Кант

            В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных - исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность). Становится актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

          Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать ДОУ [1]. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в ДОУ характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия [2].

Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении ДОУ и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д.

Именно это послужило толчком создания клуба для родителей «Шаг за шагом» на базе ДОУ, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыками общения с взрослыми и сверстниками. Работа клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду.    Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно прежде всего, с родителями детей раннего возраста. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребёнком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения [3].

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Работа родительского клуба «Шаг за шагом» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:

- помогать  родителям  рассматривать процесс образования как непрерывный партнёрский диалог со своим ребёнком на основе знаний психологический закономерностей и особенностей возраста с учётом интересов и потребностей малыша.

Для реализации поставленной цели, я перед собой поставила следующие задачи:

-повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

-оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

-содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

-способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Таким образом, внедрение данной программы в работу с детьми и родителями позволяет сократить сроки адаптации, избежать случаев дезадаптации детей в ДОУ, способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Литература:

  1. Дошкольное учреждение и семья: методическое руководство/ под ред. Т. Дороновой, Е.Соловьевой – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2005г.
  3. Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы/ М.Ю.Медведева// Управление ДОУ. – 2002. №4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста.

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Предлагаю рассмо...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Опыт работы "Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста"

ВВЕДЕНИЕ        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возра...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...