Семинар для воспитателей " Метод кейс-технологии в ДОУ"
презентация

Мустафина Мария Михайловна

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»

СЕМИНАР

для воспитателей

тема:  «метод кейс-технологии  в ДОУ»

                                                                   Выполнила воспитатель:

                                                                  Мустафина Мария Михайловна

                                                                   

                     

г. Химки

2019

Семинар для воспитателей

«Метод кейс-технологии в ДОУ».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Например:

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Игровое проектирование:

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В практике дошкольного образования можно широко использовать 

Кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вывод:

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература:

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

метод КЕЙС-технологии в ДОУ Автор презентации: воспитатель 14 группы Мустафина М.М. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА» г Химки 2019

Слайд 2

casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Слайд 3

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.

Слайд 4

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 5

Виды кейс – технологии в работе с дошкольниками: - анализ конкретных ситуаций; - кейс – иллюстрации; - фото – кейс; - проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Слайд 6

Структура КЕЙСа и механизм реализации метода: КЕЙС ЧТО ПОЛОЖИМ В КЕЙС? фото / иллюстрацию / картинку / видео / медиа, сюжет которого отражает какую-либо проблему или ситуацию, случай, историю и т. д.; текст-комментарий, который описывает совокупность событий в основе проблемы или ситуации, случая, истории (доступен детскому восприятию, чёткое конкретное описание); задание – правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы или на способ выхода из представленной ситуации; приложения (например, музыкальное сопровождение).

Слайд 7

- соответствовать четко поставленной цели; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений. Требования:

Слайд 8

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади. Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей 1.Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Ребёнок о сознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. 2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогает проанализировать принятое решение. Дети о бъединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. 3. Презентация Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. Дети у частвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. 4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Дети п рименяют знания в различных ситуациях.

Слайд 9

Методы кейс – технологии: - метод инцидентов; - игровое проектирование; - метод разбора деловой корреспонденции; - ситуационно-ролевая игра; - кейс - стади; - метод дискуссии.

Слайд 10

ЭТАПЫ МЕТОДА : 1. Этап предъявления материала – содержимое кейса (иллюстрация, текст-комментарий в целях погружения детей в проблемное поле) 2. Этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний и т. д., формулирование высказываний, обмен мнениями 3. Этап поиска верных решений проблемы, способов выхода из ситуации, а также вариантов предупреждения возникновения проблемных ситуаций 4. Этап вербализации или «папируса» (коллективное творческое решение, формулирование правила на основе пережитого обсуждения, опыта, фиксирование правила в виде символа)

Слайд 11

Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Слайд 12

Кейс - стади «Разговор по телефону»

Слайд 13

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Слайд 14

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».

Слайд 15

В «фото – кейс» входит: - фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему; - текст к кейсу, который описывает совокупность событий; - задание – правильно поставленный вопрос ( в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Слайд 16

Фото - кейс «Мальчик не ест суп».

Слайд 17

Игровое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель : на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является: - умение дошкольников принять на себя роль; - умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; - ролевое взаимодействие.

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Слайд 19

Игровой проект "Кока-кола: все за и против".

Слайд 20

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Слайд 21

В процессе освоения кейс-технологий дети: - учатся получать необходимую информацию в общении; - развивают умение соотносить свои устремления с интересами других; - учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос; -учатся участвовать в дискуссии; - развивают умение принимать помощь.

Слайд 23

Кейсы – инциденты (свершившееся или готовящееся произойти событие) Кейсы – вариации или догадки Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы) Кейсы-иллюстрации Кейсы-драматизации Кейсы-мультфильмы Кейсы- литературные произведения Кейсы-опорные картинки в серии Кейсы-предметные картинки-демонстраторы Кейсы-наоборот Кейсы-варианты развития событий МЕТОДЫ: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др. КЛАССИФИАЦИЯ КЕЙСОВ (дошкольное образование) :

Слайд 24

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией .

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способа...

Методическая рекомендация для воспитателей «Метод кейс-технологии в ДОУ».

 Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствам...

Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.

Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....

Семинар для воспитателей «Метод кейс-технологии в ДОУ».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...