семинар для педагогов "Педагогические задачи и ситуации. метод кейсов".
занимательные факты

Фомичева Елизавета Викторовна

В данном семинаре рассматриваются проблемные ситуации из профессиональной деятельности педагогов и способы решения их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._ped.zadachi.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов  «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».

Подготовила

педагог-психолог Фомичева Е.В.

Цель: познакомить педагогов с  одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим  рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

План:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Введение. Метод кейсов.
  4. Коллективный разбор ситуаций.
  5. Рефлексия
  6. Упражнения для повышения энергетического потенциала.

  1. Приветствие.

Комплекс упражнений  для снятия  эмоционального напряжения педагогов.

Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Информационный блок. Метод кейсов.

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стадии.

  • Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
  • Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.
  • Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.
  • Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося не всегда могут быть разрешены немедленно.

   Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании.   Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

Кейс-метод (кейс-стадии, метод ситуаций) - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»).

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений, способствует развитию softskills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.

   Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Анализ проблемы состоит из следующих шагов:

1. Предварительное описание проблемной ситуации;

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;

8. Рефлексия.

2.Разминка

Предлагаем вам разобрать  по две ситуации в подгруппе.

Ситуация 1

Даниил и Ваня 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?

Ситуация 2

Во время сон часа Варя 4 года отказывается ложиться спать без игрушки. Что делать воспитателю?

Ситуация 3

 Ангелина подговаривает девочек не общаться с Миланой. Милана плачет и не хочет ходить в сад, так как с ней не дружа. Как быть воспитателю?

Ситуация 4

Саша во время прогулки на улице в детском саду каждый раз обсыпает детей песком. Что делать воспитательнице?

3.  Коллективный разбор ситуаций

Ситуация "Об отверженном ребёнке"

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

1.Исследовательская задача:

• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество

3.Изобретательская задача:

- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

Самотоятельная  работа  групп

Ситуация №1.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

1.Исследовательская задача:

• Что есть? - гиперактивный ребёнок.

• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2.Прогнозная задача«Обратить вред с пользу»

3.Изобретательская задача:

- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4.Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

1.Исследовательская задача:

• Что есть? - нетерпеливый ребенок.

• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.

• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2.Прогнозная задача:

- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3.Изобретательская задача:

- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4.Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

1.Исследовательская задача:

• Что есть? – робкий ребенок.

• Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2.Прогнозная задача:

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3.Изобретательская задача:

- выявить причину неуверенности в себе;

- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

- одобрять инициативу.

4.Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Ситуация №4

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает

информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует

роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

1.Исследовательская задача:

• Что есть? – несдержанный, импульсивный ребёнок.

• Что не устраивает? – Не умеет сдерживать себя в разных ситуациях.

• Что нужно? – научить слушать других.

2.Прогнозная задача:

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3.Изобретательская задача:

-  Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали

свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

-  Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

-  Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа, шахматы, шашки).

-  Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка.

Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам

формирования адекватной самооценки.

4.Идеальный конечный результат: ребёнок  не мешает другим детям выступать, рассказывать стихи, отлично справляется с особой ролью «суфлера». Свою хорошую память с успехом применяет в игре в шахматы. Имеет адекватную самооценку.

5. Рефлексия

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

6. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

 1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2.     Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3.     Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5.     Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6.     Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7.     Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8.     Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9.     Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей " Метод кейс-технологии в ДОУ"

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Семинар-практикум «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».

Семинар-практикум «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов»....

Семинар «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».

Семинар «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов»....

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

Методические рекомендации по разработке обучающего семинара для педагогов по повышению профессиональных компетенций «Освоение метода кейсов для работы с дошкольниками»

Принятые ФГОС ДО требует от педагога - дошкольника ориентации на творческие силы, способности, интересы, его стремление к самореализации. Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагога...

Семинар-практикум «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».

Семинар-практикум знакомит педагогов с  одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим  рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельност...